Самая главная профессия

После окончания школы перед выпускниками встает вопрос: "Кем быть?". Кто-то идет учиться на юриста, кто-то на экономиста, другой становится учителем, иной - военным. Кто год учится, а другой - и шесть, затем начинает осваивать азы своей профессии на производстве. В итоге, лет через десять мы имеем высококвалифицированного специалиста. Однако среди множества различных профессий есть одна, которую выбираем не мы, а она выбирает нас. Это самая важная на земле профессия - быть родителем. К сожалению, этому делу нигде не учат.

Классные руководители гимназии уже давно задумывались над тем, как помочь родителям учащихся в разрешении проблемы воспитания детей. Для решения этой задачи в марте этого года возобновил работу родительский лекторий. В середине октября проведена уже вторая в этом году неделя педагогичсского просвещения родителей.

Маленьким детям очень трудно привыкнуть к школе, особенно тем, которые не посещали детский сад. Самая главная трудность состоит в том, что у детей не было определенного режима дня. О том, как влияет режим дня на школьные успехи детей, говорили с родителями младших школьников Г. П. Черемхова и В. П. Птичкина. Правильно организованный режим дня дает время детям и на занятия по интересам. А чем заняться? Об этом говорила на встрече с родителями Л. А Турушина, методист Центра детского досуга и творчества. Людмила Алексеевна познакомила с кружками, работающими и центре, показала работы, выполненные кружковцами.

Пришел ребенок и пятый класс, встретился с большим количеством проблем: новые учителя, новые требования. Да и дома уже смотрят на него как на опытного школьника, предъявляют повышенные требования. А он же еще все-таки ребенок и хочет доброго, ласкового отношения со стороны родителей независимо от его учебных успехов. Поэтому для родительского лектория в пятых классах была выбрана тема "Мудрая воспитательница Радость", раскрыть которую попыталась молодой педагог Н. М. Богатова.

Растут дети в семье, всё вроде бы нормально, и вдруг замечаем, что стали непослушными, грубят взрослым, замкнуты в общении с родителями. Родители шестиклассников получили по этому поводу такие советы: общайтесь чаще с детьми, не будьте с ними агрессивными, интересуйтесь не только учебными успехами, радуйтесь вместе с детьми любому их достижению. Эти и другие рекомендации дала родителям Л. Я. Анисахарова.

"Здоровый ребенок: миф или реальность?" - тема лектория для родителей семиклассников. На встречу с родителями пришли врач С. А. Тульский и школьная медсестра Н В. Изборская. Состоялся заинтересованный разговор.

Г. С. Осипова и Н.В.Кислена на встрече с родителями восьмиклассников вели разговор по теме "Одни день из жизни школьника".

Пожалуй, самый трудный школьный возраст - это старший подростковый. Легко ли быть подростком, что думают об этом сами подростки, узнали родители девятиклассников. Главная мысль в анкетах ребят легко, когда у тебя хорошие понимающие родители. А вообще-то трудно, так как ты уже не ребенок, но еще и не взрослый. Какими хотят видеть дети своих родителей, как помочь ребенку в его взрослом становлении, говорила, анализируя анкеты. Т. М. Яковенко.

У старшеклассников свои проблемы, о решении которых вела разговор на встрече с родителями учащихся 10-11 классов О. В Соколова.

В течение недели школа встречала родителей учеников. Очень многие родители своим приходом на занятия родительского лектория показали свою заинтересованность в деле воспитания детей. Может быть, они и не получили ответа на все, стоящие перед ними вопросы, а может быть, каких-то проблем до этого и не замечали, но мы думаем, что время, проведенное в стенах школы, не стало для родителей пустой тратой времени. Ведь только в совместной работе педагогов и родителей можно добиться положительных результатов в таком непростом деле, как воспитание детей

Н. Баранова, Печорская гимназия
«Печорская правда» 6 ноября 2001 г.

Люди уходят, дела остаются

Имя Ларисы Александровны Райковой, потомственного педагога, ветерана педагогического труда с 35-летним стажем, ныне пенсионерки, известно многим печерянам, ведь первая учительница незабываема. Но не всем известно, какую роль сыграли члены ее семьи, особенно дед, в проведении просветительской работы в Печорском крае.

Мама Ларисы Александровны - Тамара Карловна Домоновская (урожденная Устав) - учительница начальных классов, отдала школе около 45 лет. Двадцать из них - Тайловской.

Отец - Александр Семенович Домоновский, будучи инженерно-техническим специалистом по строительству дорог и мостов, состоял в то же время членом правления Печорского "Русского просветительского общества", занимался вопросом защиты прав русских на территории Эстонии, частью которой был в то время Печорский район. При его непосредственном участии были построены мосты через реки Белку и Пачковку, участок железнодорожного полотна от станции Петсери до Тарту, подъездная дорога от здания железнодорожного вокзала до центра города.

