Свято-Успенский Псково-Печсрский монастырь, Православное педагогическое общество, Печорская гимназия вновь пригласили в Печоры многочисленных специалистов и педагогов на VIII Корнилиевские Православные образовательные чтения - несомненно, крупное событие в педагогической и культурной жизни не только района, но и области. Чтения проходили с 1 по 4 марта. В эти дни в классах и зале гимназии, в помещениях районной библиотеки можно было видеть много известных учёных, священнослужителей, педагогов из разных мест России.

Тема нынешних чтений - "Современное образование и православное воспитание".

В соответствии с этой темой и строились пленарные заседания, семинарские занятия, читались лекции. Прошло ставшее традиционным для Корнилиевских чтений родительское собрание. Тема - волнующая: "Как сделать ребёнка счастливым". На этом собрании выступили директор гимназии О. М. Тумановская, наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон.

Лекции участникам чтений читали доктор физико-математических наук А. Г. Хунджуа, главный специалист Российского фонда культуры кандидат филологических наук Т. Ю. Юрьева. Доктор филологических наук В. М. Кириллин выступил с сообщением "Семья в древней Руси". Следует отметить выступление наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона "Современная школа и основы семейного воспитания", преподавателя Печорской гимназии А. А. Сасоева "Современен ли Иван Ильин?" (об основных философских идеях образования и воспитания). В рамках конкурса чтецов духовной поэзии прошёл мастер-класс "Читаем басни" под руководством арт-директора православного издательского дома "Слово" Л. А. Янушпольской.

Сейчас были названы только фрагменты из обширной насыщенной программы Корнилиевских чтений. Полная программа - это 11 страниц текста. За каждым пунктом - напряженная интеллектуальная работа и тех, кто вёл занятия, семинары, и тех, кто слушал, участвовал в дискуссиях. А общий итог - рекомендации, выработанные в ходе всех четырёх дней чтений. Эти дни стали и временем духовного взаимообогащения людей, которые в православии видят учение, способное многое исправить в жизни нынешней России, способное взрастить в стране новое одухотворённое и жизнеспособное поколение.

С. Маркелов
«Печорская правда» 10 марта 2006 г.

ЕГЭ: цифры и факты

Как сдавали экзамены выпускники школ района

Уже несколько лет во всех средних школах района выпускники сдают Единый государственный экзамен. ЕГЭ - это показатель не только уровня знаний, но и способности анализировать изученное. В 2005/2006 учебном году Единый экзамен сдавали по восьми предметам: русский язык, математика, химия, обществознание, история России, география, биология, химия. Всего испытаниям был подвергнут 141 выпускник.

И самый объективный показатель - цифры. Именно в цифрах выражается уровень знаний, умений и навыков выпускников. О ЕГЭ можно спорить, дискутировать. Но факт остается фактом: единый экзамен пока никто не отменял. Надо сказать, что учащиеся школ в нашем районе показали высокие результаты ЕГЭ. Практически по всем предметам средний балл по району выше, чем областные показатели. Исключение составляет только биология. По статистическим выкладкам, предоставленным главным специалистом Управления образования Печорского района О.Шнявиной, видно, что учителя не зря едят свой хлеб. Они грамотно подводят своих подопечных к экзаменам.

По всем предметам наиболее высокий средний балл продемонстрировали выпускники Новоизборской средней школы. Что же касается качества знаний, то есть количества учеников, сдавших ЕГЭ на "четверки" и "пятерки",то Печорский район и здесь впереди областных показателей. Приятно удивляет очень хороший результат по качеству по истории России и географии.

К сожалению, "стобалльников" в этом учебном году в нашем районе не оказалось. Надо подчеркнуть, что полные сто баллов в ЕГЭ - редкий и даже уникальный результат. Такое у нас бывало, но, к сожалению, не в этом году. Но и без этого есть за кого порадоваться и кем восхититься. В частности, золотая медалистка из Печорской гимназии Екатерина Рак доказала, что сильна в математике (85 баллов) и русском языке (93 балла). Не отстала от нее и серебряная медалистка из Новоизборской средней школы Ирина Кольцова. 93 балла по русскому, 90 - по химии, 77 - по биологии - эти результаты говорят сами за себя. Лучшим физиком района оказался Сергей Буйволов из Новоизборской школы. А Анна Лучникова из этой же школы набрала больше всех баллов по гуманитарным предметам: истории и обществознанию. Ее результат - 88 и 78 баллов соответственно.

Вывод прост. С каждым годом растет уровень знаний выпускников. Об этом говорят сухие цифры. Но за цифрами стоит кропотливый труд учеников и учителей.

В. Маслов
«Печорская правда» 7 июля 2006 г.

Достойна президентского гранта

Эта ошеломляющая новость разлетелась в одночасье: педагоги Печорской гимназии Н.Н. Баранова и Л.П. Прохватилова представлены к награждению президентским грантом в числе лучших учителей Псковской области. Событие, согласитесь, неординарное. Людмила Петровна Прохватилова еще находится под впечатлением от произошедшего. Так естественны ее волнение и радость. Ведь в конкурсном отборе принимали участие около 100 учителей области и только 46 с успехом прошли сложную дистанцию.

