Все работы хороши

Позавчера в актовом зале Печорской средней школы № 1 состоялось несколько необычное комсомольское собрание 9-х и 10-х классов. На повестке дня стоял вопрос: "Профессиональная ориентация в школе". С докладом выступила преподаватель математики О. В. Бардина. Она рассказала, что на земле существует множество самых разных профессий, и что каждая из них уважается и ценится в нашей стране. Подробно Ольга Васильевна остановилась на специальностях врача и учителя.

Затем была обсуждена статья "Хочу и надо", опубликованная в газете "Комсомольская правда". Получился настоящий диспут. Выступившие ребята осудили автора статьи, утверждающую, что такие профессии, как машинистка, смотритель музейных залов, официантка и другие, унизительны для человека. Комсомольцы утверждали, что всякая работа хороша, если человек любит ее и относится к ней с душой.

В заключение перед комсомольцами выступили инженер по кадрам районного управления сельского хозяйства В. М. Саввин, заведующая ателье № 1 комбината бытового обслуживания населения М. М. Яковлева, бывшая выпускница школы комсомолка продавец магазина № 2 Татьяна Курчавая, товаровед райпо М. В. Каношин. Они ознакомили ребят с особенностями своей работы и с деятельностью коллективов, членами которых они являются.

Собрание прошло хорошо. Все присутствующие с увлечением слушали и говорили о своих будущих профессиях. Это еще раз доказало, что успех проведения комсомольских собраний зависит от того, насколько близка его тема всем членам организации.

И. Калашников, секретарь комсомольском организации школы № 1.
«Печорская правда» 18 февраля 1971 г.

"Знай свой город!"

Под таким девизом проходил КВН в третьих классах Печорской средней школы.

- Сколько школ в нашем городе? - задает вопрос капитан команды "Ленок" Таня Яр.

Команда "Почтамт" насчитала шесть: первая, вторая, третья, школа-интернат, музыкальная и спортивная. И ведущая уже собирается зачесть ответ, но Таня добавляет еще две: вечерняя и заочная.

- По каким улицам и мимо каких учреждений вы пройдете от вокзала до своего дома?

- Какие улицы образуют треугольник?

- Сколько лет Печорской крепости?

- Что бы сделал ты в Печорах, если бы был волшебником?

На этот вопрос зачитываются ответы из домашних сочинений. Лена Федорова, например, написала, что она построила бы много домов с хорошими квартирами, много садов, и чтобы в городе было чисто.

Блеснули в соревновании своими талантами художники (каждый рисовал свой дом), танцоры, певцы, декламаторы, музыканты.

Приняли участие в соревновании и болельщики. Юные капитаны команд - Саша Ишевский и Таня Яр проявили и организаторские способности, и сознание ответственности.

Присутствовавшие родители говорили, что КВН позволил им узнать детей с лучшей стороны.

В. Весский.
«Печорская правда» 18 февраля 1971 г.

Подведены итоги марша "Всегда готов!"

Страна встречает XXIV сьезд КПСС новыми трудовыми успехами. Юные пионеры всегда идут в ногу с партией, с советским народом. Радости и победы страны - их победы и радости. Они растут коммунистами, и поэтому нет в их сердцах места равнодушию.

И сейчас школьники вместе со старшими подводят итоги работы, проделанной в честь партийного съезда. Этому событию посвящают ребята свои успехи в учебе, труде, пионерской работе. "Наши знания, наша хорошая учеба - лучший подарок съезду",- говорят они.

Районный совет пионерской организации подвел итоги первого года марша "Всегда готов!". Лучшими оказались дружины школ № 1 и № 3, а также Лавровской средней.

Пионеры этих школ стараются упорно и настойчиво овладевать знаниями, принимают участие в турнирах любознательных, краеведы составляют летописи, изучают достопримечательности, тимуровцы спешат на помощь всем, кто в ней нуждается. Множество полезных дел на счету юных ленинцев этих школ: здесь и пионерские сборы, и трудовые дела, и шефство над малышами.

Ребята школы № 1 успешно идут по всем направлениям марша. Они шефствуют над детским садом, аптекой, почтой, участвуют в трудовых субботниках по благоустройству школы, стадиона, города. Пионеры собрали 5 тонн металлолома, 2 тонны макулатуры, собраны и сданы в аптеку лекарственные травы, выкопано 40 тонн картофеля, распространено литературы на 182 рубля.

...

Партия и народ заботятся о своей юной смене. Для них построены школы, дворцы пионеров, лагеря, стадионы. Им подарено светлое, счастливое детство.

На заботу партии пионеры отвечают своими добрыми делами в учебе и труде.

Н. Богданова, методист районного Дома пионеров.
«Печорская правда» 25 марта 1971 г.

Эстафета

Город, казалось, еще больше расцвел в первомайском наряде, когда на его улицы вышли спортсмены, чтобы в честь 1 Мая пронести эстафету. Старт давался у монумента в честь освобождения Печор от немецко-фашистских захватчиков.

Быстрее всех среди учащихся средних школ прошли дистанцию ребята средней школы № 1. Спортсмены Киршинской школы финишировали вторыми, а школы № 2 - третьими.

Среди восьмилетних школ первенствовала школа № 3. Успешно выступили спортсмены из Лисье. Третьими к финишу пришли ребята из Паникович.

Эстафета явилась смотром спортивных сил в школах района. Она способствовала популяризации и дальнейшему подъему легкой атлетики. Соревнования были бы интереснее, будь больше участников.

Б. Юзвик, председатель райкома по физкультуре и спорту.
«Печорская правда» 4 мая 1971 г.

Смотр школьных стенгазет

Необычный вид имел на днях коридор Печорской средней школы № 1. Весь он ярко пестрел стенгазетами классов и бюллетенями разных организаций школьного коллектива. Даже при беглом их просмотре получалось впечатление широты и многогранности общественной жизни школы.

Здесь и большие полотна общешкольной газеты "Школьная жизнь", и меньшие по размеру классные газеты, и ярко раскрашенные номера еженедельного "Комсомольского прожектора", и бюллетени различных клубов и кружков: интернациональной "Дружбы", "Юности", "Искорки", ленинского, атеистического, биологического, физического, химического, медицинского...

Разнообразие не только внешнее: в каждом классе, клубе и кружке - своя специфика, свой коллектив, и он, естественно, хочет сказать свое слово.

Вот бюллетени клуба "Дружба". Здесь можно встретить статьи на немецком и английском языках и письма зарубежных друзей, с которыми ведется переписка.

