КОМАНДИРОВКА ПО ТРЕВОЖНОМУ ПИСЬМУ

А ЗИМА КАТИТ В ГЛАЗА...

Почему долго оставалась без тепла школа в городе Печоры

Пока изучал читательское письмо, все вспоминал известную каждому школьнику басню Крылова о бесшабашной стрекозе, не внявшей предупреждениям трудолюбивого муравья и оказавшейся в итоге не подготовленной к суровой зиме.

Впрочем, вот письмо Г. Климовой из г. Печоры Псковской области.

"Здание средней школы № 1 г. Печоры построено 23 года назад. Школа пятиэтажная, классы светлые, коридоры просторные... Все вроде бы хорошо, вот только со дня сдачи школьного здания и до сих пор зимой свирепствует в классах "волчий" холод. У меня здесь еще дети учились и мерзли, а сейчас внучка ходит в 5-й класс и тоже мерзнет.

...Дети все время простужены, часто болеют. Ведь самая высокая температура в классе в холодные дни плюс 10 градусов. Разве руководителям нашим - районным и областным - это неизвестно? По чьей-то халатности, из-за недобросовестного отношения к своим обязанностям страдают дети!"

Такое вот письмо.

Первая реакция: может, сгустила краски товарищ Климова? Был, положим, непорядок с отоплением, что-то там не наладили, но это, надо полагать, случалось раз-другой... Недобросовестные работники еще не перевелись. Читатели же наши бывают порой слишком эмоциональны.

"Создается впечатление,- пишет далее автор письма,- что именно на нашу школу недостает средств, чтобы исправить создавшееся положение, что дети так и будут мерзнуть каждую следующую зиму..."

Попробуем разобраться.

Помню свой первый визит в Псковский облисполком. Ветрено было, морозно. Минус двадцать три по сообщению синоптиков. Помню встречу с заместителем председателя облисполкома Анатолием Тимофеевичем Васильевым. Тепло в его кабинете, уютно, удобно.

- Делаем все, что в наших силах, чтобы выправить положение в первой школе,- говорит мне Анатолий Тимофеевич.- У нынешней котельной не хватает мощностей. Котлы изношенные, ресурс свой давно выработали, вот и текут, не держат тепла...

Неужто для того чтобы прийти к столь очевидным вы-водам, понадобился такой большой срок?

Что же делается конкретно?

- Школе уже выделили новый котел, его вот-вот должны пустить. Все силы в районе мобилизованы...

- Котел пустят, и в школе будет нормальная температура?

- Станет потеплее,- отвечает Анатолий Тимофеевич.- Градусов пятнадцать тепла, я думаю, будет... Давайте лучше съездим, посмотрим на месте, как идут дела.

Плюс 15 градусов в классах - минимум, предусмотренный санитарными нормами. Это уже обнадеживает... Итак, едем.

По дороге говорим о том, что вопрос о строительстве новой, более мощной котельной для школы № 1 ставился на областном уровне семь лет назад. Дело в том, что действующая ныне котельная рассчитана на подачу тепла только для школы-интерната. На нее мощностей хватало. Но 23 года назад при вводе в строй новой школы № 1 было принято решение подключить ее к интернатовской котельной. Временно. А после, мол, построим новую котельную. Более мощную. Чтобы хватило, на две школы.

Говорят, нет ничего постоянней временных решений. Грустной практикой это порождено. О том, что решение временное, в области вскоре забыли. Равно и о том, что интернатовская котельная никак не рассчитана на обогрев двух школ. Спохватились только, когда посыпались жалобы от родителей.

Семь лет назад долго заседали, решали: строить новую котельную или не строить? В старой тесно, механизации не установишь, кочегарам надо подтаскивать уголь с улицы вручную. Ведрами. Около трех тонн... В школе всегда недобор кочегаров. Текучка...

Приняли тогда решение: котельную не строить!

Но почему?

Строительство котельной посчитали нерентабельным. Понадеялись, что через годик-другой войдет в строй керамический комбинат. Будет при нем современная ТЭЦ на газовом топливе. Подумали: ТЭЦ обеспечит все потребности города в тепле. Ну, а дети как же? Пока суд да дело, нулевой цикл и т. д. и т. п., школьникам, выходит, мерзнуть дальше?

Строительство комбината затянулось, и ТЭЦ не построена до сих пор.

Можно было бы сказать, что вот, мол, в облисполкоме проявили государственный подход - сберегли средства. Зачем ненужная стройка? ТЭЦ даст тепло, и тогда котельную, выходит, закрывать? А в итоге? Нет ни ТЭЦ, ни новой котельной для школы. Есть холодные классы и вот такая читательская оценка: "...разве руководителям нашим - районным и областным - положение в школе неизвестно? Сколько их сменилось за эти годы, все знали о нашем положении, но никто так ничего и не сделал, чтобы изменить что- то". Со своей стороны хочется добавить - и не хотели делать. Экономили? Но какая же это экономия, если она обернулась в результате лишними расходами. В прошлом году и в нынешнем тоже. Я не говорю о потерях невосполнимых - о здоровье детей.