Думаю, успех ее не стал неожиданностью. Человек она увлеченный, творческий. Неоднократно ее опыт обобщался на педагогических конференциях и выставках. Видела я и хороший фильм об учителе, созданный ее коллегами. Тогда с мультимедийного экрана учительница рассказывала о преподавании одной из сложных школьных наук - математике. Поразило то, что ученикам она давалась с легкостью, а потому была любимым предметом. Фантастика, да и только. Но существовали неоспоримые тому доказательства: хорошие оценки и прочные знания, за которыми, как я поняла, стоял огромный труд педагога. Из чего складывался он, я и попыталась узнать, беседуя с Людмилой Петровной (на снимке).

Л. Прохватилова "Счастлив тот, кто нашёл дело по душе"

ЗА ЗНАНИЯМИ - В ОПОЧКУ

- С детства представляла себе учителя то объясняющим трудную задачу по математике, то рассказывающим про сложные правила русского языка, а то и вовсе увлекательно путешествующего по городам и весям с помощью карты. Рассказать хотелось обо всем. Вот поэтому я и выбрала профессию учителя начальных классов. Где, как не здесь, нужны знания математики и русского языка, истории и литературы, географии и биологии, астрономии, ботаники и даже физики с химией. А рисовать, чертить, работать с конструктором и бумагой, лепить, шить и вышивать, разве это мало? А самое главное - есть возможность всегда оставаться в мире детства. В том мире, куда каждому хочется вернуться, но, увы... - размышляет педагог.

С отличием закончила Опочецкое педучилище. Два года отработала в Бельской школе, затем - в школах № 3 и № 4. И вот уже семь лет - в Печорской гимназии.

- Благодарна своим первым наставникам Л.Ф. Соболевой и А.И. Дубровой, которые много сделали для моего роста. Если бы не поддержали и помогли (ведь начинать всегда трудно), я не стала бы работать в образовании,- признается педагог.

Естественно, результаты не замедлили сказаться. Молодого педагога заметили. Родителям хотелось, чтобы их дети учились в ее классе, дети смотрели на нее влюбленными глазами, боясь пропустить хотя бы одно слово. Спустя 10 лет пришёл первый большой успех - победа в областном конкурсе "Учитель года 1998". Сейчас ее педагогический стаж равняется 17 годам.

РАБОТА КАК ПРАЗДНИК

С первыми своими выпускниками Людмила Петровна так и не рассталась. Нынче ребята перешли в девятый, коррекционный класс. И она по-прежнему у них классным руководителем, учит их литературе. И одновременно учит самых маленьких школьников. Нынче состоялся ее второй выпуск. Еще она - организатор внеклассной работы и руководитель комнаты истории школы, преподает информатику в начальных и 8-ом классах. И надо заметить: за все, за что берется она, обязательно получается. Комната истории школы с ее приходом преобразилась, и спустя год работы заняла первое место в области.

В 2001 году закончила Псковский пединститут. - Недавняя учеба помогает мне быть на плаву, на том уровне, который надо поддерживать в настоящее время, и это хорошо. Многое в образовании меняется и знания, полученные в институте, помогают в работе. Даже с детьми общаться легче, не говоря уже о современных технологиях, компьютерных, - рассказывает Людмила Петровна.

И учиться по-прежнему продолжает. Например, новым компьютерным технологиям в группе, которую вела в школе ее коллега Н.Н. Баранова. А закончив курсы, участвовала в областном конкурсе учебных проектов и вошла в пятерку лучших, став лауреатом. Закончила и курсы дистанционного обучения работе на компьютере. Все это помогает в работе, делает её уроки современными и интересными, но в то же время и требует от учителя большой подготовки.

Рабочий день педагога насыщен до предела. Уроки и подготовка к ним, внеклассная работа, школьные мероприятия. Круговорот дел и событий - это ее стихия. И если выпадает отдых, ей кажется, чего-то не хватает. Ее ученики, как губка, впитывают все, что дает им учитель. Они с интересом, грамотно пользуются компьютером. Доклады и рефераты по природоведению или истории уже в 4 классе самостоятельно представляют на дисках и дискетах, используя элементы оформления. А к выпускному и вообще удивили учительницу самостоятельной презентацией на дискете, где разместили и фотографии, и слова благодарности. Вообще, ребята очень многое умеют делать самостоятельно - этому учит их Людмила Петровна. И не только в плане учебы, но и при подготовке классных праздников. И добиваются успеха. Уже с первых дней учебы у каждого ученика есть своя папка достижений, так называемый "мой портфолио".

БОЛЬШЕ СТАВЛЮ ХОРОШИХ ОЦЕНОК

Так ответила на мой вопрос об оценке знаний учащихся Людмила Петровна. Ее урок - это творческий процесс не только со стороны учителя, но и детей. Просто спросить ученика и просто рассказать новую тему - такого практически не бывает. На дом дети получают творческие задания. И не просто листают страницы учебника, а пользуются материалами с дисков и дискет, обмениваются ими, приносят в класс, чтобы видели все.