Бросаются в глаза меткие и остроумные сатирические зарисовки случаев из школьной жизни, схваченные в "Комсомольском прожекторе".

И все это весомо и убедительно говорит о том, что учащиеся средней школы под руководством своих наставников интересно строят внеклассную работу, с увлечением занимаются в клубе интернациональной дружбы, умело подмечают недостатки в деятельности отдельных самодеятельных ученических организаций и поведении школьников и остро говорят о них в номерах "Комсомольского прожектора".

В бюллетенях кружков по биологин, физике, химии ярче сказывается сотрудничество учителей с учениками: здесь сообщения о новейших достижениях и загадках науки, задачи, формулы, изречения ученых - в них отражается своеобразная поэзия науки, то, чего не замечают ученики на уроках.

Создается впечатление богатства и многообразия работы и жизни школы. Впечатление глубокое и отрадное.

Но, конечно, не всё одинаково хорошо н гладко. Хотелось бы, чтобы классные стенгазеты были более содержательны и не ограничивались двумя-тремя статьями. Чтобы выходили они регулярно и периодичность их отмечалась очередным номером. Чтобы в бюллетенях предметных кружков чаще отражались лучшие работы самих учащихся, предлагались викторины, проводились конкурсы.

А вся стенная печать строже контролировалась учителями в отношении грамотности и стиля и была для учащихся образцом языка науки и публицистики.

В. Весский.
«Печорская правда» 6 мая 1971 г.

Песня средней школы № 1

Есть в Печорах, на улице Ленина,
Сердцу близкие школа и класс.
Здесь текут мои годы учения,
Здесь друзья, с кем душа так сраслась.

Льется юность золотая,
Счастьем знанья налитая,
Распускаются цветы -
Наши юные мечты!

Это нам - молодым поколениям.
Светит ленинский мудрый завет.
В нём - глубокая радость учения,
В нём - залог наших мирных побед.

Только сильным и умелым
По плечу большое дело:
Наша гордость, маша честь -
Всё узнать и всё уметь.

Все пути нам Отчизна откроет,
Все работы для нас хороши, -
Заберем же в дорогу с собою
Жар и молодость нашей души.

Эти молодость и сила
Нам даны, чтоб жить красиво.
Честно Родине служить
И работать, и дружить!

Слова. В. Весского. Музыка Ф. Тарабукина.
«Печорская правда» 15 мая 1971 г.

Соревнования сандружин

На этой неделе состоялись соревнования санитарных дружин района. За право называться лучшей боролись одиннадцать команд.

Главный судья соревнований заслуженный врач РСФСР Г. В. Улле открывает состязания. Лучшие сандружинницы поднимают флаг соревнований.

Успешно справилась со всеми этапами борьбы команда школы № 1, которую подготовила фельдшер Л. В. Петрова. Ребята заработали всего 26 штрафных очков. Это обеспечило им первое место.

Сандружинников из школы-интерната инструктировал на общественных началах работник станции скорой помощи Н. П. Егоров. Его подопечные с 51 штрафным очком были вторыми. Лишь очко отделяет от вторых призеров команду Киршинскон школы, которой руководит заведующая Kулейской амбулаторией Е. Н. Кушанова.

Среди производственных коллективов победила команда колхоза "Дружба". Второй результат у сандружинников трикотажной фабрики, на третьем месте - Озерного рыбозавода.

Команды-победительницы награждены кубками и Почетными грамотами, занявшие вторые места - вымпелами и Почетными грамотами, третьи - Почетными грамотами.

Необходимо отметить хорошую организацию соревнований, проведенных райкомом Красного Креста и Красного Полумесяца, председателем которого является А. П. Колпакова.

В. Рогачёв.
«Печорская правда» 15 мая 1971 г.

Мы уже сообщали о победителях легкоатлетического кросса на приз газеты "Печорская правда", который проводился 5 мая в День печати. ... На снимке капитан команды школы № 1, занявшей первое место, Елена Смирнова с переходящим кубком газеты.

Фото С. Маркелова.
«Печорская правда» 15 мая 1971 г.

На приз клуба "Кожаный мяч"

В воскресенье в районе начинаются соревновании на приз клуба "Кожаный мяч", учрежденный газетой "Пионерская правда".

Юные футболисты выступят и четырех зонах. В первой будут представлены школы № 1, 2, 3 и школа-интернат. Каждая из них встретится в двух матчах. Победитель определится по большему количеству набранных очков.

...

Завтра на городском стадионе нгтречаются команды школ № 1 - № 3, школы-интерната - № 2.

В. Ежов.
«Печорская правда» 15 мая 1971 г.

Идут отряды октябрят

Торжественные и взволнованные пришли октябрята города на площадь Победы. Каждый отряд представляет один из родов войск Советской Армии. В строю пехотинцы и моряки, кавалеристы и летчики, танкисты, пограничники и артиллеристы. Каждый из них "вооружен" соответствующим "оружием".

В этот день проводился парад октябрятских войск. Командовал им ученик седьмого класса первой средней школы Валерий Яковлев. Приняв доклад от "дежурного офицера" о готовности октябрятских войск к параду, он идет с рапортом к принимающему парад подполковнику запаса В. С. Барышеву.

Звучит команда приготовиться к прохождению торжественным маршем. Первыми проходят мимо принимающих парад пехотинцы - учащиеся второго класса школы № 3, затем идут другие отряды. После этого октябрята проходят с песней.

Особенно хорошую строевую выучку показали отряды саперов из первой средней, пограничников из школы-интерната и танкистов из первой средней школы. Они отмечены грамотами райкома комсомола. За хорошую подготовку и активное участие в овтябрятском параде все остальные отряды награждены грамотами районного отдела народного образования.

В заключение октябрятского праздника все его участники посмотрели в Доме пионеров кинофильм.

С. Иванов
«Печорская правда» 20 мая 1971 г.

"Всегда готовы!"

Как будто специально для праздника выдался 19 мая такой погожий, по-летнему жаркий день. С самого утра среди зелени улиц и парков то и дело мелькали алые галстуки и пилотки, белоснежные кофточки и рубашки пионеров, спешащих к местам сбора. А к десяти часам утра к площади Победы направились пионерские отряды и дружины. Нарядные, взволнованные ребята вместе со своими вожатыми собрались у Дома пионеров.

Начинается построение.

Об открытии торжественной линейки возвещает мелодичная песня горнов. Рапортуя о готовности к празднику, пионервожатые района хором произносят свой девиз:
- Стал вожатым - не пищи, легкой жизни не ищи!

