На школьной ёлке

Встреча Нового года! Никто не переживает так ярко эту радость, как паши ребятишки-школьники. Еще бы! Закончено первое учебное полугодие - четыре месяца упорного, напряженного труда. Впереди - две недели отдыха, наполненных развлечениями: катанье на лыжах, коньках, санках, игра в снежки, взятие снежной крепости...

А начинается все это с елки - лесной красавицы, которая входит в школы, дыша запахами леса, сверкая огнями и разноцветными игрушками. Около нее так легко представить себя зайчиком, медведем или лисицей и встретить волка, Айболита, Мальвину, Карабаса, мушкетера, Золушку - всех героев любимых книг.

И ребята заранее выбирают себе роль, запасают маски, костюмы. Конечно, львиная доля труда и расходов ложится здесь на мам и учительниц. А наградой за все - детская радость, которая льется такой волной, что захлестывает и взрослых.

Украшают классы снежинками, сосульками, гирляндами, рисунками. Достаточно заглянуть в классы 7 "Б" или 7 "В" средней школы № 1, чтобы иметь представление, с какой любовью, выдумкой и вкусом могут работать ученики, развешивая гирлянды, создавая из картона и бумаги, с помощью красок, клея, бронзовых и алюминиевых нитей любимые образы своей фантазии.

Все новогодние газеты - и общешкольные, и классные, и и газеты кружков - оформлены по праздничному ярко.

Особенное внимание уделено, конечно, украшению школьной елки, вокруг которой разыгрывается основное торжество праздника: танцы, игры, шествия масок, выступление самодеятельных групп и отдельных артистов.

Программа обширная, потому что каждый хочет показать свой талант, внести свой вклад в общее веселье.

Так, на елке младших классов группы учащихся приготовили две пьесы: "Серебряное копытце" по сказке П. Бажова и "Помощник" по мотивам народных сказок.

Зрители награждали аплодисментами каждую удачу актеров.

Болыиинство участников было в масках и костюмах. Елочная комиссия отметила и премировала лучших: зеленокудрую Мальвину, Золушку, мушкетера и других.

Много общих песен. Много общих танцев. Организаторам их пришлось поработать в меру своих сил, но зато можно быть уверенным, что ребята запомнят свою елку на всю жизнь.

Праздники - не только отдых, но и подъем настроения для последующих трудов. Школьные елки - хороший пример такого праздника.

В. Весский, наш внештатн. корр.
«Печорская правда» 1 января 1972 г.

Успеха вам, делегаты!

Первые в своей жизни "штатные" интервью я брала у делегатов XVIII районной комсомольской конференции. Задача затруднялась тем, что, кроме членов райкома, никого из присутствующих я не знала. Смелости подойти к любому из двух с лишним сотен веселых и шумных юношей и девушек, запросто спросить их о чем-то у меня не хватало. Помогла лишь мысль о том, что в понедельник материал с конференции должен лежать на столе у редактора. И мне в этот день повезло: мои собеседники были очень доброжелательно настроены по отношению к газете и ко мне, как к ее представителю. Я, в свою очередь, рада, что познакомилась с тремя интересными и милыми людьми.

...

Володя Васильев, десятиклассник Печорской средней школы № 1, ..., еще почти ничего не успел сделать. В апреле ему исполняется 17 лет. Первым трудным испытанием будут выпускные экзамены, которых он, как и и всякий десятиклассник, побаивается. Володя еще с шестого класса "заболел" историей, читает исторические книги, каждое лето путешествует по району. Он очень хочет стать экскурсоводом по Печорской крепости. Летом, кроме выпускных, его ждут еще и вступительные экзамены. "Псковский педагогический институт, исторический факультет", - твердо решил Володя.

- А если ты не поступишь, тогда что?

- Буду работать, а потом - армия, - и он шутливо взял под козырек.

Вот с какими людьми я познакомилась на комсомольской конференции. Надеюсь, что короткие знакомства продолжатся, и мы еще услышим о делах и успехах этих трех очень интересных людей.

З. Агеева
«Печорская правда» 18 января 1972 г.

Красногалтучная республика готовится

Красногалстучная, звонкоголосая пионерия скоро будет встречать свой большой праздник - 50-летие организации. Ребята из Печорской школы № 1 уже давно начали к нему подготовку. Второй год они шагают по маршрутам Всесоюзного пионерского марша "Всегда готов". Все пионерские классы школы участвуют в соревновании за звание "правофлангового".

6-"Б" (председатель Света Пименова) очень мешала в первой четверти дисциплина. На переменках больше всех шумели они, на уроках тоже не могли сидеть спокойно. Но сейчас этот класс - правофланговый. У них нет ни одного отстающего. Каждую неделю по вторникам проводятся политинформации. С большой охотой ребята разыскивали материалы, готовясь к отрядному сбору "Ученые мира". Об известных физиках, ботаниках, математиках узнали шестиклассники на сборе. И, возможно, сухие физические формулы не покажутся такими скучными и трудными, когда знаешь много интересного о человеке, который открыл их.

Ребята из 7-"А" (председатель Таня Гарагуля) готовятся к очень важному в их жизни событию - вступлению в комсомол. Много интересного узнали они о тех, кто с честью носил это высокое имя, на сборе, посвященном героям-комсомольцам, который готовили сами ребята.

Интересно живет и 6-"В" класс (председатель Оля Беляева). 30 декабря был дан новогодний концерт для учеников подшефной Тайловской школы и их родителей. Веселые КВН-ы и занимательные викторины готовит отрядный клуб "Орленок". Ребята из 6-"В" - хорошие друзья печорского книжного магазина. Они помогают разбирать поступившие и продажу новые книги, содержать в чистоте книжные полки. Этот класс защищал честь школы на районной эстафете "Равнение на пионерское знамя" и завоевал первое место. Эстафета включала в себя одиннадцать станций. Пройти весь маршрут было делом нелегким. Нужно знать историю пионерской организации, комсомола, жизнь сверстников за рубежом и многое другое. Пионеры 6-"В" оказались самыми любознательными и отлично ответили на все вопросы.

Пятого декабря под девизом "В дружбе народов - сила Отчизны" состоялось празднование Дня Конституции. Каждый пионерский класс представлял одну из советских республик. Стихи п песни о дружбе, танцы и национальных костюмах... А в заключение звучит "Солнечный круг".
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!

Лучшие номера из праздничного концерта были отобраны и 10 декабря показаны в Меримяэской школе. Вместе с друзьями печорские школьники участвовали в викторине "Пионерии - 50 лет", осматривали выставку юных художников. Школьники из Меримяэ приглашены на утренник, посвященный Дню юного антифашиста, подготовка к которому уже начата. В классах проводятся беседы о мальчишках и девчонках, вместе со взрослыми боровшимися за мир на земле. Пионеры узнают о маленьком борце из Парижа - Даниэле Ферри, о Павлуше Андрееве, погибшем на московских баррикадах в 1917 году.

"Мы тоже не можем быть спокойными, пока на земле есть детство без радости, пока где-то ребята со страхом прислушиваются к звуку чужого самолета.

...Горе вьетнамских ребят обжигает и нас, и мы говорим сегодня: "Нет войне. Пусть мирное солнце сияет для всех".

Под воззванием в защиту борющегося Вьетнама подписались все мальчишки и девчонки школы. Много-много старательных детских подписей. Вместе с деньгами, заработанными на уборке картофеля, воззвание будет отправлено в Комитет защиты мира.

С 1967 года работает в школе интернациональный клуб "Дружба", которым руководит учительница немецкого языка Р.А. Панюшкиня. Во многие города нашей и зарубежных стран протянулись красные ниточки ребячьей дружбы. Регулярная переписка завязана у пионеров с германским округом Гера. В комнате клуба есть стенд, посвященный этому округу, хранятся письма от немецких друзей.

