Награды Родины

Как стало известно, Указом Президиума Российской Федерации за заслуги в обучении и воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд группе учителей области присвоено почетное звание "Заслуженный учитель школы Российской Федерации". Среди них Надежда Николаевна БАРАНОВА, учитель школы-гимназии № 1 и Евгения Алексеевна РУМЯНЦЕВА - заместитель директора педагогического комплекса "Школа - интернат - детский дом".

Поздравляем с высокой наградой!

«Печорская правда» 15 марта 1996 г.

Подают руку дружбы

О дружбе учащихся школы № 1 с латышскими, эстонскими и литовскими ребятами в свое время мы часто рассказывали на страницах нашей газеты.

Каждый год в День Победы поочередно то в Лимбажи (Латвия), то в Рапла (Эстония), то в Паланге (Литва), то в Печорах (РСФСР) проходили фестивали дружбы, которые превращались в светлые праздники молодости, радости, красоты, добра.

Делегации школ четырех республик возлагали цветы на братские захоронения, выступали с концертами художественной самодеятельности, соревновались в различных видах спорта, обменивались мнениями по вопросам школьной жизни. Сколько впечатлений увозили ребята с этих фестивалей!

К сожалению, эта прекрасная традиция прервалась, когда реформаторы занялись переустройством нашей жизни и Прибалтийские республики стали суверенными государствами.

Появился холодок отчуждения во взаимоотношениях школ, которые долгие годы связывали крепкие узы дружбы. Об организации фестивалей больше никто не поднимал вопрос.

Но добрые отношения, существовавшие столько лет между Россией и Эстонией, не могут окончательно исчезнуть. Все-таки соседи тянутся друг к другу. И первыми руку дружбы подают школьники.

В конце апреля коллектив школы № 1 принимал делегацию Тильсиской основной школы Пылваского уезда (встреча состоялась яо инициативе Эстонской стороны). В ее состав вошли 21 учащийся, учителя русского и эстонского языков, воспитатель детского дома и другие.

Представители Печорской средней школы № 1 встретили эстонскую делегацию на границе с цветами. Гости из соседней республики присутствовали на уроке русского языка, который дала Н. В. Киселева. Они побывали на экскурсии в монастыре, а также им были показаны другие достопримечательные места города.

Затем и учащиеся школы № 1, и эстонские гости собрались в актовом зале, где были накрыты столы для чаепития. Начались задушевные беседы и танцы. Печорские ребята показали гостям обряд русской свадьбы.

Администрация школы-гимназии благодарит полковника В. Н. Лошкарева за содействие в оформлении документов, позволившее эстонской делегации без проволочек пересечь границу.

Т. Павлова
«Печорская правда» 8 мая 1996 г.

Заслуженный учитель

КОГДА читаешь в "Псковской правде" сообщения о награждении или присвоении какого-либо почетного звания представителям нашего района, сердце наполняется гордостью. Значит есть еще среди земляков люди, которые трудятся на совесть, для которых основу жизни составляет раз и навсегда избранное дело, и выполняют они его так, что их работу высоко оценивает коллектив, общество.

Выпускники и учащиеся школы № 1, работники образования района с удовлетворением восприняли Указ Президента о присвоении звания "Заслуженный учитель школы Российской Федерации", учительнице математики Надежде Николаевне Барановой.

Беседа с ней состоялась в ее с большим вкусом оформленном кабинете, который, как впоследствии выяснилось, является образцовым в школе.

На вопрос, почему именно математика стала делом ее жизни, Надежда Николаевна ответила очень убедительно:

- Когда я училась в школе № 3, то буквально преклонялась перед своим классным руководителем и учителем математики Н. Б. Смирновой. Наш класс был очень дружным, в чем заслуга Нины Борисовны. Она сумела так нас сплотить, что мы жили как бы одной семьей. Как классному руководителю мне до своей учительницы далеко. Она всех нас помнит до сих пор, никого не забывает. Кстати, она первая поздравила меня с присвоением почетного звания.

В первой школе я училась у прекрасного математика Николая Семеновича Миронова. Его уроки незабываемы, Он умел так органично переходить от решения задач к чтению стихотворений, что это ни у кого не вызывало удивления, а наоборот, воспринималось как необходимая пауза для отдыха. Вот эти-то люди, учителя от Бога, сыграли свою роль в выборе профессии, и после школы было решено - математический факультет Псковского пединститута.

Окончив вуз в 1976 г., Надежда Николаевна стала работать в школе № 1 и уже почти 20 лет с небольшим перерывом учит печорских ребят.