Затем звучат девизы пионерских отрядов: "И в каждом сердце пионерском звучит наш марш "Всегда готов!", "Бороться и искать, найти и не сдаваться!", "Эй, орленок, наберись силенок - скоро вырастешь, станешь орлом!" и другие.

И вот тишина. По команде "смирно" замерли все участники линейки. Лишь звуки горнов и барабанов да четкие шаги знаменосцев. Вносятся знамена.

К микрофону подходит председатель районного совета пионерской организации Мария Николаевна Пименова. Она сердечно поздравляет юных ленинцев с 49-й годовщиной Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, желает им больших успехов в учебе и труде, рассказывает об итогах первого года марша "Всегда готов!".

Слово предоставляется Кате Хлебодаровой, ученице Печорской средней школы № 1. Над площадью звучат слова рапорта пионерии района о трудовых делах. В нем говорится о том, что первый год Всесоюзного марша "Всегда готов!" успешно завершен. Он проходил под девизом "Тебе, советская Родина, тебе, родная партия, наши знания, наш труд, наша верность и любовь" и посвящался XXIV съезду КПСС.

За этот период ребята собрали 110 тонн металлолома, 8 тонн макулатуры, 12 тонн золы, 150 килограммов лекарственных трав, убрали лен с площади 11 гектаров, выкопали 3.000 тонн картофеля, на 37 гектарах посадили деревья, на 1.478 рублей распространили литературы. В школах района действуют 10 комнат боевой славы, 16 - ленинских, 4 клуба интернациональной дружбы.

Лучшими являются дружины имени К. Назаровой (школы № 1 и № 2), А. Германа (школа № 3), П. Морозова (Лавровская), Ю. Гагарина (Изборская).

От районного комитета партии пионеров приветствует заведующая кабинетом политпросвещения Е. Д. Кондрашина. Она желает ребятам и учителям новых успехов.

Первый секретарь райкома комсомола И. Ашевская поздравляет юных ленинцев и вручает Почетные грамоты райкома ВЛКСМ лучшим пионерским отрядам. Их обладателями становятся отряды имени А. Гайдара (Изборская школа), М. Казея - (Киршинская), 3. Космодемьянской - (Печковская) и другие.

Пионеров приветствует заведующий РОНО Н. Н. Боровьев. Он желает дальнейших успехов в марше "Всегда готов!".

Ветеран Великой Отечественной войны директор Бельской восьмилетней школы А. Н. Калашникова рассказывает о суровой юности отцов и матерей нынешних пионеров и призывает ребят быть достойными своих родителей.

Собравшихся поздравляет с праздником и вожатая-производственница Пачковской начальной школы, рабочая предприятия ВОС Л. Воробьева.

На призыв "Юные ленинцы! К борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы!" над площадью громко звучит: "Всегда готовы!".

Торжественная линейка завершилась смотром пионерской песни и строя. Затем ребята под звуки горнов и барабанов прошествовали по городу и возложили цветы у монумента в честь освобождения Печор и у подножия памятника В. И. Ленину.

Е. Михайлова
«Печорская правда» 22 мая 1971 г.

Учащиеся пишут сочинения

Идут экзамены в школах: переводные - в девятых классах и выпускные - в восьмых и десятых. В первую очередь идет проверка знаний и навыков по русскому языку, истории и литературе.

...В коридорах учебного корпуса школы-интерната пусто и тихо, можно подумать, что воспитаники уже разъехались. Но заглянем в кабинет 10 класса. Здесь - с интервалами расставлены 19 парт; за каждой, наклонившись над тетрадью, работает ученик. Только изредка слышен шорох перелистываемых страниц. В молчании идет напряженная работа. Такая же картина в соседнем кабинете, куда переведена другая половина класса.

На доске четко выведенные темы:
1. Изображение революции в поэмах Маяковского и Блока. 2. Новые люди 60-х годов по романам Тургенева "Отцы и дети" и Чернышевского "Что делать?". 3. Героические страницы комсомольской летописи (по произведениям советской литературы).

И все темы разобраны почти поровну. Это хороший признак: значит, все затронутые в них разделы программы хорошо проработаны в процессе учебы.

...В средней школе № 1 четыре выпускных класса. Учащиеся пишут в своих же классных помещениях, по двое на парте, как сидели на уроках. Получается неудобная для самостоятельной работы скученность и легкий шум.

На доске - те же четко выведенные темы. Каждая очень богата литературным материалом. И нужно весь этот материал восстановить в памяти, разобрать, привести в систему, проверить, нет ли ошибок. И хотя на работу отведено целых шесть часов, но этого времени, как говорится, в обрез. Идет напряженная работа, никто не выходит отдохнуть и почти никто не сдает работы раньше срока.

...Сочинения выпускников. Продукт десятилетнего изучения русского языка и литературы, сконцентрированный в шестичасовом изложении своих мыслей на заданную тему. По каждой работе надо вывести оценки: за знание русского языка, умение ясно и логично изложить свои мысли, учитывая при этом ошибки в орфографии, пунктуации и стиле, и за знание литературы и умение анализировать произведение, делать выводы и обобщения.

Сложная работа! Она показывает самому учителю его недоработки и удачи.

В школе-интернате из 37 работ по русскому языку - 16 "четверок", 21 "тройка", по литературе - 1 "пятерка", 13 "четверок", 23 "тройки". Выделяется по богатству содержания, логичности и хорошему стилю работа Ларисы Лаврушиной.

В средней школе из 131 работы по русскому языку - 10 "пятерок", 67 "четверок" и 54 "тройки"; по литературе - 10 "пятерок", 54 "четверки" и 67 "троек". Лучшие работы написаны Аллой Соловьевой, Владимиром Маловым, Наташей Климчук.

В. Весский
«Печорская правда» 8 июня 1971 г.

Счастья тебе, выпускник!

Все пути нам Отчизна откроет,
Все работы для нас хороши,
Заберем же в дорогу с собою
Жар и молодость нашей души!
(Из школьной песни).

В эти дни миллионы советских юношей и девушек заканчивают среднюю школу. И широкие пути в жизнь раскрывает перед ними родная страна. Их приглашают к себе разных профилей вузы, техникумы, училища, учреждения и предприятия.

С какими же чувствами и мыслями выходят они в жизнь? Какие пути себе выбирают?

- Мои лучшие годы и лучшие чувства связаны со школой, - говорит выпускник первой средней школы Олег Барышев. - И навсегда школьные годы останутся в памяти как самые светлые воспоминания. Живо помню Александру Дмитриевну Морозову, которая еще в сельской школе учила нас читать, писать, считать. И всех учителей, и товарищей по школе всегда буду вспоминать с самым теплым чувством.