22 декабря исполняется 50 лет со дня образования СССР. Все классы получили задания, связанные с этим праздником. Каждый отряд представляет одну из республик. Завязана переписка с ребятами из Эстонии, Армении, Туркмении, Грузии и др.

К 50-летию пионерской организации имени В. И. Ленина будет оформлена выставка "Города Советского Союза" из полученных ребятами марок и значков, собирается материал о пионерской юности мам и пап, оформляются альбомы...

3. Михайлова, ст. пионервожатая средней школы № 1.
«Печорская правда» 22 января 1972 г.

Лекторий для родителей

В Печорской средней школе № 1 начал работать лекторий для родителей. Успешно прошло его первое занятие. Директор П. Н. Шмелев выступил на тему "Здоровье и учеба", а преподаватель О. В. Бардина рассказала собравшимся о культуре поведёния школьника.

Родители очень хорошо восприняли это важное и нужное начинание педагогического коллектива. Занятия будут npoвoдитъся каждый месяц.

Работа лектория поможет родителям правильно воспитывать своих детей, прививать у них любовь к труду и учебе. Лекторий явится хорошей школой для воспитания подрастающего поколения.

В. Умрихин, председатель родительского комитета.
«Печорская правда» 25 января 1972 г.

Печорские огорчения. Мёрзнет детвора...

Пришла это на днях внучка моя Маринка с синим носом. К тому же подозрительно шмыгает им.

- Что с тобой? - спрашиваю ее.

А она вместо ответа открывает школьный портфель и молча протягивает мне листок тетрадный.

- Изложение?

- Ага, только не классное...

Прочел я его, крякнул и решил довести до всеобщего сведения. Чтоб тоже были, как внук мой Колька говорит, в курсе дела.

"Многоуважаемый дедушка Архип!

Пишут тебе ученики Печорской средней школы № 1.

Помоги нам избавиться от холода в школе, а то иначе мы не сможем перейти в следующий класс, так как не дожить нам до весны: замерзнем.

А учителя спрашивают заданные уроки, а у нас и язык не поворачивается, и руки не двигаются. И ждем только конца занятий, чтоб дома отогреться.

Никому-то до нас нет дела, хоть мы все заболей. А в больнице-то и мест не хватит - ведь нас около тысячи.

Дорогой дедушка! Пожалей хоть ты нас. Ты, наверно, на пенсии и время у тебя есть свободное. Помоги кочегарам отопить школу.

С пионерским приветом ученики школы № 1".

Вот такое-то пионерское приветствие получил я. И подумал, а может, и впрямь пойти в помощники кочегара школы-интерната, который так худо отапливает школу № 1?

Архип Редькин.
«Печорская правда» 12 февраля 1972 г.

Идёт "Зарница"

Все было, как настоящее: и самодельные автоматы, и зеленые гимнастерки, и фляжки на боку. Горн протрубил сбор, "синие" и "красные" выстроились во дворе средней школы № 1. Короткий приказ, и в путь. Обе "армии" очень хотят победить, но до того, как чье-то знамя взовьется над высотой, им нужно пройти через многие препятствия.

Я присоединяюсь к "синим" и вместе с ними испытываю все трудности "солдатской жизни". Главное сейчас - время. Нужно как можно быстрее пройти весь маршрут, поэтому часто слышится команда: ""Бегом!". Первое препятствие - зона заражения. Прошли благополучно. Но новая задерзкка в пути - минное поле. Вперед выходят саперы. Они должны разминировать дорогу. Но вдруг "та-та-та-та". В близлежащем леске залегли автоматчики и ведут "обстрел".

"Уничтожить огневую точку противника!". Выполнять задание отправляются разведчики. Они ползут по-пластунски, в белых маскировочных халатах, почти невидимые на снегу. Автоматы замолчали. Тогда противник вывел вперед танки. Но меткие гранатометчики подорвали их. Дорога открыта.

Развернувшись в цепь, с криками "ура" "синие" пошли в последнюю атаку. Ноги вязли а снегу, кто-то падал. Но упавшие поднимались и бежали снова. Противник был смят, разгромлен. Впереди - высота. Видно, как устали ребята. Но все хотели прийти первыми. Последние полкилометра - бегом. Но ... опоздали. Знамя "красных" уже развевалось на сосне. Водрузили его юнармейцы Витя Чванов и Саша Иванов (оба из 8-"В" класса).

"Синие" сникли. Они угрюмо поглядывали на "красных" и обиженно переговаривались. Разговоры были совсем не "солдатские".

- У них маршрут короче, вот и пришли первыми.

- У нас народу больше, а время по последнему засекают.

Где были допущены ошибки, потеряно время?

- Зону заражения прошли хорошо, а вот на минном поле задержались, - говорит школьный военрук Геннадий Григорьевич Фирсов. - Плохо, неорганизованно развернулся в атаку один из отрядов. Были и еще ошибки, которые "помогли" вам опоздать.

В перерыве проходят соревнования санитаров. Судьи Света Лопанина, Люда Никулина, Оля Александрова (все из 10-"А" класса) экзаменуют строго и придирчиво. Какую помощь можно оказать при ожоге первой степени? Что нужно делать при переломе? Как остановить кровотечение? Лучшие ответы были у санитарок Лизы Шмелевой, Кати Хлебодаровой, Нины Бариновой, Наташи Барабашевой.

"Синие" горевали недолго. Пока варилась каша, они взяли реванш за поражение. В "красных" летели снежки, их командиров ловили и вываливали в снегу. Развернулась настоящая баталия. Только самые проголодавшиеся стояли около походной кухни, дожидаясь каши.

Горячая и дымящаяся, она была самой вкусной, которую когда-либо ел каждый из участникое "Зарницы". И, как настоящие солдаты, разгоряченные и уставшие после боя, ели эту кашу. А рядом лежали ненастоящие автоматы и пистолеты, а над головой по-весеннему пели птицы.

На снимке: разведка "синих".

З. Агеева. Фото А. Матвеева
«Печорская правда» 17 февраля 1972 г.

Лыжные гонки

В минувшее воскресенье в Печорах состоялись лыжные гонки, посвященные XV съезду црофсоюзов. В них участвовали учеиики девятых-десятых классов средних школ района.

Юноши бежали десять километров, девушки - три. На дистанциях первенствовали В. Травкин( школа № 1) и Л. Маделайне (школа № 2). Быстрее всех прошел десятнкилометровый отрезок С. Красноумов (школа № 1), но он выступал вне зачета.

В итоге соревнований первое место заняла команда школы № 2, второе - Киршинской и третье - школы № 1.

В. Николаев
«Печорская правда» 17 февраля 1972 г.

Растить патриотами

Одной пз важнейших задач, которые решают школы совместно с комсомольскими, пионерскими и другими общественными организациями, является военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Научить юношей и девушек любить свою Родину, хорошо знать ее людей, совершивших ратные и трудовые подвиги, подготовить молодежь к защите своего Отечества - дело большого значения. Это им, молодым, придется заменить своих отцов и матерей, старших сестер и братьев у станка и на тракторе, надеть форму советского солдата.

В каждой школе решению этого вопроса уделяется достаточно много внимания. Но формы работы во многом разнятся. Так, ребята из средней школы № 1 собирают материал "Наш район в годы Великой Отечественной войны". Они продолжают работать над оформлением альбома "Печеряне - участники Великой Отечественной войны". В нем собраны рассказы, воспоминания и фотографии М. А. Турковой, Г. М. Гнусовой, С. Е. Митина, Н. Г. Ильина и многих других, кто защищал нашу страну от Фашизма.

...

Во многих школах созданы комнаты н уголки боевой славы.

В районе проводится военизированная игра "Зарница". Она стала любимой игрой ребят. Проходят соревнования санитаров, занятия по гражданской обороне.

