Незабываемая экскурсия

Идут долгожданные летние каникулы - пора экскурсий, походов. В этом учебном году наш класс принимал активное участие в уборке урожая в колхозах района. Мы добросовестно трудились и заработали деньги на трехдневную экскурсию в Ленинград. И вот 4 июня рано утром мы собрались у здания школы и отправились на автобусе в город-герой Ленинград. Несмотря на ранний час, в автобусе звучали песни, смех, шутки. Мы и не заметили, как подъехали к Пулковском гостинице. Здесь нас встретил экскурсовод. Вкусно пообедав в ресторане "Восточный", мы отправились на обзорную экскурсию по Ленинграду.

Экскурсия началась со знаменитой Дворцовой площади. Мы останавливаемся у памятника Петру I, знаменитого "Медного всадника", а вот памятники русским полководцам П. А. Румянцеву и А. В. Суворову на Марсовом поле.

Далее мы знакомимся с памятиками М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Не забыли мы побывать на всем известном Аничковом мосту через Фонтанку, в Летнем саду.

А вот площадь Декабристов и Исаакиевская площадь.

Закончили мы экскурсию у легендарного крейсера "Аврора", который находится на вечной стоянке у истоков Большой Невки.

А на следующий день наша экскурсия началась с Петропавловской крепости - уникального памятника русского зодчества, в прошлом - одной из самых страшных политических тюрем России. Сначала мы побывали в Петропавловском соборе, золоченый шпиль которого виден всюду в Ленинграде. Это самое высокое здание Ленинграда, его высота 122,5 метра. В алтарной части находится иконостас, поражающий своим великолепием. 8 иконостасе - 43 иконы.

Петропавловский собор на протяжении около двух столетий служил усыпальницей русских императоров. Хоронить в соборе стали по указанию Петра I. Сам Петр I похоронен у южной стены собора. В соборе похоронены все русские императоры и многие великие князья - представители дома Романовых. Потом перед нами предстало мрачное зрелище: мы стояли у казематов, где находились в заточении лучшии люди России. Все казематы сырые, холодные, мрачные. Нам показали камеру N9 47, в которой сидел старший брат В. И. Ленина Александр Ульянов, и камеру № 60, где был в заключении А. М. Горький. Самое страшное в режиме было одиночное заключение. Пребывание в сырых казематах подрывало здоровье заключенных, приводило к расстройству нервной системы. Мы узнали, что через тюрьмы и казематы "Русской Бастилии" прошли представители трех поколений революционеров - декабристы, разночинцы и пролетарские революционеры. Затем мы отправились в Эрмитаж - крупнейшую сокровищницу мира. И вот мы в гигантском Зимнем дворце - ныне главном выставочном помещении Эрмитажа.

Мы восхищались Малахитовым залом, Петровским залом, которые сами являются прекрасными памятниками руской культуры, Картины Рембрандта, Рубенса, Рафаэля произвели на нас незабываемое впечатление. Мы любовались изделиями из фарфора, серебра, бронзы, стекла. А вечером нас ждал сюрприз: нам привезли билеты в театр сатиры на сказку Шварца "Тень".

Третий день мы провели в г. Пушкине, который расположен в 25 км от Ленинграда. В начале XVIII века здесь возникла летняя резиденция русских царей. Центром ансамбля является Екатерининский дворец, построенный в 1756 году по проекту Растрелли. Фасады дворца поразили нас богатством и разнообразием архитектурной обработки. Как зачарованные, смотрели мы на великолепие убранства залов дворца. Главным парадным залом является Большой зал. Его площадь 860 кв. м. Зал наполнен светом, стены украшает резьба, которая отличается разнообразием и мастерством исполнения. С восторгом осматривали мы Зеленую столовую, Опочивальню, Китайскую голубую гостиную, Янтарную комнату, в которой ведутся сейчас восстановительные работы. Особенно запомнилась парадная лестница. Белый мрамор, белая лепка придают ей особую торжественность.