- А какие учебные предметы вам больше нравились? Кем хотите выйти в жизнь?

- Меня интересовали все предметы, но больше увлекался гуманитарными науками. И хочу поступить на юридический факультет университета. По-моему, юридические науки помогут лучше понять жизнь. И работа юриста интересная и полезная.

Олег Барышев - член школьного комитета комсомола, активный общественник, хороший товарищ. Нужно думать, что он правильно выбирает себе профессию, найдет в ней удовлетворение и будет хорошим юристом.

Так же определенно и твердо на вопрос о будущей профессии отвечает Тася Цветкова. Но она хочет работать, и ей нравится работа в ателье пошива верхней одежды.

- Буду учиться на мастера,- говорит она. - Выучусь, поработаю мастером, а потом - на курсы кройки и шитья. Здесь тоже нужно учиться, следить за модами, за новыми материалами. А это интересно!

Раю Алексееву больше всех предметов интересовала литература. Ей - по велению сердца - она уделяла в школе особенное внимание и мечтает поступить на литературный факультет Псковского пединститута, стать учительницей.

...

Да, много путей и много интересных работ ожидают выпускников, зовут их вперед. Учиться и работать, работать и учиться - вот большое счастье жизни, которое дала им родная страна и партия. И приятно отметить, что в планах на жизнь, которые они намечают в эти дни, у всех есть две основы счастливой жизни: работать и учиться.

Полного вам счастья, выпускники!

В. Весский, наш внештатн. корр.
«Печорская правда» 29 июня 1971 г.

К новому учебному году

Почти четыре месяца назад завершил работу XXIV съезд КПСС. На нем был дан научный анализ деятельности партии, советского народа в годы восьмой пятилетки и определены главные этапы работы на последующие пять лет.

Какие же задачи выдвинул съезд перед работниками народного образования? В резолюции съезда но Отчетному докладу говорится: "Съезд считает важной задачей дальнейшее совершенствование всей системы образования в соответствии с потребностями развития экономики, науки и культуры, научно-технической революции".

Они складываются из: завершения перехода к всеобщему среднему образованию, что обусловит дальнейший рост культурно-технического уровня населения как в городе, так и на селе; совершенствования учебно-воспитательного процесса, необходимого для подъема качества обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации, подготовки молодежи к общественно-полезному труду в условиях бурно развивающейся научно-технической революции; формирования у подрастающего поколения коммунистического мировоззрения, воспитание на идеях марксизма-ленинизма.

В выполнении этих задач большую роль будет играть качественная подготовка школ к новому учебному году.

Немногим более месяца остается до начала нового учебного года, когда почти пять тысяч школьников нашего района сядут вновь за школьные парты.

Задолго до окончания учебного года директора и заведующие школами стали готовиться к новому учебному году. В эту работу включились н исполкомы городского и сельских Советов.

В средней школе № 1 в конце учебного года были проведены родительские собрания по вопросу подготовки школы. Администрация и родительский комитет обратились к родителям с просьбой об оказании помощи в косметическом ремонте классных помещений. Родители откликнулись. Сразу же после окончания занятий закипела работа. Каждый класс в течение двух-трех дней был сдан отремонтированным. Ремонт проведен качественно.

Остальные помещения ремонтировала бригада из учащихся девятых классов. И уже к 1 июля школа полностью была готова к приему детей.

...

Немаловажную роль в этот период имеет и подготовка учащихся: обеспечение их учебниками и письменными принадлежностями, точный учет их. В конце учебного года по указанию РОНО в школах проведена работа но перекупке учебников, созданию специальных библиотечных фондов.

На протяжении многих лет имеется полный набор учебников в библиотеках Киршинской сродней школы, Заболотской начальной. Начато создание фондов в Печорских школах № I, 2, 3, Иваново-Болотинской начальной, Зимне-Борковской, Ротовской, Печковской восьмилетних, Изборской средней школах.

В школах уточнены списки учащихся по классам. Особое внимание уделено набору в девятые н в первые классы. В будущем году все четвертые будут переведены на предметное обучение. Предварительная работа по этому вопросу проведена в соответствующих средних, восьмилетних и начальных школах.

В районе заканчивается переподготовка учителей для работы но новым программам. В школы завозятся наглядные пособия и оборудование.

Но перед школами стоит еще много нерешенных задач. Не выполнен народнохозяйственный план по набору в девятые классы, профессионально-технические училища. Юноши и девушки, желающие продолжать обучение в ПТУ, еще не все получили направления. Нужно твердо помнить, что после восьмого класса существует три пути: девятый класс, техникум, ПТУ.

В летний период необходимо выявить всех учащихся, нуждающихся в определении в школы-интернаты, в специальные школы и добиться, чтобы они были своевременно отправлены в них.

Где необходимо, нужно составить графики подвоза учащихся и утвердить их на исполкомах городского и сельских Советов.

Еще раз следует проверить наличие учебников у учащихся. Продолжить опытническую работу на пришкольных участках, полях колхозов и совхозов, кроликофермах. Добиться, чтобы учащиеся оказывали помощь своим трудом в колхозах, совхозах, на предприятиях.

При решении всех этих вопросов школы сумеют в полной готовности встретить новый учебный год.

Н. Боровьёв, заведующий РОНО
«Печорская правда» 22 июля 1971 г.

Совет учителей района

Скоро прозвучит первый школьный звонок. Широко распахнутся двери учебных заведений, за парты сядут и те, кто впервые переступит порог школы, и те, кто в этом учебном году будет заканчивать ее. А пока светлые, свежепахнущие краской классы ждут своих питомцев, на свой традиционный совет собираются педагоги района. Завтра начнет свою работу августовское совещание учителей.

Им есть о чем поговорить, о чем посоветоваться, поразмыслить. XXIV съезд КПСС поставил перед работниками народного просвещения большие задачи. В текущем пятилетии должен быть завершен переход ко всеобщему среднему образованию, от преподавателей требуется дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся, формирование у подрастающего поколения коммунистического мировоззрения.

У нас в районе в минувшем учебном году окончили восьмые классы 558 человек. Из них будут продолжать среднее образование 415. Этого еще недостаточно. Не выполняется план набора в вечерние и заочные школы. А все это происходит в большинстве случаев потому, что еще не на должном уровне успеваемость учеников. В результате еще бывают случаи отсева из девятых классов. Об этом, разумеется, должен идти самый конкретный и деловой разговор на совещании.