Немалую роль должен, сыграть и тот факт, что с будущего года во всех средних школах будет введено для мальчиков военное дело. Подготовкой призывников занимается и ДОСААФ. Юноши здесь в кружках могут научиться водить автомашины, мотоциклы, изучать радиодело, учиться метко стрелять.

...

Военно-патриотическое воспитание - общее дело и ему необходимо уделять самое глубокое внимание.

«Печорская правда» 22 февраля 1972 г.

Родителям о детях

С прошлого месяца при средней школе № 1 начал работать родительский лекторий. На его замятиях папы и мамы узнают о нормах поведения учащихся в школе и вне ее, о методах воспитания, о законодательстве для несовершеннолетних.

Уже состоялось два занятия. Темы первого - "О культуре поведения" (вела О. В. Бардина), "Учиться на здоровье!" (П. Н. Шмелев), второго - "Закон и подросток" (Л. В. Богданова), "О поведении в общественных местах" (И. Т. Григорьева).

Лекции и беседы проводятся не только для родителей учащихся нашей школы, но и для родителей других школ города и района, желающих посещать лекторий. Желательно присутствие и тех родителей, чьи дети еще не знают, что такое звонок на урок. Ребят нужно готовить к школе заранее, а как правильно заниматься воспитанием детей, родителям знать необходимо.

Беседа о культуре поведения и режиме дня школьника продолжится на следующем занятии, которое состоится 15 марта. Всех родителей, которые действительно хотят заниматься воспитанием детей, мы приглашаем в нашу школу. Надеемся, что они не пожалеют о затраченном времени.

П. Шмелёв, директор средней школы № 1.
«Печорская правда» 24 февраля 1972 г.

Снежный десант

Так назывался поход, посвященный памяти воинов-героев, погибших за Родину в годы Великой Отечественной войны. Его участники - юноши допризывного возраста города и района.

На площади Победы в Печорах был дан старт походу. С напутственным словом выступил второй секретарь райкома партии П. Е. Степанов. Возложив венки на братском кладбище, ребята отправились в путь.

Митинг на Кривой версте открыл райвоенком А. М. Смирнов. С воспоминаниями о трудных днях войны выступил ее ветеран М. А. Герасев.

В Изборске участников похода встретил А. Д. Власов, секретарь партийной организации колхоза "Правда", ветеран войны. Пионеры и комсомольцы Изборской школы подготовили к этой встрече литературный монтаж. В память погибших прозвучал "Реквием" Рождественского.

К одной из солдатских могил ложатся на белый снег цветы. Их прислала сюда из Вологды жена погибшего М. Кутузова.

Вечером в Доме культуры участники похода собрались на концерт.

...Около костра сидят ребята в военной форме. К ним подходит В. В. Воронков, участник Великой Отечественной войны, садится рядом. Его просят рассказать о сражениях, в которых Василий Васильевич принимал участие, о жизни бойцов. И заслуженный ветеран начинает свой рассказ. Затаив дыхание, внимательно следя за каждым словом, слушают его и участники монтажа, и те, кто сидит в зале...

А наутро - соревнования по стрельбе и лыжам. Зачет проводился по школам и сельским Советам. Первое место в стрельбе заняли команды Изборской средней школы и СПТУ-3, выступавшей от сельского Совета. В лыжных гонках на 5 км победа досталась средней школе № 1 и Печорскому сельскому Совету.

В два часа дня участники лыжного похода вернулись в Печоры. Снежный десант окончен. Рапорт о его прохождении и итогах сдавал комиссар отряда В. К. Андреев.

В том, что подобные походы способствуют патриотическому воспитанию молодежи, сомневаться не приходится. Остается лишь пожелать, чтобы проведение "Снежного десанта" вошло в традицию.

3. Лукашова, секретарь райкома комсомола.
«Печорская правда» 24 февраля 1972 г.

Готовясь к юбилею

19 мая, когда молодая листва и первые цветы уберут землю в весенний наряд, на улицы страны Советов придет праздник. Сотни, тысячи веселых барабанщиков ударят в барабаны, горнисты протрубят общий сбор, и площади городов и сел расцветут кумачом знамен и красных галстуков. Пионерская организация имени Ленина отметит свое пятидесятилетие.

А пока идет большая и серьезная подготовка в отрядах и дружинах. Пионерия страны держит твердо шаг во Всесоюзном марше "Всегда готов", итоги которого будут подведены на торжественных линейках 19 мая.

Дружно в ногу шагает и наша районная пионерская организация. Районный совет и городской штаб "Орлята" контролируют и направляют деятельность отрядов и дружин по активному участию в марше.

Пионерские дружины провели повсеместно митинги, посвященные памяти юных героев-антифашистов, приняли обращение, в котором клеймят позором агрессоров, развязывающих грязные захватнические войны в разных уголках мира.

Прошли смотры строя и песни, идет большая и серьезная подготовка к военизированной игре "Зарница". В Печорской средней школе № 1 такая игра школьников уже прошла.

...

Все дружины в день рождения Советской Армии провели торжественные сборы, линейки, на которых выступили ветераны гражданской и Отечественной войн. ...

Много хороших дел и у пионеров городских школ.

...

Учащимися средней школы № 1 перечислено в фонд строительства Дворца пионеров на Чукотке 200 рублей, каждый отряд работает активно в зоне пионерского действия. Большая творческая работа ведется здесь по сбору материалов клубами "Дружба" и "Искорка". Их материалами открылась выставка на дружинном сборе "Наши славные дела - пионерскому юбилею".

Разнообразная работа ведется по направлениям марша, но главным является маршрут "В страну знаний". Нашей стране нужны грамотные, образованные люди. Об этом должен помнить каждый, так как девиз марша "Тебе, Родина, наши знания, труд, верность и любовь".

Во втором полугодии пройдут районные смотры юных талантов, выставки работ по прикладному и изобразительному искусству, работ юных фотокорреспондентов по теме "Люблю тебя, мой край родной", пионерских и школьных газет разного жанра. Юные техники и туристы примут участие в областных соревнованиях и выставках.

Все свои дела пионерия посвящает славному юбилею - 50-летию со дня рождения орденоносной имени В. И. Ленина пионерской организации.

М. Пименова, председатель районного совета пионерской организации.
«Печорская правда» 29 февраля 1972 г.

Творчество юных

В Печорской средней школе вышел первый в этом учебном году бюллетень творческих работ литературного кружка.

Пять молодых авторов пробуют свои силы: четыре - в области поэзии, один - в прозе. Любовь к стихам и попытки писать их в юном возрасте естественны. Их тематика широка. Но интересно, что одна и та же тема у авторов вызывает разные мысли и чувства и раскрывается в стихах по-разному. Зима, например, у Люды Андреевой вызывает удивление и восхищение, как волшебница, а Наташу Галактионову привлекают шутки и проказы Деда Мороза, который щиплет ребятишек за уши, за нос и подгоняет прохожих.

Тема счастливого детства по-разному выступает в стихотворениях Люды Титаренко и Иры Кивик. В старших классах уже появляется мотив сожаления об уходящем мире детства. У Люды Титаренко:
Тот мир называется детством,
Всегда он красив, как мечта.
Остался он где-то в заветных,
Уже недоступных местах.

У Иры Кивик:
Нас мчит куда-то скорый поезд,
И мы уже не в силах спрыгнуть,
А дома мамы, беспокоясь,
Не могут к тишине привыкнуть.

Наташа Галактионова (10 класс) поднимает в стихах и такие серьезные темы, как величие колыбели русской революции Ленинграда, вдохновляющее влияние на молодежь образа Ленина, богатство и своеобразная прелесть Печорского края.

Рассказ Любы Ивановой "Что делать?" показывает умение наблюдать жизнь классного коллектива и серьезную попытку психологического обоснования возникающих в нем конфликтов. Хорошо показано, как чувство товарищества, чувство коллектива сказывается даже у нарушителей школьных порядков и помогает им осознать и исправить свою ошибку.