- Просчитались мы,- говорит зам. председателя облисполкома,- просчитались...

В декабре прошлого года, в лютую стужу, изношенные котлы начали течь. Вода попадала в топки. И еще больше снижала теплоотдачу. Создалась критическая ситуация. Что было делать? Закрыть школу и распустить детей по домам на время ремонта? Не решились. Разве угадаешь тут, сколько продлится ремонт? Два месяца? Три?.. Не срывать же учебный год! Однако вскоре замерзла в трубах вода. И закрыли школу. Правда, на несколько дней. Область помогла с новым котлом.

(Сколько же нужно было заседать товарищам руководителям, чтобы наконец принять решение и отыскать на областных базах этот самый новый котел?!)

Но котел еще предстояло установить. Пустить...

В районе провели экстренное совещание. На самом высоком уровне. Председательствовал заместитель председателя облисполкома. Установили сроки исполнений намеченных мер и ответственных лиц.

Предстояло провести летом текущего года капитальный ремонт всех котлов этой котельной и по возможности механизировать подачу угля. Проект механизации поручили подготовить институту "Псковгражданпроект", а котельную школы № 1 передать на баланс "Облкоммунэнерго". Что же изменится? Котлы после ремонта станут давать больше тепла? Передадут их под крыло другой организации, и они станут лучше?

- Профилактический ремонт будет поручаться только специалистам высокого класса. Да и зарплата истопников повысится. Это немаловажный фактор,- объяснил мне Анатолий Тимофеевич.

- И в классах станет теплее?

- Должно быть теплее...

Не было, однако, уверенности в голосе товарища Васильева. Новый котел не решал всех проблем. Температура, положим, станет чуть повыше. Но смогут ли дети сидеть в классах без верхней одежды? Вряд ли... Такие вот мысли одолевали меня, пока добирались мы до Печоры, до той самой школы № 1, о которой шла речь в тревожном читательском письме.

...По ступенькам, занесенным углем, спустились вниз. В котельную. Работа шла вовсю - тесно было от людей в спецовках, и все районные руководители во главе с председателем исполкома Е. К. Ивановым тоже были здесь. Отчего бы такую сплоченную бригаду рабочих не направить сюда еще прошлым летом? Ведь недаром говорится в народе: "Готовь телегу зимой, а сани летом". Забыли? Или понадеялись на "авось"? Авось пронесет, авось, не такие уж страшные морозы будут, авось, не потекут котлы. Быть может, успокоили районных руководителей благополучные акты приемки школ к отопительному сезону? Раз есть акт, значит, есть порядок. Резонно. Но подлинную цену этим актам, я думаю, руководители знали. Составлены по форме, скреплены подписями и утверждают: школа к отопительному сезону готова. А зима пришла суровая, и котлы не выдержали нагрузки, потекли! За благополучными бумагами - нетопленая школа, простуженные дети, срыв занятий... Пустовали школьные коридоры, по всем швам трещала учебная программа. Школьники, конечно же, наверстают упущенное. Стараниями педагогического коллектива и самих ребят. Но что думает об этой грустной истории председатель райисполкома Печор Евгений Кузьмич Иванов? По его мнению, новый котел или даже два необходимо было выделить значительно раньше. Заместитель председателя облисполкома с ним не соглашался: на область поставляется всего двадцать новых котлов, а потребность в них - раз в пять больше. Не одна ведь школа в области!

Верно. Однако ни в одной школе не было такого тяжелого положения.

- Осенью школа была готова к зиме,- утверждает В. И. Кустов, заведующий районным отделом народного образования,- мы же делали пробный пуск котлов. В классах было тепло!

- Когда был пробный пуск?

- В сентябре.

Ранней теплой осенью проводились испытания. Кого, спрашивается, они могли удовлетворить? Расчет на мягкую зиму? Но зима выпала суровая. И жизнь перечеркнула все акты о приемке. Под каждым актом стоят подписи весьма ответственных лиц. Но подпись под актом не автограф на поздравительной открытке. И если ты, зная о недоделках, о просчетах, акт о приемке, что называется, "подмахнул" (из расчета на "авось"?), значит, сознательно пошел на нарушение. А может, некомпетентность тому виной или же случайно допущенная ошибка? И в том и в другом случае надо отвечать. Спрашивается: кто же понес ответственность за столь безответственное отношение к порученной работе?