- У меня такая цель в работе - научить детей учиться,- делится мыслями педагог. - Дети должны знать программу начальной школы, но не меньше - научиться учиться. Ведь если ребенок придет в старшие классы и не сумеет ничего сделать самостоятельно, грош цена будет начальной школе. Они должны уметь работать со словарями, справочниками, компьютером. Дальше им просто некогда будет этому учиться. И если ребенок научился этому в начальной школе - дальше будет проще. И дети, и родители это понимают. Мы всегда находим общий язык.

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ГРАНТ

Непростым делом оказалось собрать материалы для представления к участию в конкурсе на президентский грант. Поджимали сроки, да и уверенности особой в победе не было. Куда там провинциальному учителю соперничать со столичными асами. И только когда поздравляли в школе, стало ясно - победила.

- Каких-то особых восторгов не было, - вспоминает Людмила Петровна. - Конечно, радостно и приятно. Единственно, не оправдались мои сомнения по поводу того, что провинциальная школа может быть замечена, и учителя выделят. Но чтобы два учителя из одной школы - это просто невероятно.

Президентский грант - это не просто высокое признание заслуг учителя, это еще и денежное поощрение в рамках национального проекта "Образование". Размер его 100 тысяч рублей.

- На что потратите? - спрашиваю Людмилу Петровну.

- Я пока не планировала , - отвечает честно. - Потому что, с одной стороны, не рассчитывала, а с другой, чтобы не сглазить. Наверное, часть потратим будущим летом на поездку в Севастополь к дедушке. Сын Никита очень просится.

Мой рассказ о Людмиле Петровне Прохватиловой будет неполным, если не назвать людей, в какой-то степени причастных к ее победе. Это - Кирилл Владимирович, муж нашей героини. Сейчас он в командировке. Узнав о победе жены и ее коллеги, искренне признался в телефонном разговоре: "Я не сомневался, я был уверен, знал, что вы победите". Надежный семейный тыл - это гарантия успеха.

Много значила и поддержка коллег во главе с Ольгой Михайловной Тумановской, директором гимназии, людьми, которые ценят творчество и поддерживают все новые проекты. Все они обязательно найдут самые искренние и теплые слова поздравления для Людмилы Петровны Прохватиловой. А мы, наверняка, еще не раз услышим имя учительницы, успешно выдержавшей еще не один профессиональный конкурс.

Г. Николаева. Фото С. Маркелова
«Печорская правда» 21 июля 2006 г.

Её любят и уважают

В институте Людмила Семёновна Кольцова была хорошей студенткой, в школе - одна из любимых учительниц и уважаемый всеми педагогами, родителями, общественностью - заместитель директора Печорской гимназии.

Это удивительно цельная натура, не изменяющая себе ни при каких обстоятельствах. Старательность, добросовестность и доброжелательное отношение к каждому человеку лежат в основе ее педагогической деятельности.

Людмила Семеновна курирует методическую работу в гимназии, постоянно обогащая ее новым содержанием и разнообразием форм: это методические недели, "парады наук", заседания предметных секций, методические семинары и конференции, консультации и педсоветы. Л.С. Кольцова стояла у истоков пушкинской работы, Всероссийских Корнильевских образовательных чтений в гимназии. Она помогает учителям в подготовке уроков, докладов, сообщений, консультации проводит корректно, по-доброму, умея увидеть в деятельности педагога "зерно" и оценить по достоинству его творчество.

Людмилой Семеновной создана внутришкольная система повышения квалификации педагогов, и ежегодно с присущей ей энергией, горячо и искренне она рассказывает о работе учителей гимназии на районных методических выставках. Для Людмилы Семеновны каждый учитель индивидуален, в деятельности каждого она находит особые качества и педагога, и личности.

Душевное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт этого замечательного педагога. Чувствуя и ощущая проблемы учащихся, их переживания, она умеет ненавязчиво и мягко, по-матерински помочь им. Я знаю, что не один десяток выпускников вспоминают о ней тепло и нежно, и множество родителей обращаются к ней за помощью, за консультацией по поводу воспитания своих детей.

Непререкаемый авторитет Людмилы Семеновны - это свойство и ее судьбы, и ее педагогической деятельности.

Любовь к родному языку - еще одно из значимых качеств личности этого педагога. И эту любовь, и знание русского языка Людмила Семеновна передает детям. Среди ее обучающихся - победители и призеры областных и районных олимпиад, международных конкурсов, "золотые" и "серебряные" медалисты.

Людмилу Семеновну учителя района знают как человека, увлеченного своим предметом, работой в школе, открытого и общительного.

Считаю, что в жизни она выбрала именно тот путь, который был для нее предопределен: путь добра и верности профессии учителя, путь собственных творческих открытий и открытия других людей в сотрудничестве и общении.

С Днем рождения, уважаемая Людмила Семеновна!

Е. ТИМОФЕЕВА, заведующая информационно-аналитическим центром Управления образования
«Печорская правда» 13 октября 2006 г.