Маринку выбрали председателем классного коллектива. Что же ей делать, как вести себя в новой роли? Сама жизнь класса требует постоянного внимания и энергичных действий.

Опираясь на поддержку класса, исправляя ошибки и перегибы, Маринка выправляет положение.

Литературный кружок предполагает выпустить до конца учебного года еще два-три литературных бюллетеня, а на базе их, ставший уже традиционным альманах "Всходы". Члены кружка ведут обработку уже начатых произведений в стихах и прозе. Это трудно при общей занятости учебной работой. Трудно, а надо!

В. Весский
«Печорская правда» 18 марта 1972 г.

Ветеран. (Н.Е. Кружков - преподаватель средней школы № 1)

Фото А. Матвеева
«Печорская правда» 11 апреля 1972 г.

Творчество юных

В пионерских дружинах и отрядах школ нашего района проходит большая подготовительная работа к окончанию двухгодичного путешествия по маршрутам Всесоюзного марша "Всегда готов", посвященного 50-летию пионерского юбилея. Активизируют работу дружин и отрядов районная пионерская организация и Дом пионеров.

Почти во всех школах проходят внутришкольные смотры юных талантов, смотры работы драматических кружков; учащиеся готовы выставить на районный смотр художественной самодеятельности свои лучшие коллективы. А с 24 по 28 марта в районном Доме пионеров была открыта выставка юных художников, мастеров по прикладному искусству, юных фотокорреспондентов.

Разнообразные по жанру работы представили на выставку юные умельцы школ района: это удивительные и причудливые фигурки из корней, природного материала, аппликации из соломки, выжигание на березовом срезе и многое, многое другое.

Жюри очень внимательно просмотрело работы, представленные на районную выставку, которая посвящалась 50-летию со дня рождения пионерской организации имени В. И. Ленина и проходила под девизом "Люблю тебя, мой край родной!"

...

Печорская средняя школа № 1 показала на выставке интересные поделки из дерева природного материала. Это "Космонавт", "Рыболов", "Стрекоза и муравей". Ребята из группы продленного дня с любовью изготовили дымковские игрушки.

...

Жюри определило победителей. Среди средних школ первое место заняла Изборская, второе и третье поделили Печорские № 1 и № 2.

...

Более 200 экспонатов отобрало жюри на областную выставку. Районной пионерской организации, многие отряды которой имеют дипломы международных выставок, не придется краснеть за свои работы.

До юбилея пионерии остается очень мало времени, но пионерским отрядам и дружинам еще многое нужно успеть сделать, чтобы на дружинном сборе показать результаты двухлетнего марша в честь 50-летия со дня рождения пионерской организации имени В. И. Ленина.

М. Пименова, директор районного Дома пионеров.
«Печорская правда» 15 апреля 1972 г.

Что показал смотр

В Печорском Доме пионеров проходил районный смотр работы школьных драмкружков. Выступили 4 восьмилетних и 6 средних школ.

В драматическом искусстве раскрывается сложный мир человеческих переживаний и взаимоотношений, и очень интересно бывает проследить в игре юных артистов, как они представляют себе эти взаимоотношения и переживания. Прошедший смотр доставил зрителям и жюри немало интересных моментов.

При этом жюри приходилось учитывать условия и возможности отдельных школ.

Среди городских школ первое место по количеству и качеству представленных работ, бесспорно, заняла первая средняя. Она использовала свои возможности и дала хорошо подготовленные инсценировки из произведений А. С. Пушкина, проходимых в восьмом классе: поэмы "Цыганы", романа "Евгений Онегин" и сцену из драмы "Борис Годунов".

Очень живо сыграли ученики 4 класса сценку В. Маркеловой "Вовка зарабатывает велосипед".

...

Смотр, посвященный 50-летию пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, продолжается. Впереди - выступления хоровых коллективов и ансамблей, выставка стенной печати. Дело чести каждой школы, каждой рионерской организации хорошо подготовиться к этому смотру и показать свои лучшие достижения.

В. Весский.
«Печорская правда» 20 апреля 1972 г.

Летний сезон открыт

В минувшее воскресенье на берегу речки Пачковки прошли первые весенние старты легкоатлетического кросса.

Среди школьных коллективов физкультуры произошла смена чемпионов. По группе средних школ прошлогоднего победителя - Лавровскую - сменила команда средней № 1. Среди восьмилетних - Бельскую сменила восьмилетняя № 3. Трикотажная фабрика сохранила за собой звание сильнейшей второй год.

В личном зачете первенствовали Ф. Коханов из средней школы № 1, В. Лебедев из восьмилетней № 3 и М. Богатов, работник Печорской ДСШ.

У девушек победителями стали Н. Королькова из первой средней школы, И. Петрова, выступившая за восьмилетку № 3, и Т. Орлова из коллектива физкультуры трикотажной фабрики.

52 участника соревнований выполнили нормативы единой Всесоюзной спортивной классификации. Им будет присвоено звание разрядника по легкой атлетике. Остальные участники соревнований выполнили нормативы нового комплекса ГТО.

Б. Юзвик, председатель РК по физической культуре и спорту.
«Печорская правда» 20 апреля 1972 г.

Ленинская неделя

Всесоюзный коммунистический субботник! Организующее и воспитывающее значение его для подрастающего поколения трудно переоценить.

Поэтому в средней школе № 1 уже заранее составили детальный план участия в этом празднике труда всего коллектива школы.

Хозяйство здесь большое и сложное, в нем найдет себе приложение труд каждого, начиная с малышей первых классов и кончая выпускниками, учителями и служащими.

Но школьная работа имеет свою специфику, свою программу, свой план. Суббота здесь - обычный учебный день, и нецелесообразно увеличивать нагрузку учащихся еще ударной работой на субботнике. Да и не сделаешь всего за несколько часов. Поэтому в школьном плане 15 апреля - это только начало трудовой ленинской недели, которая закончится 22-го, в день рождения В. И. Ленина. За это время в многочисленных и разнообразных работах найдут приложение своих сил все школьные группы. Здесь и ремонт мебели, учебных пособий, заборов на школьных участках, и распиловка дров, и уборка школьного здания, двора, парка, сада, крольчатника.

Приготовления были закончены еше в минувшую пятницу. Каждый член коллектива, в котором тысяча человек, знает свой срок и участок работы. Утром 15 апреля работа началась с распиловки дров, в которой приняли участие не занятые на уроках учителя, рабочие и служащие.

В. Весский.
«Печорская правда» 22 апреля 1972 г.

Педагоги-ветераны

Перед нами - первоклассники Печорской средней школы № 1. 36 мальчиков и девочек 1 "А" класса и 35 - 1 "Б". У них на груди октябрятские звездочки, девочки - в форменных платьицах с белыми воротничками, с красивыми бантиками, мальчики - в скромных костюмах.

До начала урока группами обсуждают свои школьные дела, просматривают друг у друга выполнение домашних заданий. Люба Барсова - санитар. С серьезным видом проверяет она чистоту рук, результаты отмечает в тетради.

На партах лежат в требуемом порядке школьные принадлежности. На столе у учительниц - веточки березы и сирени.

Звонок. Дети встают приветствовать учительницу. Они теперь уже умеют читать, писать, считать, рассуждать. Они уверены в своих силах.

Приятно было слушать, как выразительно читают и хорошо рассказывают содержание прочитанного, грамотно и красиво пишут, хорошо решают задачи и не одним, а тремя способами Вера Логинова, Ира Ермакова, Светлана Николаева, Оля Земляиикина, Игорь Морозов, Витя Петерсон, Саша Григорьев, Боря Виноградов и другие.

Учащимся привито очень серьезное отношение к учебе, к самостоятельной работе. У детей уже нет лишних вопросов, они быстро понимают, что от них требуется, четко н аккуратно выполняют задание.