Вечером третьего дня мы возвращались домой в Печоры, полные восторгов, огромных впечатлений от увиденного и услышанного. На долгое время останется у нас в памяти эта замечательная экскурсия в город-герой Ленинград. Мы благодарим нашего классного руководителя Бэллу Борисовну Варушкину и председателя родительской тройки Любовь Васильевну Федорову за организованную для нас экскурсию. Мы выражаем также огромную признательность и благодарность водителям автобуса М. И. Веселину и Ю. А. Королеву за прекрасное обслуживание, за внимание, доброту и чуткое отношение к детям.

Коллектив учащихся 7 "в" класса средней школы № 1.
"Печорская правда"
14 июля 1990 г.

Накануне нового учебного года

В преддверии нового учебного года на вопросы нашего корреспондента отвечает заведующий отделом народного образования Виталий Иванович КУСТОВ.

- Виталий Иванович, скоро в школах прозвучит первый в новом учебном году звонок. С какими чувствами и мыслями Вы подходите к его началу?

- Скорее всего с разноречивыми чувствами, так как наше народное образование по-прежнему не может решить многих проблем.

Возьмем качество знаний. Из 3223 учеников прошлый учебный год на "4" и "5" окончили 908 (27,3 процента), в том числе 8 человек получили серебряные медали и двое девятиклассников получили свидетельства с отличием. В то же время 78 учеников оставлены на второй год, 178 - получили задания на осень, а 38 - переведены в следующий класс с двойками.

Если в начальной школе ученики получают хорошие знания, то основные промашки ложатся на среднее звено: седьмые-девятые классы.

Возьмем выпускные экзамены. Здесь также результаты и радуют, и заставляют задуматься. Ученикам было разрешено сдавать несколько экзаменов по выбору. В девятых классах более половины сдававших химию и геометрию учеников получили хорошие и отличные оценки. Хорошие знания показали также и 11-классники на экзаменах по физике, геометрии, литературе, тогда как по обязательным предметам - сочинению, алгебре успехи скромные. Так, из 143 выпускников на "4" и "5" сочинение написали 81, такие же оценки по алгебре получили только 42 ученика.

Таланты у нас есть, их надо уметь выявить и развивать. Здесь многое зависит от учителя.

В этом году состоялся первый выпуск начальных классов, которые начали учиться с шести лет. Один класс в школе № 1 (учитель JI. С. Крючкова), один класс в школе № 3 (учитель А. И. Дуброва). Мы провели сравнительный анализ этих классов с теми, кто начал учиться в семь лет. Результаты показали, что глубина знаний первых выше.

- Значит, целесообразнее всё-таки обучение детей с шести лет?

- Несомненно. Все наши сравнительные проверки и по линии роно, и по линии Министерства просвещения говорят за это. Шестилетки усваивают знания более качественно.

Теперь, если посмотреть на качество знаний по результатам областных олимпиад, то здесь тоже они разные. В целом на областных олимпиадах мы заняли 9 место. Это неплохо. К примеру Сергей Сосновский (учитель Е. А. Кириллов) на математической олимпиаде занял третье место. Но с другой стороны - из 173 баллов на этой олимпиаде наш район набрал всего 22. По физике мы на 8 месте, по химии - на 11. Это настораживает.

Следующая позиция, по которой можно судить о качестве знаний - поступление в пединститут. Каковы здесь результаты? Из 15 абитуриентов, выпускников нынешнего года, в пединститут поступили только шестеро, причем, четверо - по целевому направлению. Вот цена наших знаний с позиции вступительных экзаменов. Хорошая оценка ставится за глубокие знания. Так было всегда, так должно быть. Но всегда ли оценка отражает истинное положение дел? Сталкиваясь с конкуренцией и отбором, наши выпускники не всегда выходят из этих ситуаций с честью.

- Виталии Иванович, каждый учебный год имеет свои особенности. Каковы они в предстоящем году?