Начальные классы перешли на новые программы обучения. Этот большой и серьезный шаг в учебном процессе сделан исходя из потребностей времени. Поделиться опытом своей работы, вместе решить встречающиеся трудности - долг учителей.

Районный отдел народного образования многое сделал для того, чтобы обучение в начальных классах велось на должном уровне. Так, при институтах усовершенствования учителей прошли переподготовку 86 преподавателей первых классов. Проводятся специальные семинары при методкабинете и опорных школах, занятия кустовых методических объединений и т. д. Многие педагоги-предметники также прошли переподготовку преподавания по новым программам в первых-четвертых классах. Все это дает основание надеяться, что значительно повысится качество уроков, а в итоге - успеваемость.

У нас в районе есть на кого равняться, у кого перенимать опыт. Около 50 учителей по пять лет и более работают без второгодников. Среди них - преподаватель русского языка и литературы Печковской восьмилетки И. Г. Петрякова, учительница начальных классов Изборской средней школы А. В. Воробьева, преподаватели истории в средней школе № 1 Л. М. Виноградова, географии в Каменской восьмилетней - Н. И. Гончарова и другие.

Многие молодые учителя пополнили в этом году семью педагогов. Пусть же они с первых дней почувствуют теплую поддержку со стороны своих старших товарищей, вольются в большой коллектив преподавателей.

Завтра большой совет учителей начинает свою работу. На нем пойдет разговор о том, как лучше претворить в жизнь поставленные партией задачи но дальнейшему совершенствованию системы образования.

«Печорская правда» 24 августа 1971 г.

Одна из главных задач

Основным звеном в цепи воспитания молодежи является школа. В некоторых из них имеются партийные, в средних и восьмилетних - комсомольские, пионерские и октябрятские организации. Через них и организуется вся политико-воспитательная работа. Стержнями ее являлись великие даты: 100-летие со дня рождения В. И. Ленииа, 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции, 25-летие победы над фашистской Германией, подготовка к XXIV съезду КПСС.

Сейчас же основным направлением в воспитательной работе должно быть творческое изучение материалов съезда и претворение их в жизнь, подготовка к 50-летию образования СССР и со дня рождения пионерской организации им. В. И. Ленина.

Многообразны методы воспитательной работы, применяемые в школах. Ими сделано много в этой области, но еще далеко не все. Мы не можем сказать, что полностью добились от каждого ученика выработки всех тех качеств, которые нужны гражданину будущего коммунистического общества. Встречаются случаи неудовлетворительного поведения ребят, нежелания учиться и даже правонарушения. Все это говорит о том, что дальнейшее совершенствование методики идейно-нравственного воспитания остается главнейшей задачей педагогических коллективов.

Прочные коммунистические убеждения у юношества вырабатываются только на основе личного и коллективного опыта, участия в общественно-полезной деятельности, причем активного.

Это решается через самодеятельность пионерских и комсомольских организаций. Каждый ученик за время обучения должен пройти школу общественной деятельности. Основная роль здесь отводится организатору внеклассной и внешкольной работы и классному руководителю.

Большое значение в деле коммунистического воспитания имеет труд. В нем познается ученик, конечно, лучше - в колективном. Здесь видно отношение подростка к порученному делу, товарищам, его взгляды на обязанности. Основными путями являются уроки труда, опытническая работа на пришкольных участках, ученические бригады, оказание помощи колхозам и совхозам.

Ежегодные выставки технического творчества говорят о том, что этот вопрос хорошо решается в средних школах № 1, Изборской, Ново-Изборской, а также в Бельской восьмилетке. Ведется опытническая работа в Лавровской, Киршинской средних, Печковской, Зимне-Борковской восьмилетних школах. По-прежнему бригада школы № 2 занимается опытнической работой на полях колхоза им. Мичурина. Работал лагерь труда и отдыха в Изборской, № 1 и № 2 школах.

Однако в некоторых учебных заведениях этому вопросу не уделяется должного внимания. Плохо поставлена работа на пришкольных участках в Тешевицкой, Ячменевской и других школах. Они запущены, заросли сорняками. Не уделяется должного внимания кролиководству. А ведь скоро будут подводиться итоги по выполнению плановых заданий по сдаче зверьков.

Необходимо держать тесную связь с правлениями колхозов и администрацией совхозов, знать, в каких специалистах нуждаются хозяйства. С учетом этого и вести профориентацию.

Формирование у молодежи мировоззрения - большой и объемный процесс. И одной из составных частей его является коммунистическое отношение к труду.

Н. Боровьёв, заведующий РОНО.
«Печорская правда» 24 августа 1971 г.

Наша кроликоферма

Кроликоферма существует в нашей школе восемнадцать лет. Каждый год мы продаем около 200 килограммов диетического мяса и сдаем ценные шкурки этих зверьков.

Породы кроликов были самые разнообразные, но за последние 5-6 лет мы сосредоточили свое внимание на выращивании белых и серых великанов. Это мясные и шкурковые породы. Они довольно хорошо прижились у нас.

В народе говорят: мал золотник, да дорог. Считайте, что это сказано и о кроликах. От одной крольчихи и ее потомства в год можно получить около 75 килограммов мяса и 25 шкурок. Мы пока таких результатов не добились, но по 10-15 крольчат получаем. Это объясняется тем, что зимних окролов мы почти не допускаем. У нас не типовая ферма.

Раньше на ней содержались 75 - 80 кроликов. И в ответ на призыв XVI съезда ВЛКСМ к пионерам и комсомольцам ребята решили в этом году вырастить 150 зверьков.

В школе существует кружок кролиководов. Руководят им, как правило, учителя, преподающие зоологию. Его членами являются учащиеся 6-7 классов, которые любят ухаживать за животными. Школьники проводят практические работы в течение всего учебного года, что дает возможность разумно строить работу кружковцев на ферме.

Учащиеся ходят на ферму после уроков по 3-4 человека. Бывают они здесь не более часа. Раз в неделю мы собираемся вместе в кабинете биологии и проводим занятия по определенному плану. Ребята познакомились со строением и жизнью кроликов, с их кормлением, уходом, изучили породы, правила дежурства по крольчатнику.

У кролиководов имеется дневник, в котором указаны номера клеток, сколько животных в них содержится и сколько им времени.

Корма в основном заготавливаются с пришкольного участка. Это - трава, ботва растений, корнеплоды, овес. Для подогрева воды на ферме есть электрокипятильник. Там же имеется мыло и полотенце, чтобы учащиеся могли после работы вымыть руки.