Но ведь это не пришло сразу и легко. Очень много времени, труда, сил, энергии, душевной теплоты отдали и отдают первоклассникам их учительницы Вера Семеновна Березина и Валентина Ивановна Лебедева для того, чтобы из семилетних детей создать работоспособный, дружный классный коллектив.

Эти педагоги учат не только читать, писать, считать, трудиться, но и культуре поведения, дают сами пример этого своим обращением с детьми.

Вера Семеновна и Валентина Ивановна трудятся в школе уже 25 лет. И много таких ребят передали они в старшие классы, и многие из этих бывших малышей стали полезными людьми общества.

Ведь недаром так долго помнится первая учительница, и на выпускном вечере десятиклассники преподносят ей цветы. В письмах и сочинениях они пишут: "Она научила меня не только читать, писать и считать, но и мечтать! Кем я буду - еще не знаю: подымусь ли на Марс, опущусь ли в шахту, уеду ли на новостройки Сибири... Но знаю только одно, что буду честным человеком".

К Вере Семеновне Березиной и Валентине Ивановне Лебедевой также обращены эти слова.

И. Лобан, зав. методикабинетом РОНО.
«Печорская правда» 4 мая 1972 г.

Смотр санитарных дружин

В колхозах и совхозах, промышленных предприятиях, школах района действуют санитарные дружины. О том, какая из них лучше подготовлена, помогли выяснить районные соревнования. На старт вышли 14 дружин.

Началась жеребьевка. Волнуются не только участники, но и медицинские работники, готовящие эти дружины.

Первыми выходят на старт дружины совхоза "Новоизборский" и Киршинской школы. "Пораженные" размещены в очагах. Задачи у соревнующихся нелегкие. Нужно найти "пораженного", правильно оценить состояние, оказать необходимую помощь и вынести к месту погрузки. В каждом очаге есть "тяжелые" и "легкие". Кому первому оказать помощь? Стартуют другие команды, и у каждой свои задачи.

Соревнования окончены. Подведены итоги. Несмотря на то, что не все дружины смогли занять призовые моста, но каждая работала четко. Результат радует: есть помощники у медицинских работников.

В итоге соревнований среди взрослых первое место заняла сандружина трикотажной фабрики. Ей вручен переходящий кубок и Почетная грамота. Второе место у дружины Озерного рыбозавода. Она награждена вымпелом и Почетной грамотой, третье - у колхоза "Дружба". Ей вручена Почетная грамота.

Среди школьных дружин первое место у команды средней школы № 1. Она второй год подряд завоевывает кубок. Второе - у Изборской, а третье - у Ново-Изборской.

Награждены Почетными грамотами командиры дружин и заместители по политчасти.

Отмечены медицинские работники, подготовившие дружины, которые заняли первые три места.

М. Маркелов.
«Печорская правда» 6 мая 1972 г.

Соревнования на приз газеты

Уже в восьмой раз в День печати редакция газеты "Печорская правда" проводит легкоатлетические соревнования по кроссу. Это стало традицией и, может быть, поэтому из года в год растет количество его участников. Нынче на старт вышли свыше 120 спортсменов города и района.

Майское солнце, иногда такое непостоянное, на этот раз светило как летом. Пионерский лагерь имени Космонавтов, где проводились состязания, буквально был обожжен его весенними лучами. Стволы сосен источали смолистый запах, по-молодому закудрявились березки.

Все это придало спортивному торжеству особую праздничность. В таком же настроении готовились к забегам и участники соревнований.

Вызываются на старт девочки, которым предстояло бежать дистанцию 500 метров. В первом забеге Н. Лаврова из Лавров показала результат 1 мин. 43 сек. Ее время и стало прицелом для остальных. Но И. Петрова из школы № 3 улучшила результат на пять секунд, и уже остальные участницы кросса пытались опередить достижение печерянки. Но это им было не под силу. В. Федотина (Лавры) пробежала дистанцию за 1 мин. 42 сек. Спортсменка из школы № 3 Н. Барабанщикова, как и Н. Лаврова, показала 1 мин. 43 сек. Эти четыре бегуньи и стали призерами в своей возрастной группе.

Начинаются забеги мальчиков младших возрастов на дистанции 1000 метров. Хорошо проходит дистанцию способный спортсмен из Бельской восьмилетки В. Власов. Но он нарушает правила и судейская бригада не засчитывает его результат. Победитель определился только в последний момент. Им стал школьник В. Лебедев из Печорской средней № 1. Результат высокий - 3 мин. 29,8 сек. Его товарищ по команде В. Алексеев и М. Венков из Бельска были вторым и третьим.

Болельщики с нетерпением ждали соревнования юношей и мужчин. Уходят на километровую дистанцию участники первого забега. Он, пожалуй, был сильнейшим по составу. Об этом говорят итоги. С. Михайлов (Лавры) финишировал с результатом 3 мин. 28 сек. У его товарища Н. Куранова - 3 мин.27 сек., у В Михайлова (Ново-Изборск) - 3 мин. 28 сек., С. Пирогова (из того же коллектива) - 3 мин. 23 сек., у спортсменов из средней школы № 1 Г. Степанова - 3 мин. 11,5 сек и у О. Дмитриева- 3 мин. 13 сек. (у них соответственно второе и третье время).

Из этого можно судить о том, какая напряженная борьба была между легкоатлетами. И лишь Ф. Коханов (средняя школа № 1) сумел опередить своих соперников и с результатом 3 мин. 07,8 сек. занял первое место.

Команда деревни Малая Пачковка, выступающая ежегодно от общества ДСО "Урожай", первенствовала в забеге. Второе место завоевали спортсмены трикотажной фабрики.

Сильнейшими среди средних школ стали бегуны средней школы № 1, последующие два места у Ново-Изборской и Лавровской средних.

Среди сверстников из восьмилетних учебных заведений лучшее время у команды из Лавров, второе место за ребятами из Ново-Изборска, а третье - из Бельска.

Команды-победительницы награждены переходящими кубками редакции, все призеры - Почетными грамотами, а также па мятными сувенирами.

Следует отметить высокую организацию соревнований. Это стало возможным благодаря активной помощи работников детско-юношеской спортивной школы, которые подготовили трассу кросса, обеспечили четкое судейство, помогли быстро обработать протоколы состязаний.

На снимке: победители соревнования среди юношей на дистанции 1000 метров: Ф. Коханов, О. Дмитриев и Г. Степанов (слева нанраво).

В. Егоров. Фото С. Маркелова.
«Печорская правда» 9 мая 1972 г.

Две встречи

Две встречи - со старшеклассниками в первой средней школе и с любителями поэзии, читателями городской библиотеки, - провел в Печорах псковский поэт-партизан Иван Васильевич Виноградов. В обоих случаях залы были переполнены.

Иван Васильевич сразу вводил слушателей в обстановку героической борьбы псковских партизан. Рассказывал и показывал фотографии, читал письма народных мстителей, пожелтевшие от времени боевые листки, которые выпускались в обстановке суровой борьбы, читал свои стихи.

Наши люди с пионерских лет вырастают следопытами. Они хотят знать все до мелочей, как оно было. И в рассказе И. В. Виноградова они почувствовали эту правду суровой жизни и борьбы, согретую горячим чувством поэта-патриота. Живо и убедительно предстали перед ними и будни, и героика партизанской борьбы. Понятной стала и железная решимость, выраженная словами поэта Виноградова в песне псковских партизан:
"Скорей умрем, чем станем на колени,
Но победим скорее, чем умрем!"

Слушатели не хотели расставаться с поэтом, и некоторые задержались после беседы, чтобы переписать понравившиеся, но еще не вышедшие в печати стихи.

Иван Васильевич обещал еще в этом году приехать для новой встречи.

В. Весский, наш внештатн. корр.
«Печорская правда» 25 мая 1972 г.