- Каждый учебный год имеет свои особенности, и новый год не похож на прошедший. Ожидается переход народного образования на новый хозяйственный механизм - хозрасчет. Крупные школы от этого выиграют, а вот малокомплектным школам будет тяжело.

Появилась у нас возможность изменять должностные оклады, но опять-таки в пределах вилки.

Идет социальная защита детей от рыночной экономики повышением норм питания.

Решается вопрос по спортивной школе, которая получает статус клуба, т. е. перейдет в более высокую категорию. Повышается зарплата работникам дошкольных учреждений.

- Качество обучения учащихся во многом зависит от состояния учебно-материальной базы. Имеются ли здесь улучшения?

- Что нового здесь? Дополнительно приобрели два компьютерных клисса, которые монтируются в школе-интернате и Новоизборской школе. С прошлого года в школе-интернате, начиная со второго класса, организовано углубленное изучение иностранного языка. Решается вопрос об открытии классов с углубленным изучением ряда предметов в школе № 1.

В этом году Новоизборская средняя школа будет работать по индивидуально-экспериментальному плану с 5-дневной учебной неделей.

В школе № 1 функционирует класс выравнивания для детей с ослабленным физическим здоровьем. Школа № 3 с 1 августа стала средней и в этом учебном году будет иметь свой 10-й класс.

- Решена ли в этом году проблема с обеспечением кадрами?

- Не совсем. В этом году после окончания учебных педагогических заведений в район прибыло 17 молодых специалистов и в общем на сегодняшний день вакансий нет.

Не прибыли учителя начальных классов в Ротовскую, Высоковскую и Паниковскую школы. Очень трудное положение сложилось в школе № 3 с учителями русского языка и литературы. И я обращаюсь к русистам, кто покинул школы, вернуться и помочь нам.

- Как обычно, в августе завершаются решения многих хозяйственных: вопросов, ремонт зданий, оснащение кабинетов необходимыми материалами, организация питания и работы школьных интернатов и другие.

- Да, к началу нового учебного года п школах всегда проводятся ремонты, решаются многие хозяйственные вопросы. Уже в июле к новому учебному году была подготовлена Ротовская школа. Претензий не было у приемной комиссии к Бельской, Паниковской, Лавровской, Новоизборской, Киршинской, Митковицкой школам, детскому дому, школе № 3. Вне всяких похвал работники спортивной школы, где все сделано без привлечения рабочих со стороны, так сказать, своими руками. Неплохо после капремонта выглядит Дом пионеров, в целом следует отметить прекрасную подготовку к новому учебному году практически всех сельских школ.

Приемка школ выявила и ряд недостатков. Так, вызывает тревогу готовность спального корпуса школы-интерната, в школе № 1 имеются серьезные недоделки в пищеблоке и интернате.

Помимо косметического ремонта, проведены более серьезные работы. Так, впервые за долгие годы были отремонтированы фасады школы-интерната и школы № 1. Заканчивается ремонт учебно-производственного корпуса СПТУ-18. Хозспособом с привлечением работников ПМК-4 строится лыжно-роллерная трасса. Паниковская школа построила электрокотельную, в Киршинской школе ведется строительство пристройки на 120 мест, В Изборской школе заменена электропроводка.

Но опять возникают проблемы. Электрокотельная в Паниковской школе будет работать только тогда, когда будет построена подстанция, но совхоз "Паниковский" оттягивает эти работы, хотя планирует подключить к ней и свои хозяйственные объекты.

Пристройка к Киршинской школе тоже не будет вовремя сдана, так как лесхоз не обеспечивает пиломатериалами, и уже готовая коробка здания стоит без крыши. Заморожено строительство школы на 10 мест в д. Залесье, которая уже первого сентября этого года должна была принять учеников. Нет финансирования. Проблема из проблем - строительство школы в Майском. Пока что там сделана всего десятая часть запланированного на этот год и так небольшого объема работ. Сроки сдачи этого необходимого объекта отодвигаются.