Но наибольший вклад в просвещения края в первой трети XX века внес дед Л.А.Райковой - Карл Устав, широко образованный и эрудированный человек. Помимо эстонского и русского он свободно владел немецким и английским языками, изъяснялся по-французски.

Просветительская деятельность К.Устава проходила как среди эстонского, так и русского населения, и была очень разнообразной: его имя, как просветителя Печорского края, даже вошло в Эстонскую Энциклопедию 30-х годов. Им была организована Тайловская народная библиотека, состоявшая из 740 экземпляров книг на русском и эстонском языках. Он принимал участие в создании начальной эстонской школы в Печорах в 1905 году, а также первого эстонского музыкально-песенного общества "Калеп".

С 1909 года при участии К.Устава начала издаваться газета "Печорский (Петсерский) почтальон" на эстонском языке, которую поддержали другие крупные издания, правда, вышло только 19 номеров газеты.

В 1911 году К. Устав создает в Печорах просветительно-образовательное общество, (нечто вроде современного РУО), и руководит им около двух десятков лет.

Внес просветитель Печорского края свой посильный вклад и в обучение молодежи ручным ремеслам: в 1914 году при его участии было открыто профтехучилище, готовившее специалистов по обработке дерева и металла, и он некоторое время лично курировал его деятельность.

С 1930 года, после принятия священного сана, Карл Устав становится протоиереем и несет свое служение в Тайловской церкви, а затем, до 1943 года , - в Варваринской.

Тайловские старожилы до сих пор помнят своего духовного наставника - батюшку Карла и хранят о нем в сердцах добрую память. Отец Карл всегда находил не только словамилосердия и сострадания ближним, но нередко оказывал и материальную помощь тем, кто в ней нуждался. Как священник, он принимал участие в закладке символического "первого камня" некоторых печорских зданий, таких, как гимназия, Госбанк, Дом культуры и зданий многих школ района.

Некоторые из детей Карла Устава, а их было 10 (6 дочерей и 4 сына, 2 из них погибли в Первую мировую войну), пошли по его стопам: кто-то в Эстонии, а кто-то на своей малой родине - в Печорах, продолжал просветительно-образовательное дело отца. Две дочери - Тамара Карловна (в замужестве Домоновская) и Раиса Карловна (в замужестве Мордвинова) стали учительницами начальных классов в Тайловской школе. Сын Анатолий Карлович Устав - музыкантом, преподавал игру на флейте и скрипке в музыкальном кружке Дома пионеров, совмещая преподавательскую деятельность с основной работой в качестве начальника Печорского РУС.

Надо сказать, в большой дружной семье Устав очень любили музыку: дед, глава семьи, прекрасно музицировал, аккомпанируя на пианино и скрипке домашним певцам и певицам. Эту любовь он привил не только детям, но и внукам, в том числе и юной Ларисе, хотя и не ставшей в последствии профессиональным музыкантом, а, как и мать, - учительницей. Дочь А.К. Устава - Лия Анатольевна (в замужестве Талалаева), младшая двоюродная сестра Ларисы Александровны, закончила музыкальную школу, но тоже избрала профессию педагога - стала учителем немецкого языка.

Достойным продолжателем просветительских традиций своего именитого деда К.Устава стала Лариса Александровна Райкова.

"Зерна, вложенные дедушкой, - говорит она, - не остались без всходов, дали плодотворные результаты". И этому есть конкретные подтверждения: она много лет читала лекции в районном обществе "Знание" на педагогические и другие темы молодым специалистам, вела над ними шефство, учила нелегкому учительскому труду, будучи в этом смысле "учителем учителей".

В свое время государство отметило заслуги Ларисы Александровны различными наградами: званием "Отличник народного просвещения", Почетной Грамотой Министерства просвещения РСФСР, медалью "Ветеран труда", а также множеством областных и районных почетных и поощрительных грамот.

Уже девять лет Лариса Александровна - вдова. Но не забывают свою первую учительницу благодарные ученики: Лена Андреева, Женя Богданова, Андрей Муру и другие. Ей, первой, единственной и неповторимой посвящают искренние, от всего сердца, стихи:
Вы нас встретили перед входом в школу,
С улыбкой ясной проводили в класс,
Такою строгой, бесконечно доброй,
Вы в памяти останетесь у нас.
Спасибо Вам, любимая, родная,
За все хотим мы Вас благодарить,
За то, что Вы тогда нас научили
Писать, читать и дружбой дорожить.

Такие слова могли быть адресованы только истинно народному учителю…

И. Ивикова
«Печорская правда» 7 ноября 2001 г.