Практические занятая по кролиководству мы проводим во взаимосвязи с классными уроками. Ребята занимаются и несложными опытами. Например, они выяснили, что зимой благоприятно влияет на рост и развитие молодняка не только обычный корм, но и дача определенного количества сухой крапивы. Она содержит много витаминов, кролики охотно ее поедают. Большое значение в качестве профилактического средства играет биомицин, который вводится в рацион.

Выгодно ли иметь кроликов в школе? Думается, что да. В прошлом году мы от их реализации выручили 289 рублей, а ведь на содержание зверьков ничего не затратили. Да и население города получило несколько сотен килограммов ценного мяса. Кроме того, это дает большую пользу учащимся в смысле развития наблюдательности, трудолюбия, любви к животному миру.

Р. Корнева, преподаватель соедней школы № 1
«Печорская правда» 24 августа 1971 г.

За самоотверженный труд

За многолетний самоотверженпый труд на высоком поприще воспитания подрастающего поколения Татьяна Александровна Воробьева - учительница начальных классов средней школы № 1 - награждена орденом Трудового Красного Знамени, а преподаватель Ново-Изборской средней школы Мария Ивановна Дмитриева медалью "За трудовую доблесть".

Правительственные награды были вручены педагогам на августовском совещании учителей.

«Печорская правда» 31 августа 1971 г.

Звенит первый звонок

В большой радостный праздник вылился день начала занятий в средней школе № 1.

Учащиеся с букетами цветов выстроились на торжественную линейку. Здесь же - их преподаватели, родители, гости.

Директор школы П. Н. Шмелев поздравил всех с началом учебного года, пожелал больших успехов. С приветствиями к собравшимся обратились член бюро райкома партии Б. М. Костомаров, инструктор обкома ВЛКСМ В. Минина, зав. отделом науки и учебных заведений обкома КПСС И. С. Николаев.

От учащихся выступили десятиклассница Наташа Яковлева и секретарь комитета ВЛКСМ Люда Титаренко.

А затем все - и учащиеся, и их наставники - прошли под звуки духового оркестра к памятнику освободителям Печор, где возложили цветы, и к памятнику В. И. Ленину, где к постаменту также были возложены многочисленные букеты.

И когда колонна вернулась к школе, прозвучал звонок, возвестивший о начале нового учебного года.

М. Видов
«Печорская правда» 2 сентября 1971 г.

Выставка работ юннатов

В минувшие воскресенье и понедельник двери Дома пионеров были гостеприимно открыты для всех жителей города, района и наших гостей - здесь проходила выставка юннатско-опытнической работы.

Выставка была полезной, поучительной и интересной. Большинству школ было что показать, а то, что они представили, - свидетельство большой и творческой работы/

В выставке из 20 средних и восьмилетних школ приняли участие 19 против 16 в прошлом году.

Ребята славно потрудились. Об этом свидетельствуют экспонаты всех школ. Бросаются в глаза громадные кочаны капусты и большие шляпы подсолнечников, выращенные учащимися Зимне-Борковской и Печковской школ, обилие и разнообразие овощей, поражающих своими размерами.

Вот экспонаты Киршинской средней. Особенно хорош лук. Судите сами: вес луковиц достигает 300-400 граммов. А тыквы! Такую тыкву не каждый взрослый поднимет.

Вот и цветущая клубника, а на ней ягоды!

На выставке были представлены не только местные культуры, но и не характерные для нашего климата: это арбузы и дыни. Поражает своей высотой до 2,5 метра и обилием семян просо "сорго", выращенное юными опытниками Зимне-Борковской школы. А конопля! Один из посетителей выставки долго стоял около этой культуры: она напомнила ему родные места.

Большую работу по сортоиспытанию зерновых проводят юные исследователи Печорской средней школы № 1. Они уже имеют в этом деле некоторые успехи. Посмотрите их таблицу за 13 лет, и вы проследите, как из года в год растет урожайность многих культур. Так, урожайность овса сорта "советский" с 15 центнеров с 1 га поднялась до 22 центнеров.

Юннаты Печорской школы № 2 работают над сортоиспытанием, главным образом, льна и картофеля. Результаты этой работы отражены на стендах, в дневниках и на этикетках к экспонатам. Большой труд учащихся этой школы был высоко оценен: она - участники ВДНХ 1971 года.

У каждой школы есть что-то свое, особое. Например, экспонаты восьмилетней школы № 3 утопали в цветах.

Компетентное и авторитетное жюри при подведении итогов юннатско-опытнической работы долго и внимательно изучало и рассматривало экспонаты и присудило первое место среди средних школ Печорской № 1, второе место - Киршинской и третье - Лавровской. Среди восьмилетних школ места распределились следующим образом: первое место заняла Зимне-Борковская школа, второе - Печковская, третье - Бельская.

Кроме того, жюри отметило грамотой работу кролиководов Печорской № 1 и Ново-Изборской средних школ.

А. Вансович, инспектор РОНО.
«Печорская правда» 14 октября 1971 г.

Целое лето ухаживали за этими замечательными животными юные кролиководы - учащиеся школы № 1. Начался новый учебный год, ребята стали старше, но не забывают своих питомцев - каждый день приходят к ним, кормят кроликов, следят за чистотой.

На этом снимке вы видите учениц 7 "В" класса Люду Кульман, Нину Гродак и Валю Вансович.

Фото А. Матвеева.
«Печорская правда» 14 октября 1971 г.

С большим интересом

Прошло первое занятие теоретического семинара в первой средней школе. Его слушатели - учителя Рагозинской, Тайловской, Пачковской начальных школ, а также начальных классов средней школы № 1.

Руководитель семинара П. Н. Шмелев познакомил собравшихся с программой занятий. В этом году слушатели будут работать над темой "Формирование материалистического мировоззрения и пути преодоления религиозных пережитков".

Пропагандист обратил внимание на важность и актуальность этой темы, особенно и условиях нашего района, дал список рекомендательной литературы.

На первом занятии разбирался вопрос "Марксизм-ленинизм о религии как социальном явлении". П. Н. Шмелев дал развернутый план темы, раскрыл гносеологические корни религии, ее специфическую роль в развитии общества, место культа в религии.

Т. Павлова.
«Печорская правда» 19 октября 1971 г.

Первое занятие

В средней школе № 1 начал работать литературный кружок с творческим уклоном. Его ведет Василий Афиногенович Весскнй. На первом занятии присутствовало 12 учащихся 7-8 классов.

Кружок начал свои занятия с того, что его члены ознакомились с богатствами русского литературного языка. Ребята будут учиться писать заметки, очерки, рассказы и стихи для школьной и классных стенгазет.

