Неделя иностранного языка

В нашей школе стало традицией проводить предметные недели, когда учащиеся могут показать свои знания по различным предметам. Неделя иностранного языка проходила в этом году с 12 по 16 мая. Она предусматривала целенаправленное знакомство со страной изучаемого языка.

Учащиеся 5-6 классов разучивали песни, игры, сказки, стихи на иностранном языке. Очень интересно прошел КВН на немецком и английском языках. Загадки, ребусы, кроссворды, лексические, грамматические конкурсы, стихи, песни доставили детям большое удовольствие.

7-8 классы отправились в заочное путешествие по городам Англии, Америки, Шотландии, Германии, Австрии, Швейцарии, познакомились с достопримечательностями этих стран, узнали много нового о народных обрядах.

В заключение учащиеся старших классов провели викторину "Знаешь ли ты страну изучаемого языка?"

10-11 классы шире познакомились с жизнью и творчеством классиков мировой литературы - У. Шекспиром, Д. Лондоном, Р. Бернсом, И.-В. Гете, А. Гейне, Ф. Шиллером. Учащиеся разучивали стихи, отрывки из произведений классиков на иностранном языке. А ученик 9а класса Максим Белов, прочитав стихотворение Гете "Любовь", перевел его на русский язык в стихотворной форме.

Закончилась неделя концертом художественной самодеятельности. Здесь можно было увидеть и услышать песни, стихи, сценки, пьесы на английском и немецком языках, даже были показаны народные танцы Германии и Англии.

Жюри отметило отличную языковую подготовку учащихся 5а, 5б, 6а, 7а, 8а, 9а классов. Большим успехом пользовались отдельные номера на английском языке, особенно песни в музыкальном сопровождении ученицы 5а класса Чихачевой Наташи.

Отлично пели на немецком языке и танцевали девочки 5б и 6а классов, хорошо выступила вокальная группа 6а класса.

Катя Малова, Лариса Богомолова, 8а класс школы-гимназии
«Печорская правда» 30 мая 1997 г.

Танцевальный ансамбль Печорской школы-гимназии № 1 "Школьные годы" - почти непременный участник всех больших концертов в нашем городе. Зрители аплодируют и хореографическому искусству молодых танцоров, и их умению демонстрировать весьма широкую программу. Недавно ансамбль на районном конкурсе блеснул "Восточным танцем", придуманным и поставленным бессменным руководителем коллектива Г.Г. Лебедевой.

На снимке: "Школьные годы" в "Восточном танце".

Фото С. Маркелова
«Печорская правда» 30 мая 1997 г.

Эти жаркие августовские дни...
(Заметки с районного совещания учителей)

То, что августовские, а вместе с ними июльские и другие дни небывало жаркие по температуре - очевидно всем: просто Африка. Но они жаркие и в другом плане. Задолженность по зарплате учителям в одном из районов более полугодовая, в областном центре эту проблему обсуждают и решают на самом высоком уровне... Понятен поэтому жар человека внутренний. Как учебный год начинать, с чем, с каким настроением? И начинать ли, если не рассчитается родное государство с уважаемым, но бедным учителем? Слухи о забастовке 1 сентября небеспочвенны.

КАК В ПЕЧОРАХ?

- По моим данным, учебный год начнется нормально, - отвечает глава района А.А. Монтаровский. - Настроение покажет наш традиционный августовский совет педагогов.

И тут же в кабинет заходит женщина:

- У меня шесть детей, четверо школьники. Как, в чем и с чем отправить их в школу? Детские выплатили только за декабрь, по безработице не получаю уж не помню с какого месяца...

Вот так было в понедельник, 25 августа, за час до начала совещания. Определенный оптимизм и... проза жизни.

ТРАДИЦИИ

Немало довелось в прежние годы участвовать в мероприятиях подобного рода. И сейчас напрашивался вопрос: "Что нового увижу и услышу?" Сразу скажу, что все было очень традиционно. Много цветов, стенные газеты, очень нарядные женщины всех возрастов, приветствия, поздравления, улыбки... Теплые напутствия шестерым выпускникам педвуза, принимаемым в большую районную учительскую семью. Довольно своеобразное оживление, когда для докладчика попросили час. Мол, можно бы и в урок уложиться. Вот только как, если надо многое сказать.