Объектом нынешней пятилетки должна была стать новая школа на 108 мест и в колхозе имени Карла Маркса, но строительство ее затягивалось из-з отсутствия подрядчика и финансирования, и только несколько дней назад в колхозе появились геодезисты - начались первые работы.

Многие проблемы связаны с отсутствием материально-технического снабжения. Народное образование постоянно выступает в роли "бедного родственника" и в роли просителя. Отношение к нам разное. Если М. И. Новоселецкий относится с пониманием, ищет и находит пути оказывать нам помощь, то, например, агрорыбофирма "Дружба", Круппский и Кулейский сельские Советы отмахиваются от наших проблем, иначе как объяснить их отношение к Круппской школе, к тому, что прибывшим туда молодым специалистам негде жить, как объяснить тот факт, что Колпинская школа не готова работать в зимних условиях из-за отсутствия топлива, учителя не получают коммунальные услуги? А председатель исполкома Е. С. Тарасов категорически отказался участвовать в приемке.

Пугает нас товарный обмен как организацию, далекую от этого. Дать мы ничего не можем, взять негде, вот и остаемся один на один с совестью руководителя. Народное образование пока не защищено от рыночных цен. Считаю, что государство должно гарантировать нормативное обеспечение народного образования. Считаю также, что местная власть должна обеспечить нас фондами на материальные ресурсы, имеющиеся в районе, - пиломатериалы, облицовочный кирпич, щебень, бензин. Хотелось бы пожелать, чтобы и хозяйства района повернулись бы лицом к учителям и не забывали бы их по возможности обеспечивать сельскохозяйственными продуктами, чтобы вспоминали о школах не только в сентябре или апреле, когда в хозяйстве нужна дополнительная рабочая сила, а были бы в них постоянными и желанными гостями.

Беседу вела С. Дердесова
"Печорская правда" 28 августа 1990 г.

Благодарят за требовательность

ВОТ уже 14 лет работает учителем математики в Печорской средней школе № 1 Баранова Надежда Николаевна. Это трудолюбивый, отлично знающий свой предмет, творческий, ищущий, душой болеющий за дело педагог.

Ее уроки четки, последовательны, разнообразны по форме и методам. Одна из первых освоила она новые формы проведения уроков: зачеты, лекции, уроки-игры, применение парной и групповой форм работы. Особое внимание уделяет она индивидуальной работе с детьми, ведя ее в данном направлении постоянно и кропотливо.

Много делается учителем по оборудованию кабинета математики, который оформлен со вкусом и является одним из самых эстетичных, аккуратных, лучших в школе и районе. В кабинете создана тематическая картотека, систематизирован дидактический и раздаточный материал, диафильмы, пластинки, наглядность. Стенды кабинета - рабочие: это материалы для подготовки к контрольным работам, зачетам, экзаменам.

Надежда Николаевна на протяжении многих лет ведет большую внеклассную работу по математике, увлекая этой сложной наукой детей, делая ее доступной и понятной. Живо и интересно проходят занятия математического кружка, турниры смекалистых, математические КВНы, викторины ""Что? Где? Когда?", недели математики в школе, одним из организаторов которых она является.

Богатый, красочно оформленный Надеждой Николаевной материал с разработками всех этих мероприятий помещен в методическом кабинете школы и является достоянием всех учителей.

Большая работа педагога помогает ей добиваться глубоких и прочных знаний у большинства учащихся. Ее ученики показывают хорошие результаты на переводных и выпускных экзаменах, занимают призовые места на математической олимпиаде, выпускники сдают вступительные экзамены в ВУЗы и благодарят Надежду Николаевну за требовательность, которую она предъявляет к ним в процессе учебы, за прочные знания, являющиеся залогом успешного освоения вузовского курса.

В прошедшем, 1989-90 учебном году, Надежда Николаевна успешно прошла аттестацию, по итогам которой ей присвоено звание старшего учителя.

Г. Васильева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 1
"Печорская правда" 28 августа 1990 г.