Вечер дружбы

В минувшую субботу в Печорском краеведческом музее состоялся вечер дружбы народов. Сюда пришли выпускники средних школ города - № 1 и № 2 - русские и эстонцы.

Многие девушки были одеты в красочные национальные костюмы. Встречу открыла научный сотрудник музея М. Э. Щербакова. Затем ученица 10 класса средней школы № 1 Люда Титарснко рассказала о работе клуба интернациональной дружбы, поделилась своими впечатлениями о поездке в Лимбажи в гости к латышским ребятам.

От средней школы № 2 выступил Ярво Ояперв, ученик 11 класса. Он говорил о давней дружбе, которая соединяет их с Лавровской средней школой, о поездке в гости к лавровским школьникам.

Ребята обменялись сувенирами и цветами.

С большим успехом прошли выступления певцов, танцоров и декламаторов. Ансамбль девочек из школы № 2 спел песню на эстонском языке. Лена Васильева исполнила песню "Россия", Зина Моро прочла стихотворение, а Люда Титаренгсо и Галя Финагина станцевали задорный "Русский танец". Всем понравился танец "Коробейники" в исполнении Веры Липовской и Юры Михайлова.

В заключение были прочитаны стихи местного поэта В.А. Весского "Печоры". Особенно запомнились всем строки:
В эстонском "тэрэ",
В русском "здравствуй"
Живет и слышится всегда
Свобода, равенство и братство...

Эта встреча была посвящена 50-летию образования СССР.

М. Иванова
«Печорская правда» 27 мая 1972 г.

Ремонтируют школьники

В эти погожие летние дни яркое солнце так и манит на речку, в лес. Большинство школьников простилось с учебниками до сентября и сейчас отдыхает в пионерских лагерях. Но девятиклассникам 1-й Печорской школы до 25 июня нужно набраться терпения и на три с половиной часа в день забывать об удовольствиях школьных каникул. У них идет производственная практика.

В коридорах - составленные друг на друга стулья, парты, в классах - застеленные старыми газетами полы, а во всей школе - сильный запах краски. На всех этажах работают ученические производственные бригады. В них около ста человек. Ребята красят полы, двери, белят потолки, стены. Работу выполняют на совесть, с удовольствием. И вдвойне приятно им будет учиться в классе, отремонтированном собственными руками.

А в одной из классных комнат необычная картина. На полу расстелены географические карты, и на Америках и Европах лежа и сидя, кому как удобнее, разместились девчата. Рядом стоит клей, лежат ножницы. Это школьные туристы помогают географическому кабинету "лечить" карты и таблицы.

Так что жизнь в школе с наступлением каникул не затихла. Три летних месяца - небольшой срок, а надо успеть привести все в порядок, отремонтировать и покрасить. И большую помощь оказывают в этом учащиеся школы.

Н. Самсонова
«Печорская правда» 8 июня 1972 г.

О самом сокровенном

"Все великое и светлое связано со словом Мать. И если самое первое слово для человека - мама, то вамое важное - Родина. И эти два слова неразделимы".

Эти строки взяты из сочинения восьмиклассника школы № 1 и могли бы служить эпиграфом ко всему, что написали на экзаменационных листах остальные ребята. Действительно, темы "Добрые руки матери" и "Под ленинским стягом Отчизна идет, шагает уверенней год от года", предложенные восьмым классам на письменном экзамене по русскому языку, перекликаются между собой.

В 8-"А" большинство выбрали первую тему. Сколько теплых и ласковых слов обращено к матерям! Даже мальчишки, обычно сдержанные в чувствах, наедине с белым листом бумаги говорят о своей любви и нежности к матери.

Благодарностью к самому близкому человеку на свете проникнуто сочинение Нади Преображенской (8-"А" класс). "С того самого момента, как я стала помнить себя, я помню мамины добрые глаза. И теперь, когда я сама могу что-то сделать не только для себя, но и для окружающих, я стараюсь больше делать хорошего для своей мамы. Каждый день, когда я вижу усталое мамино лицо, мне хочется сделать что-то доброе. ...я всегда буду помнить маму, которая меня воспитала и поставила на ноги".

Сочинение Марины Федоровой отличается от Надиного по стилю. Ее предложения короткие, сжатые, в них больше воспоминаний детства, отдельных эпизодов. И заметно, как мало было ей четырех экзаменационных часов, чтобы написать о маме все-все. "Дома у меня сидит медвежонок. Правда, он не говорит, но у него бархатные черные глаза. Его принесла и рассказала про него сказку мама".

Девочка растет, и наступает школьная пора. С трудом приходилось забывать об игрушках, развлечениях и садиться за уроки. И снова мама мягко и настойчиво учила ее усидчивости. "Мама приучала меня сидеть и подолгу думать над трудной задачей. И сейчас мне уже проще сидеть и заниматься. И делать дело, которое не очень нравится".

В добрый мир книг, который никогда не станет привычным, а каждый раз будет открывать новое и удивительное, ввела дочь тоже мама. "Мама приносила книги. Научила понимать их. Искать в них главное. Вместе мы прочли рассказы Горького, Чехова, Толстого, повести Тургенева и Гончарова".

А еще мама - просто человек, которому несут дети обиды и радости; чьи теплые ладони и всепонимающие глаза снимают боль. "И когда у меня бывают неприятности, я всегда иду к маме. Я знаю, что она всегда поможет".

На выбор профессии очень часто влияет человек, которого ты больше всего уважаешь. Этим человеком может быть учитель, старший товарищ. Для Иры Исаковой им стала мама. "Ей не нужен покой, она готова проводить с учениками все свободное время... всю свою жизнь она учила детей". Вот почему Ира тоже хочет стать педагогом.

Большинство ребят из 8-"В" и 8-"Б" классов взяли вторую тему. На мой взгляд, она требует 6oлee серьезного и вдумчивого подхода, чем у многих из восьмиклассников. В стопке экзаменационных листков, к сожалению, чаще встречаются так называемые "этапные" сочинения. В них - все, что можно припомнить за четыре часа из истории Советского государства, начиная с 1917 года, и очень мало своих мыслей, своего отношения. Но есть и работы, за которыми стоит пятнадцатилетний человек. Они, как правило, пишут не о всей нашей необъятной стране, а о самых дорогих и близких местах ее. Это Ира Ушакова, Люба Иванова, Валя Иванова. Их сочинения - об изменениях, происшедших на Псковщине, о жизни родного города, о его людях, которые делают Печоры богаче и красивее. В любви к родным местам заключена любовь ко всей советской стране. А что значит любить Родину? Вот что думает об этом Игорь Березин. "Любить Родину - значит беззаветно служить ей". Его сочинение отличается серьезным подходом к теме, за школьной работой виден уже почти сформировавшийся человек со своими жизненными принципами и правилами.

Сейчас восьмиклассники уже называют себя девятиклассниками. Позади экзамены, выпускной вечер, а впереди яркое, солнечное и, конечно, радостное лето. Они загорят и повзрослеют, но пусть останется в ребятах то умное и доброе, о чем писали они в своих сочинениях.

З. Агеева
«Печорская правда» 15 июня 1972 г.

Трудные мальчишки

Когда я уезжала, у ребят был "тихий час". Осторожно, стараясь не шуметь, прошла по коридору и остановилась у двери. Из комнаты слышалось шушуканье. Я тихонько приоткрыла дверь. Все мальчишки лежали на кроватях и старательно "спали". Для пущей убедительности некоторые сопели носами. Но один белоголовый семиклассник не успел натянуть на себя одеяло, у другого рядом с подушкой лежала раскрытая книга. Я закрыла дверь и улыбнулась: "Мальчишки..."