Н. Шостацкая, Т. Анашихина, ученики 8 класса.
«Печорская правда» 26 октября 1971 г.

По 420 центнеров свеклы с гектара собрали на своем пришкольном участке учащиеся средней школы № 1.

На снимке: юннатки Лара Сливкина и Нина Клеймова за сбором свеклы.

Фото читателя газеты А. Матвеева
«Печорская правда» 26 октября 1971 г.

Пионерский марш продолжается

Время, отделяющее нас от пятидесятилетнего юбилея пионерии страны, должно стать для каждого из тех, кто носит красный галстук, и для тех, кто только готовится вступить в ряды юных ленинцев, незабываемо дорогим, ярким, полным творческой разносторонней деятельности.

Всесоюзный марш пионерских отрядов "Всегда готов!" открывает широкий простор для инициативы и самодеятельности каждого пионерского отряда. Марш - это продолжение тех дел, традиций, которые начались в юбилейный ленинский год.

Наша дружина имени Клавы Назаровой также продолжает традиции юбилейного года, идя по маршрутам марша "Всегда готов!".

В рекомендациях XVI съезда ВЛКСМ указано на важность повышения личной ответственности пионеров за учебу, укрепление дисциплины в коллективе отряда, создание атмосферы всеобщей нетерпимости к фактам второгодничества, плохой успеваемости. Для этого в наших отрядах созданы посты всеобуча и учебные секторы. Ребята помогают друг другу в выполнении домашнего задания, ходят на дом проверить выполнение режима дня. Отряды проводят турниры смекалистых, олимпиады юных химиков, физиков, математиков, литераторов. Помогают сельским школам в комплектовании библиотек. Отряды борются за высокую успеваемость.

Следуя по маршруту "Мое Отечество - СССР", ребята знакомятся с историей родного края, узнают о жизни пионеров союзных республик. Каждый отряд собирает материалы по одной из них. Изучает жизнь пионеров в республике, хозяйство, ее традиции. Все собранные материалы оформляются в альбомы.

За первую четверть отряды собрали уже много материала. Все отряды дружины стали участниками Всесоюзного "Пионерстроя". Наши пионеры внесут вклад в операцию "Чукотка". Собирают металлолом и макулатуру.

Маршрут "Мир и солидарность" служит средством воспитания пролетарского интернационализма. В школе работает клуб интернациональной дружбы. С 1 по 7 октября проходила "Неделя ГДР". Проводились беседы об округе Гера, викторины "Знаешь ли ты ГДР?", радиопередачи на немецком языке.

Большая работа ведется в отрядах по маршруту "Равнение на пионерское знамя!". Пионеры изучают историю Всесоюзной пионерской организации, своей школы.

В отрядах проведено 23 сбора. 28 октября был сбор дружины "В огне революции рожденный", посвященный дню рождения комсомола. На нем были подведены итоги работы отрядов за два месяца. Лучшими являются: отряд имени Э. Верховича, имени В. Германа, имени А. Матросова, имени М. Филипповой, имени О. Кошевого и отряд, борющийся за присвоение звания имени Лени Голикова. Сейчас пионеры готовятся к смотру строя и песни и к эстафете "Равнение на пионерское знамя!", который будет проходить 3 декабря.

Мы должны прийти к своему пионерскому 50-летию еще более сплоченными, боевитыми. Каждому отряду необходимо заслужить в городе или районе добрую славу за дела, совершенные на пользу людям, Родине. Каждому пионеру - признание отряда за активное участие в марше, за хорошую учебу, за творческую выдумку, за трудолюбие.

3. Михайлова, старшая пионервожатая средней школы № 1.
«Печорская правда» 6 ноября 1971 г.

За активную помощь селу

Райком КПСС и райисполком за активное участие в уборке урожая 1971 года наградили Почетными грамотами ряд предприятий и организаций. Среди них трикотажная фабрика, выработавшая 2815 человеко-дней, сельское профессионально-техническое училище № 3 (1541 человеко-день).

Хорошо потрудились на колхозных полях и школьники. Почетными грамотами награждены коллективы Печорской № 1, Лавровской, Изборской средних, а также Печковской, Высоковской, Бельской и Печорской № 3 восьмилетних.

«Печорская правда» 6 ноября 1971 г.

Соревнование и местные советы

Центральный Комитет КПСС и принятом Постановлении "О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования" определил задачи партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций и хозяйственных руководителей по совершенствованию организации соревнонаиия, повышению его действенности н воспитательного значения. ...

Как и н прошлые годы, райисполкомом совместно с президиумом райкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений разработаны и утверждены условия социалистического соревнования учреждений народного образования по подготовке к 1971 - 1972 учебному году.

В августе текущего года райисполком и президиум райкома профсоюза подвели итоги соревнования школ и в соответствии с утвержденными условиями признали победителями по подготовке к новому учебному году Печорскую среднюю школу № 1, Бельскую восьмилетнюю, Моложевскую и Кулейскую начальные школы. Присудили переходящее Красное знамя Печорской средней школе № 2 и наградили Почетными грамотами коллективы Печорской № 1, Киршинской и Лавровской средних, Бельской восьмилетней, Моложевской и Кулейской начальных школ, приложивших максимум усилий по подготовке школы к новому учебному году.

В порядке поощрения Печорская № 1, Лавровская средние, Бельская восьмилетняя и начальная Моложевская школы получили магнитофоны, а Киршинская средняя - телевизор. ...

«Печорская правда» 13 ноября 1971 г.

Посвящённый юбилею писателя

Среди величайших русских писателей XIX века имя Федора Михайловича Достоевского занимает особое место. Все творчество писателя-гуманиста посвящено человеку, мечтающему о счастье, о справедливом устройстве общества.

В районном Доме культуры состоится вечер, посвященный 150-летию со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского.

В программе - доклад о жизни и творчестве писателя, обзор его книг. Вечер проведут И. Т. Григорьева - преподаватель русского языка и литературы школы № 1 и Н. П. Павловская - заведующая читальным залом районной библиотеки.

В. Весский
«Печорская правда» 18 ноября 1971 г.

Профориентация школьников

В советской стране молодым открыты все пути. Правильно выбранный жизненный путь приносит человеку радость, духовно его обогащает, способствует гармоничному развитию личности.

Помочь юношам и девушкам выбрать себе специальность - одна нз важнейших государственных задач. Воспитать интерес молодых людей к профессии призваны прежде всего школа, которая должна вести учебно-воспитательную работу в этом направлении, органы профтехобразования, комитеты комсомола.