Справка: в Печорской районе 8 средних школ, 7 - основных, 3 - начальных, одна вечерняя средняя, 13 дошкольных учреждений, 2 учреждения дополнительного образования. Обучалось более 3800 учеников. Их направляют и воспитывают более 360 учителей и воспитателей. В школьных учреждениях более 130 работников.

О ФАКТАХ И ЦИФРАХ

Объяснимо стремление начальника управления образования Ф.И. Коханова показать все, чем занимались учебный год под ведомственные учреждения, показать и товар лицом, и проблемы высветить.

Учитель, как говорилось в приветствии молодым, - это не просто профессия. Это образ жизни, который воспринимают положительно далеко не все из семьи, родных и близких. Но это жизнь. И хочется, пусть втайне от других, знать оценку своего труда не только в признании учеников, но и со стороны, с районной трибуны.

Из средних школ больше всего похвал шло в адрес первой. Не без оснований. Ее коллектив выдержал очень серьезный экзамен. Многочисленные проверки, контрольные работы позволили комиссии аттестовать школу как среднюю общеобразовательную с гимназическими классами, показали большие возможности самого крупного в районе учительского и ученического коллектива.

Это областной уровень. А на районном аттестовались Лавровская, Высоковская школы. И весьма успешно. Аттестовались и сами педагоги. Первую квалификационную категорию получили 22 учителя, вторую -12. Фамилии всех не перечислишь.

Поверьте свидетелю, что лучшие школы, предметники, организаторы внедрения новых методов обучения и по другим направлениям педагогической деятельности назывались часто и уважительно. Многие названия школ и фамилии звучали не раз. По заслугам.

Говорилось и о проблемах, просчетах, низкой успеваемости как в некоторых школах, так и у отдельных учителей, о горячем питании, детской преступности.

Не были обделены вниманием работники комплекса, объединяющего школу-интернат и детский дом, спортивной школы, детских садов и яслей, библиотек, дома детского творчества и других. Если бы несколько цифр, названий школ, фамилий, а здесь точно: все не опубликуешь.

ЛЮДИ, ШКОЛЫ И ДЕНЬГИ

На год бюджет районному управлению обозначен в 7,1 млрд. рублей. Израсходовано - 4,2 млрд. Надо... Лучше не называть. В каждом районе своя "недоимка". Во всяком случае на этот день называлась цифра в 1,8 млрд рублей. Ее составляющие без детализации в цифрах: зарплата, книгоиздательская продукция, опекунские пособия, коммунальные услуги (более одного миллиарда). Так что жизнь красивой не назовешь.

Тем не менее школы в полной "боевой" готовы открыть свои двери, классы.

В докладе было немало слов благодарности в адрес администраций района, руководителей больших и малых предприятий и организаций за помощь в финансировании всех мероприятий по подготовке к новому учебному году, в выплате зарплаты и т.д. Возможно, ожидалось это и от выступавшей первой заведующей Залеской начальной школы О.С. Нагиевой. Но получилось наоборот.

Сама школа, в которой 26 детей, размещается в двухкомнатной квартире. Конечно,все к 1 сентября сделано на "5". За счет чего?

- На ремонт пошли деньги, заработанные детьми, -с нотками горечи и печали говорила Ольга Сергеевна - Вернули их на днях. Но не смогли мы летом ребятам организовать экскурсию, купить хотя бы пару новых лыж... Как хочется не ходить к родному государству с протянутой рукой, а видеть от него руку дружбы и помощи.

Есть чем гордиться коллективу школы № 1. И успехами в учебе и победами в различных соревнованиях, олимпиадах. Их куют высококлассные специалисты. И в материальном плане школа живет неплохо. За помощь в этом благодарила руководство района Л.С. Кольцова.