Их называют "трудными". Их чаще всего ругают. Их имена пользуются недоброй популярностью в школе. И эта известность "заслуженная". Они хуже всех отвечают на уроках. Они чаще всех пропускают занятия, а иногда и вовсе целыми днями не бывают в школе. Они больше всех грубят родителям... Вот их школьная и домашняя характеристика. А вот другие отзывы. "Ребята, как ребята". "Хорошие мальчишки". Правда ведь, огромная разница в оценке одних и тех же людей? Поясню. Вторую характеристику дали им помощник командира отряда трудового лагеря и завуч школы-интерната, где этот лагерь находится. Но, чтобы не вызывать и дальше вопросов, расскажу обо всем по порядку.

Год назад, около Троицкой школы-интерната с шумом и гамом высадилась первая партия "трудных" ребят. Эти 16 мальчишек из 4-7 классов и два руководителя положили начало летнему трудовому лагерю школы № 1. В нынешнем году их 15. Все ребята "с прошлым", в котором и битые стекла, и побеги из школы, и отказ от какой-либо работы. Жить в интернате им две недели. Это срок обязательной производственной практики. Но на пришкольный участок их на веревке не затащить, а в лагере они, по замыслу, должны работать на колхозных полях.

Распорядок дня армейский. В 7-00 - подъем, с 7. 10 до 7.40 - физзарядка, в 8.00 - завтрак, до 9.00 - уборка территории, с 9.00 до 13.00 - работа в колхозе... Отбой в 23.00. Даже в названиях чувствуется армейское. У них есть командиры отделений, а дежурство называется несением внутреннего наряда.

Утром мальчишки просыпаются от громкого "По-о-дъем!" Н. Г. Вышковского (командира отряда) или Феди Коханова (его помощника). Привыкли и встают без проволочек. В столовую - строем, на работу - тоже. За опоздание в строй или на зарядку - наряды вне очереди. Этим лагерь преследует выполнение одной из главных целей: приучить ребят к дисциплине, организованности.

Работают они четыре часа в день. Сказать, что убирать камни или срезать колоски - для лих удовольствие, значило бы сказать неправду. Но они должны работать - и они работают. Их к труду приучают. Вот три выдержки из дневника командира отряда.

"6.06.72. Первый трудовой день. Убрали 30 повозок камня.

7.06.72. Второй день работы в колхозе. Ребята потрудились славно. Убрали 14 кубометров камня с полей.

9.06.72. Убирали поля от сорняков и срезали колосья ржи на пшенице и травах. Работали хорошо."

У многих из них в тетради, приказов - благодарности зa отличную работу.

Полы в комнатах, коридоре и столовой они моют сами. Матери только ахают, узнав про это: водь дома их не заставишь даже воды принести. Кровати застилают сами. А когда кто-то получает наряд вне очереди - садится чистить картошку, убирает школьный двор.

Одним словом, мальчишек учат трудиться. И это, пожалуй, самое трудное и самое главное в работе лагеря. Воспитание трудом и дисциплиной - вот его основное назначение. Двух недель, конечно, для этого мало, тем более, что остальные два с половиной месяца ребята будут предоставлены самим себе. Но, как сказал директор школы П. Н. Шмелев, увеличить срок до месяца пока нельзя: во-первых, трудно Оудет самим мальчишкам выдержать месяц работы и строгой дисциплины, во-вторык, плохо с кадрами. Вот в этом году пришлось в помощники Н. Г. Вышковскому дать школьника. Правда, он оказался хорошим организатором, ребята его слушаются. Самому Феде Коханову очень нравится в трудовом лагере, хотя дисциплина здесь строже, чем в спортивном, где он обычно бывает.

Ребята за эти две недели хорошо отдыхают. Поолизосги есть четыре озера, в любом из них можно и купаться, и ловить рыбу. Повар А. Т. Моллок (тетя Аля) готовит им вкусные супы, борщи и каши. Игры на выбор - теннис, волейбол, футбол, бадминтон, шахматы. К тому жо красота в том месте удивительная. Огромные дубы, липы, заросли сирени, шиповника окружают лагерь живой зеленой стеной. Если спуститься вниз по едва заметной в густой траве тропинке, то увидишь прозрачный ключ. Вода в нем обжигающе холодна. Но некоторые мальчишки по утрам обтираются ею до пояса.

В разговоре с П. Н. Шмелевым я поинтересовалась: "Есть ли какие-то заметные результаты работы лагеря?"

- Да, - ответил он. - Ребята становятся мягче, легче поддаются на уговоры, меньше "выкидывают" такого, от чего можно хвататься за голову. Они начинают понимать не только слово "хочу", но и "нужно", "должен". Впрочем, все делается не сразу, и процесс перевоспитания - долгий и трудный.

Да, все делается не сразу. Hо кое-что уже сделано сейчас. Из пятнадцати ребят шесть поехали в лагерь второй раз. По собственному желанию. А если у вас появилась вера в то доброе и разумное, что делает трудовой легерь, то представьте на минуту лето будущего года, кабинет директора, и вы увидите там группу "трудных" мальчишек, которые просят взять их в Троицкое. По собственному желанию.

З. Агеева
«Печорская правда» 17 июня 1972 г.

Многие уноши и девушки увлекаются спортом. Каждую весну проводится легкоатлетический кросс на приз газеты «Печорская правда». В этом году победителем стала команда средней школы № 1 (на снимке).

Фото А. Морозова
«Печорская правда» 24 июня 1972 г.

Комсомол - юбилею

До заветного декабрьского дня, когда наша страна встретит свой полувековой юбилей, осталось немногим больше пяти месяцев. На предприятиях, в колхозах и совхозах труженики принимают повышенные обязательства, вкладывают в их выполнение все силы, умение, накопленный опыт.

Комсомольцы, молодежь нашего района свои добрые дела посвящают юбилею. А на их счету таких дел много. В день 30-летия со дня начала Великой Отечественной войны была объявлена Всероссийская экспедиция "Слава". Огромную работу проделали следопыты Печорской средней школы № 1. Они разыскали около пятидесяти печерян - участников войны, узнали о боях, в которых они участвовали, о том, как ветераны живут сейчас. Их рассказы, фотографии, треугольнички солдатских писем - все материалы оформлены в альбомы. Итоги экспедиции будут подведены в декабре этого года в канун юбилея.

...

«Печорская правда» 29 июля 1972 г.

Звенит первый звонок

Звуки музыки, цветы, улыбки ребят согрели сентябрьскую прохладную погоду. Сотни учащихся, учителя, родители собрались во дворе средней школы № 1. Торжественную линейку открывает директор школы П. Н. Шмелев. Он дает команду внести знамя школы.

Первые слова по традиции обращены к первоклассникам. Их приветствует ученица 10 класса Наташа Гребенюк.

С приветствиями к собравшимся обратились учительница О. В. Бардина, первый секретарь райкома комсомола И. М. Ашевская.

Затем праздничная колонна учащихся вместе со своими педагогами прошла по улицам города. Они возложили цветы к монументу в честь освободителей города от немецко-фашистских захватчиков и к памятнику В. И. Ленину.

Звучит первый звонок, новый учебный год начался.

Новых успехов в учении.

«Печорская правда» 2 сентября 1972 г.

Пламя было побеждено

В полдень к сторожу пионерского лагеря имени Космонавтов прибежали люди и сообщили, что из здании лагерного клуба идет дым. Когда открыли двери и вошли внутрь помещения, то сквозь клубы дыма увидели, что пламя охватило электросчетчик и арматуру вокруг него. С риском для жизни отключили электричество, затем пустили в дело огнетушители.

Когда приехала вызванная пожарная команда, пламя было уже побеждено.

От большого пожара уберегла бдительность преподавателей и учащихся детско-юношеской спортивной школы. Они, занимаясь на лагерной спортивной площадке, почувствовали запах дыма и горелой резины, предупредили сторожа и приняли самое активное участие в ликвидации очага пожара. Среди тех, кто предотвратил беду - преподаватель В. В. Рогачев, ученики средней школы № 1 О. Дмитриев, А. Могучий, В. Алексеев и другие.