Ответа на этот вопрос нет.

Должен буду заметить при этом, что в Печорах неплохо владеют эпистолярным жанром. Вот письмо Печорского райисполкома Псковскому облисполкому. Документ направлен прошлой зимой, в самые лютые морозы, когда вышли из строя злополучные котлы и посыпались в область жалобы от родителей:

"На коллективное письмо родителей учащихся СШ № 1 исполком районного Совета... сообщает, что изложенные в письме факты имеют место. В период подготовки школы к началу учебного года были проведены работы по ремонту котельной. Однако, как оказалось, принятых мер недостаточно для обеспечения надлежащего теплового режима в школах".

И далее, скороговоркой о том, что принимаются "решительные меры" для исправления отмеченных недостатков. В том же документе начертано: "директорам школ предложено обеспечить постоянный контроль за работой котельной, повышать требовательность за соблюдение теплового режима".

Что же это?... Отписка! Самая настоящая.

"Решительные меры" (это бригада рабочих под присмотром руководителей районного и областного рангов) были приняты с большим опозданием. Значительно позже, чем было отправлено процитированное здесь письмо. Что же касается постоянного директорского контроля за тепловым режимом, то как мыслили себе авторы подобный контроль? Строже спрашивать с истопников? Налагать взыскания в случае чего? Но если не подготовлена котельная к зиме, то даже самый старательный истопник бессилен.

Думается, нет необходимости далее комментировать отписку. Тем более что должностные лица иной раз даже составлением оправдательной отписки себя не утруждали. Так поступила, например, главный врач районной санэпидстанции Л. Щеголькова. Когда ударили холода, ей, согласно должностным обязанностям, следовало написать представление в райисполком с требованием наладить теплоснабжение школы. Если бы не помогло, действовать дальше. В рамках закона. Врач Л. Щеголькова хорошо знала, что здоровью детей грозит опасность, но... ограничилась беседами, а надо было действовать решительно. Прибегнуть, если в этом есть необходимость, к силе закона. Однако Щеголькова не стала обострять отношений с начальством.

Увы... Щеголькова не одинока.

Создалось впечатление, что директора школ также больше всего пекутся о сохранении добрых отношений со своим руководством. Ни в областном отделе народного образования, ни в районном я не обнаружил документальных следов беспокойства директоров за холодные классные комнаты. Ни единой строчки! И руководство Печорского района, не получив летом новых котлов из Пскова, больше область не тревожило. Тоже сохраняло добрые отношения? За счет детей... А в областном центре вроде бы и забыли о нуждах школы № 1 из города Печоры. Не тревожат, стало быть, обходятся как-то...

Вот как об этом говорят основные участники печальной истории:

А. Т. Васильев, заместитель председателя Псковского облисполкома:

- Что скрывать - благодушие и нерадивость районных руководителей просматривается довольно четко. Им надо было быть энергичнее, настойчивее, чаще беспокоить нас, областных руководителей. Школ-то много, у нас до них руки иногда не доходят. Ведь речь идет о здоровье наших детей! Что может быть главнее?

(Правильно, товарищ Васильев. Но нет ли здесь противоречия? Главнее нет ничего, а "до них" (т. е. школ!) руки не доходят?)

3. Д. Михайлова, заместитель заведующего облоно:

- Мы всегда проверяем готовность школ к зиме. Но наши инспекторы не в силах разобраться в технических тонкостях отопительных систем.

Е. К. Иванов, председатель Печорского райисполкома:

- Не хватило нам времени, чтобы подготовиться к зиме капитально. Будем исправлять положение, промашка вышла.

Ведомственная неразбериха вышла. Бумажной каруселью подменили живое руководство в Печорском районе. Что же дальше-то будет, товарищи руководители? Ведь жизнь ставит перед нами все более сложные задачи. И для того чтобы решать их, необходимо мыслить, а стало быть, и руководить по-новому. Так, как требует этого наше время.

В. КОЛКОВ,
наш специальный корреспондент

Псковская область

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Перед сдачей материала в печать мы решили позвонить в Печоры, чтобы узнать, как там подготовились и нынешней зиме. Председатель райисполкома Е. К. Иванов сообщил: старые котлы заменены на новые. Все пять! Даже подача топлива отныне будет механизирована. Так что, пообещал Е. К. Иванов, теперь тепловой режим в классах будет нормальным.

Вот так завершилась эта неприглядная история. К сожалению, длилась она долгие годы, хотя сделать-то, оказывается, было надо не так уж много - проявить настойчивость и инициативу. Эта история еще раз показала, к чему приводит неисполнение должностными лицами своих прямых обязанностей, несоблюдение ими действующих норм и правил.

«Человек и закон» 11 (179) ноябрь 1985 г.