Кроме математики, Н.Н. Баранова преподаёт "Основы информатики и вычислительной техники", а также черчение. Работает она и в 7 классе компенсирующего обучения, где добивается отличных результатов: успеваемость с каждым годом повышается, растет и качество знаний учащихся. Так, за 2 года успеваемость в этом классе повысилась на 6 процентов.

В этом году 7 человек из 10 класса, где она является классным руководителем, учатся математике в областном Центре развития одаренных школьников, 10 ребят из этого же класса занимаются на "4" и "5".

Ученики Надежды Николаевны успешно участвуют в математических олимпиадах. Так, в прошлом учебном году девятиклассница Елена Стрельченко заняла первое место в районной олимпиаде и получила диплом третьей степени на областной.

Многие выпускники школы, занимавшиеся у Н. Н. Барановой, подтверждают свои оценки на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения не только Пскова, но и Москвы, Петербурга.

На ее уроках постоянно бывают представители администрации школы, управления образования. Вот как они отзываются о работе учительницы: "Надежда Николаевна учит детей думать, обобщать, делать выводы, искать рациональные приемы решения задач, ведет учет пробелов в знаниях учащихся, проводит последовательную кропотливую работу по их ликвидации, дополнительные занятия, консультации, широко использует таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения".

По мнению же самой учительницы, главное в ее работе - это четкость в построении урока, верность своему слову.

- Если я сказала, что сегодня соберу тетради и к такому-то сроку проверю, - говорит Надежда Николаевна, - я обязательно это сделаю. На опыте я убедилась, что ребята любят, когда их труд оценивают. Считаю, что ученик только тогда добьется успехов в изучении математики, когда он занимается самостоятельно, не прибегает к бездумному списыванию. Стараюсь поощрять тех ребят, которые трудятся, сами пытаются справиться с заданием, хотя и допускают ошибки. Чтобы ученики не списывали на контрольных работах, даю индивидуальные задания.

А вот как отзываются о своей учительнице математики некоторые выпускники: "Надежда Николаевна очень требовательная и справедливая".

Н. Н. Баранова в совершенстве освоила и такой предмет, как "Основы информатики и вычислительной техники", ведет его не только в старших классах, но и в младших прогимназических. К сожалению, по этому предмету нет ни программ, ни учебников. Все приходится составлять самой.

Компьютеры, имеющиеся в школе, устарели морально и физически, их даже не берутся ремонтировать.

Развивает интерес к математике и внеклассная работа по предмету: занятия я кружке, на факультативе, участие в выпуске математической газеты, в проведении недели математики. Вся эта работа проходит не без участия Надежды Николаевны и ее учеников.

Как классному руководителю ей приходится решать много проблем, которые возникли в связи с тем, что изменилось время, и не те стали ребята. Если раньше пионерская и комсомольская организации, трудовые дела объединяли учащихся, то теперь классному руководителю приходится сплачивать коллектив одному, да и идеалы изменились.

Исчезают у ребят такие качества, как бескорыстие, долг, скромность, мерилом человеческого достоинства становятся деньги. Некоторые учащиеся позволяют себе разговаривать с учителем, жуя жвачку, и при этом ссылаются на Америку, где это якобы принято.

Как классный руководитель Надежда Николаевна старается воспитывать у своих питомцев высокую нравственность, трудолюбие, организовать работу актива. Она сумела доказать ребятам, что ходить в школу на занятия в тренировочных костюмах неприлично. Да и какой учитель не хочет видеть своих учеников подтянутыми и аккуратными!

Н. Н. Баранова никогда не позволит себе пойти на урок, не продумав его построения и форму проведения. А ведет она математику, информатику и черчение в разных классах. Сколько нужно написать планов, подобрать таблиц, раздаточного материала, сделать чертежей! Учитель - не кукла, стоящая у доски. Чтобы проверить знания учащихся, донести до их сознания новую тему, он использует не только богатство интонаций, но и мимику, жесты и в то же время держит в поле своего зрения весь класс и каждого ученика в отдельности, И все это требует физических и душевных сил.

Надежда Николаевна сетует на то, что, отдавая всю себя школе, она мало внимания уделяет дочери. Так, наверное, всегда бывает: ради большого дела приходится жертвовать своим личным.

За присвоение ей звания "Заслуженный учитель школы Российской Федераций" Н.Н. Баранова благодарна педагогическому коллективу своей школы, который ее полностью поддерживает.

Творческий учитель, прекрасно знающий и любящий свой предмет, хорошо владеющий разнообразными методами и формами проведения уроков, живет и работает в нашем городе, и повезло тем ребятам, которые учились и учатся у Надежды Николаевны.

На снимке: Надежда Николаевна Баранова

Т. Прохорченко. Фото С. Маркелова
«Печорская правда» 8 мая 1996 г.