Т. Ротова, сторож пионерлагеря.
«Печорская правда» 16 ноября 1972 г.

Результаты первой четверти

Почти три месяца прошло с тех пор, когда первоклассники впервые переступили порог школы. Позади первый звонок, добрые пожелания и напутствия родителей, учителей. Серьезные, они сидят за партами, внимательно слушают учителя, гордятся первыми отметками. И как все, первоклассники радуются новым открытиям, происходящим на уроках. Их увлекает торжественная обстановка в классе, школьный звонок, портфели и книги. Теперь это уже коллектив, который имеет свои задачи, общие интересы.

Много сил потребовалось для того, чтобы научить детей правильно сидеть за партой, внимательно слушать, выполнять задания учителя, следить за тем, что происходит в классе. С первых дней ребятам прививается чувство долга, любви к Родине, школе.

Есть у малышей и первые обязанности: кто-то становится санитаром или дежурит по классу, и ко всему этому они от носятся на редкость добросовестно.

В первые дни ребята робко отвечали на вопросы учителя, сливали звуки в слоги, учили счет до 10 и обратно. Сейчас многие первоклассники уверенно читают по букварю, считают, решают примеры, задачи, вставляют знаки в равенства, составляют рассказы по картинкам. И маленькими ручонками красиво выводят "Ленин, мир, Родина, СССР". Оии - октябрята. На груди сияют алые звездочки с портретом Ленина.

А сколько стихов, песен узнали ребята! Теперь они - настоящие ученики. Особенных успехов добились Марина Матросова, Сережа Ухов, Таня Наместникова и многие другие.

Новые программы позволяют учащимся уже в первой четверти видеть плоды своих трудов, расширить кругозор, приобрести многие навыки по математике и русскому языку.

М. Боровьёва, учительница школы № 1.
«Печорская правда» 28 ноября 1972 г.

В школе звучат стихи

В Печорской средней школе состоялся вечер советской поэзии, посвященный 50-летию образования СССР.

Исторический обзор развития советской поэзии сделала заведующая районной библиотекой Н. М. Евстафьева. Доклад был прочитан так живо и эмоционально, так ярко чувствовался в цитируемых стихах боевой дух эпохи, накал политической борьбы и живые чувства советских людей, что учащиеся слушали докладчика, боясь проронить слово.

Бесспорно, наша молодежь увлекается успехами естественных наук и достижениями техники во всех ее областях. Но этот вечер показал и живой интерес ее к поэзии, любовь к искусству. Эта любовь особенно чувствовалась в выстуглениях самих учащихся с чтением стихов советских поэтов.

Ученица 8 класса Люда Андреева прочитала два своих стихотворения.

В. Весский.
«Печорская правда» 30 ноября 1972 г.

Десятиклассники

Их в классе - 32. Пытливых, любознательных, деловых. И все они - десятый "Б". Пройдет немного времени, и покинут они стены школы, войдут в большую самостоятельную жизнь. Какими они будут? Какую выберут профессию? Вот Таня Парамонова мечтает стать врачом, а Владимир Кузьмин не мыслит себя без моря. И, конечно, всеми своими успехами они будут обязаны школе. А пока - идут уроки, решаются сложные задачи, пишутся очередные сочинения.

Организатор всех дел в классе - комсорг Наташа Савостина. Вместе с одноклассниками думает она над планами работы, полезными делами.

На классных собраниях комсомольцы решают разные вопросы. Говорят об отношении к учебе, общественной работе. Здесь учатся они отвечать за свои дела, говорить правду в глаза, выслушивать критические замечания в свой адрес.

Несколько бесед провели они о том, каким должен быть комсомолец, о культуре поведения и о самом волнующем - предстоящих выпускных экзаменах, проходном балле в учебное заведение. С увлечением готовили в классе и серию бесед "Мы - патриоты-интернационалисты". Много интересного услышали учащиеся об образовании СССР, о союзных республиках, о моральном облике советского человека.

У каждого комсомольца есть личный комплексный план, в котором отражены учеба, общественная работа, изучение произведений В. И. Ленина. Недавно прошло совместно с родителями комсомольское бюро.

Учащиеся впереди не только в учебе. Помогали они в уборке картофеля в колхозе, работали на субботниках, собрали 1700 килограммов металлолома.

Среди десятиклассников есть и свои спортсмены - Олег Дмитриев, Люба Ершова, которые не раз защищали не только честь школы, но и района. Кто-то занимается лыжами, шахматами, шашками. А Валю Дубовскую и Иру Раевскую можно увидеть на волейбольной площадке.

Любят комсомольцы и свой подшефный отряд 6 "Б" класса. Проводят с пионерами беседы, экскурсии, готовят их к фестивалю союзных республик. Ищут материалы о Киргизии, разучивают народные танцы. И надо видеть, какой радостью светятся глаза ребят, когда в класс приходят вожатые Ира Коккер, Люба Пискунова. Разговоров хватит на целую перемену. Ведь надо так много обсудить - и предстоящую беседу, и полученные оценки.

Десятый "Б" - активный участник школьных вечеров. Многие девчата поют в ансамбле, выступают в агитбригаде. А ко Дню рождения комсомола были заняты в пьесе "Жестокость".

Не забывают десятиклассники о экзаменах, поэтому часто говорят о выборе пути. Даже список составили, кто кем хочет быть. По возможности стараются встретиться с людьми этих профессий. Одна такая встреча уже состоялась - познакомились с работой фармацевта.

Дружный коллектив десятый "Б". Вместе решает он свои задачи, добивается выполнения планов, отстаивает свое мнение на комсомольских собраниях. Вот поэтому и вымпел за лучший комсомольский класс - у них.

В. Васильев, секретарь комсомольской организации школы № 1.
«Печорская правда» 5 декабря 1972 г.

Фестиваль в школе

В этот день наша школа просто преобразилась. Вместо обычных мальчишек и девчонок в школьной форме коридоры заполнили отряды представителей нашего многонационального Союза Советских Социалистических Республик.

На торжественную линейку, посвященную открытию фестиваля дружбы народов, построились ребята в национальных костюмах.

Каждому классу было дано задание представлять определенную республику. Ребята со старанием готовили альбомы, костюмы, изучали материалы о жизни республик. И когда они собрались вместе, чтобы рассказать о том, что узнали, то флаги, гербы, национальные костюмы - все это придало особую торжественность этому моменту.

Смотр отрядов проходил по пяти станциям. На "Игровой"- ребята с удовольствием показали игры той республики, которую они представляли. Множеством различных поделок привлекла станция "Выставка". Здесь были собраны альбомы, макеты кораблей, куклы в национальных костюмах. Все это сделано умелыми руками школьников. Конечно, самым интересным оказалась карта нашей Родины с обозначениями важнейших комсомольских строек, над которой потрудились ребята из 8 "Б" класса.

"Что ты знаешь о своей республике?", - так называлась следующая станция. Тут участникам фестиваля пришлось показать свои знания о республике, которую готовили. Отвечали на вопросы четко, уверенно, потому что много читали, переписывались с ребятами из других республик. Красивые народные песни, задорные танцы школьники исполнили на станции "Мы танцуем и поем". Восемь лучших номеров были отобраны для поездки на фестиваль в Пыльву.

"Родина моя - СССР",- это последняя станция маршрута фестиваля. На ней учащиеся рассказали о стране, в которой мы живем, о ее делах и планах, дружбе народов, национальных традициях. Около трех часов длилось торжество в школе.

В. Васильев, секретарь комсомольской организации школы № 1.
«Печорская правда» 14 декабря 1972 г.

Десятиклассники. (Учащиеся средней школы № 1)

Фото А. Дмитриева
«Печорская правда» 26 декабря 1972 г.