Н. К. Крупская в свое время писала: "Мы ни на минуту не можем забывать о необходимости с ранних лет ширить путем школьной программы и внешкольной работы общеобразовательный и политехнический кругозор нашего подрастающего поколения, помня, что узость общеобразовательного и политехнического кругозора ограничивает свободу выбора профессия, делает этот выбор случайным".

В районе ведется определенная работа в этом направлении. 27 человек после школы стали колхозными и совхозными стипендиатами, учатся в различных учебных заведениях страны на агрономов, зоотехников, механиков, электриков. Они приобретают специальности, столь необходимые сегодняшнему селу.

Любовь к земле необходимо воспитывать у молодого поколения со школьной парты. И правильно поступают во многих общеобразовательных заведениях, уделяя этому вопросу самое пристальное внимание.

В средней школе № 2, например, уже несколько лет работает опытническая ученическая бригада. Ребята ведут сортоиспытание льна и картофеля. Юннаты являются участниками ВДНХ 1971 года.

Больших успехов добились школьники из средней школы № 1. На районной выставке юннатско-опытнической работы они завоевали первое место.

Все это является не только стимулом для успешной учебы, приобретения дополнительных знаний, но раскрывает перед ребятами всю прелесть труда хлебороба, учит их ценить и уважать работу земледельца. Не случайно многие учащиеся после окончания десятилетки идут в сельское хозяйство.

Но следует уделять большое внимание и пропаганде профессий строителей, работников сферы обслуживания, которые так нужны в нашем районе. Молодежь еще не всегда правильно относится к рабочим специальностям, мало знает о содержании труда современного рабочего. Важно знакомить школьников с творческой увлеченностью людей разных специальностей.

Интересной и полезной формой работы со школьниками по подготовке их к трудовой деятельности являются встречи со специалистами. Такие мероприятия позволяют подробно узнать о содержании и условиях труда той или иной специальности, техническом вооружении и перспективах развития производства, возможностях творческого проявления личности. В беседе раскрываются не только привлекательные стороны профессии, но и познаются ее будничные трудности, сложности овладения ею.

Свободной формой общения, в которой учащиеся могут обсудить поставленные вопросы, являются вечера по выбору профессии, диспуты, конкурсы на лучшее знание профессии, экскурсии на предприятия, фермы, в мастерские и многие другие мероприятия.

Необходимо, чтобы эта работа проводилась систематически, чтобы в ней учитывались интересы и склонности учащихся, а также потребности народного хозяйства в специалистах различных профессий.

«Печорская правда» 25 ноября 1971 г.

В первых рядах соревнования

...

Во всенародном походе за претворение в жизнь решений партии участвуют первичные организации школ района. ...

Комсомольцы Печорской школы № 1 во время летних каникул создали бригаду по ремонту школьных зданий и добросовестно подготовили к учебному году многие классы и помещения. ...

И. Ашевская, первый секретарь райкома ВДКСМ.«Печорская правда» 11 декабря 1971 г.

Руководитель семинара

Александр Иванович Ванин - опытный пропагандист. В Печорской средней школе № 1 он руководит теоретическим семинаром по научному атеизму. Слушатели работают над темой "Формирование материалистического мировоззрения и пути преодоления религиозных пережитков".

А. И. Ванин добросовестно и тщательно готовится к каждому занятию, использует первоисточники и наглядные пособия. Пропагандист предъявляет к слушателям высокие требования. Учителя проявляют большой интерес к вопросам, изучаемым на семинаре, понимая их важпость и актуальность. Знание научного атеизма очень поможет им в педагогической практике и массово-политической работе, проводимой среди учащихся и населения.

На снимке: А. И. Ванин.

«Печорская правда» 16 декабря 1971 г.

В контакте с аудиторией

Учителя средней школы № 1 проводят большую массово-политическую работу среди населения. На предприятиях города, в Доме культуры, в школах, в Доме пионеров, а также перед тружениками села часто выступает с лекциями преподаватель географии Нина Ивановна Егорова. Мы попросили ее ответить на ряд вопросов, касающихся лекционной пропаганды.

- Нина Ивановна, по каким темам Вы, в основном, выступаете перед аудиторией?

- Я рассказываю слушателям о природных условиях, экономическом положении, политическом строе стран социализма и капитализма, а также делюсь впечатлениями о поездках, которые я каждый год совершаю по Советскому Союзу. Мне удалось побывать в Прибалтике, Поволжье, республиках Закавказья, в Сибири, на Дальнем Востоке и в других местах нашей страны. Нсколько лет назад познакомилась с ГДР и Чехословакией.

Свои впечатления подкрепляю чтением соответствующей литературы, собираю дополнительный материал из газет и журналов.

- Чтение каких лекций приносит Вам моральное удовлетворение?

- Когда чувствуешь, что твой рассказ с интересом воспринимается аудиторией, что твои знания нужны слушателям, тогда остаешься доволен любой лекцией. Если же нет контакта с присутствующими в зале, то возникает чувство недовольства собой.

Я очень благодарна работникам музея, которым рассказывала о природе Псковской области, а также заведующим клубами и библиотеками, с которыми делилась впечатлениями о поездках по ГДР и Чехословакии.

Часто приходится выступать перед слушателями народного университета культуры.

Выезжала я и с автоклубом на село, и должна признать, что сельская аудитория очень внимательна.

Не совсем у меня получаются беседы на педагогические темы. Конечно, каждый учитель обязан вести среди родителей воспитательную работу, помогать им разрешать сложные педагогические проблемы. Однако мы, преподаватели, специализируемся на вопросах, которые нам ближе и с которыми мы повседневно связаны.

- Часто Вам приходится отвечать на вопросы?

- Отрадно, что после каждого выступления лектора присутствующие размышляют, делятся мнениями, спрашивают. На большинство вопросов даю ответ сразу, а чтобы ответить на некоторые, приходится специально готовиться после.

- Нина Ивановна, - рассказывает зам. директора школы Л. М, Виноградова, - возглавляет в нашей школе лекторскую группу. Она разрабатывает темы бесед и докладов, следит за новинками политической и научно-популярной литературы, распространяет среди учащихся билеты на лекции о международном положении, следит, по каким темам выступают учителя на предметных секциях.

Эрудиция, личные впечатления от увиденного, большой опыт лекционной пропаганды дают возможность Н. И. Егоровой иметь тесную связь с аудиторией, дойти до сердца каждого слушателя.

Т. Павлова
«Печорская правда» 18 декабря 1971 г.