- К сожалению, нас в докладе не отметили за подготовку к новому учебному году, - говорила директор Лавровской школы В.И. Волосюк. - Ибо есть предписание госпожнадзора о замене кабеля. А у нас на это средств нет. В предвыборную кампанию главы района и волости обещали помочь в строительстве пристройки к школе, но все остается по-прежнему. А школа идет к своему 120-летию...

Перефразируя известное выражение, можно сказать, что не все спокойно, однозначно в общеобразовательном "королевстве".

ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА

Не часто увидишь в президиуме подобного совещания священнослужителя. В Печорах это в порядке вещей. Цитата из доклада:

"Отдельно хотелось бы сказать о той большой духовно-эстетической помощи, которую оказывает нам Псково-Печерский монастырь, передать наилучшие пожелания, крепкого здоровья всей братии и настоятелю архимандриту Тихону. Сейчас ведется серьезная совместная работа, проводятся семинары для педагогов, встречи с учащимися. Действует воскресная школа, где дети обучаются искусству рисования и живописи, пению..."

Из выступления:

- Впервые несколько классов школы № 1 производственную практику проходили на монастырских полях. Школе необходимо было заработать продукты для питания. Как принимали ребят в монастыре, какое было к ним отношение! Как душевно разговаривал с ними отец Николай! И ребята понимали, какое это благо - труд. Никто не устанавливал для них никаких норм, требований. Но работали действительно с душой. А после работы - хороший обед. По окончании практики такая экскурсия по монастырю, которой удостаиваются немногие. И сувениры на память. Вот бы другие наши руководители так относились к детям!..

Комментарии здесь не требуются.

ТЕРПЕНИЕ

Практически у каждого выступающего это слово присутствовало в поздравлении и пожеланиях в новом учебном году. Что терпеть и сколько? Сами себя настраивают и успокаивают? Похоже, и других тоже. Во всяком случае, по словам Е.А. Румянцевой, заместителя директора учебного комплекса (детский дом и школа-интернат), они должны многим около 700 миллионов рублей, в том числе за питание 80 миллионов. Но и зарплату не получают с апреля, точнее, за апрель получили. Мы терпим, вы терпите, помогайте.

О терпении говорила и председатель райкома профсоюзов Н А. Белова. Этот профсоюз, в отличие от других, не разваливается, а пополняется новыми членами. Учителя убедились, что в одиночку сейчас не выжить. Бастовать или не бастовать - дело каждого коллектива. От детей бы и родителей праздник не отнять.

ПРОБЛЕМЫ

В печорском учебном "королевстве" их столько, как и во всей нашей жизни. Что-то, возможно, получше, чем в других районах. Но, как и везде, недостаточная обеспеченность школ техническими средствами, дидактическими и методическими материалами, современным оборудованием. Не все школы укомплектованы кадрами. Не везде есть горячее питание. Ослаблена работа с родителями. Отсюда рост безнадзорности, преступлений и правонарушений. Отмечалось, что далеко не все педагоги работают с полной отдачей.

Об этих и других проблемах, путях их решения говорили также директор областного института повышения квалификации учителей В Н. Соловьев, глава района А А. Монтаровский. Сохранение всей учебной сети, дошкольных учреждений главным достижением района назвал Владимир Николаевич.

КОШЕЛЁК...ДЛЯ ПАМЯТИ

В этих заметках не ставилась задача показать анализ методической, организационной работы управления образования, школ, что было на самом совете учителей. Просто взгляд со стороны. Очень хотелось бы рассказать о новаторских коллективах и отдельных учителях, о многочисленных грамотах, премиях, врученных под дружные аплодисменты. Объять же необъятное в отчете...

Но про один сувенир сказать стоит. Его "под занавес" вручили А.А. Монтаровскому. Небольшое такое портмоне - записная книжка и с ней кошелек. Чтобы записи велись и не забывались просьбы учительские, и пополнялся бюджет просвещенцев.

Знаю, что в некоторых районах перед началом учебного года уже ограничиваются совещанием с директорами школ. А здесь праздник, с деловым анализом. Тоже ведь достижение.

Николай Иванов
«Псковская правда» 29-30 августа 1997 г.