За честь школы

В период зимних каникул прошли районные олимпиады по математике, физике и химии, в которых приняли участие 136 школьников.

Учащиеся средней школы № 1 Клава Левина (7 класс), Люда Титаренко (8 класс), Владимир Малов (9 класс), Наталья Яршина (10 класс) заняли первые места в химической олимпиаде. В математической - лучшими были ребята из Изборска Женя Степанова (4 класс), Коля Ротберг (6 класс), Надя Шкаперина (9 класс) и другие.

Победители олимпиад поедут во время весенних каникул в Псков защищать честь района. К таким нелегким состязаниям, безусловно, нужно серьезно готовиться.

М. Ермина, инспектор РОНО.
«Печорская правда» 15 января 1970 г.

Учащиеся - о себе

Старшеклассники печорских школ - городских и сельских - писали сочинение на тему, предложенную Министерством просвещения:
"Есть у революции начало,
Нет у революции конца".

По существу, это прямо к молодежи от старших поколений обращенный вопрос о месте каждого в жизни, об участии в том огромном революционном, преобразующем жизнь процессе, который начался в Октябре семнадцатого года. Так поняли, так и раскрывали эту тему старшеклассники. Ведь вопрос о своем месте в жизни остро встает перед каждым из них.

"Мне уже семнадцать, и я часто думаю: кто я? Что я знаю о людях, жизни?... Тысяча вопросов и все сложные. С жадностью набрасываюсь на книги, статьи в "Комсомольской правде", где спорят, спорят, спорят семнадцатилетние о своем месте в жизни. И я тоже спорю - с книгами, с газетой, с друзьями, с мамой". Так пишет Светлана Хащенко (средняя школа № 1). Резкое возражение вызывает у нее статья "Хочу жить, как хочу".

"Много думала. Нет, нельзя так жить. Ты - человек, ты живешь среди людей - так не можешь жить для себя". И приходит к выводу: "Споры нужны, ведь в них рождается истина. Но чтобы спорить, нужно много знать, даже очень много. Будем жить, будем учиться, будем спорить, ошибаться, исправляться сами, помогать исправиться другим, будем продолжать революцию".

По-разному рассуждают старшеклассники. Вот сочинение Риты Загорской из той же школы:

"Наши мальчишки и девчонки часто завидуют героям Октября, завидуют героям гражданской войны, Великой Отечественной, комсомольцам, которые возводили Днепрогэс, строили Магнитку, и не видят героического вокруг себя. Они не видят себя участниками революции. Но ведь нельзя думать, что революция уже закончилась. Нет! Она продолжается. Революция победила на военном фронте, на экономическом. Социалистическая революция перестроила идеологию и культуру, произвела величайший переворот в духовной жизни нашего общества.

Империалисты западных государств рассчитывают, что наша молодежь не пойдет по пути своих дедов и отцов. Но это только клеветнические разговоры.

Нашу молодежь ожидает более трудная задача - одержать окончательную победу на идеологическом фронте. А чтобы добиться этого, надо учиться. Надо, чтобы сознание нашей молодежи было выше, чем у молодежи капиталистических стран, чтобы у каждого был коммунистический идеал, который помогает жить и бороться. Надо больше учиться и думать, мечтать и спорить.

Накануне великого юбилея В. И. Ленина советская молодежь снова и снова сверяет свою жизнь по Ильичу; она помнит его завет: учиться коммунизму".

Рита Загорская мечтает стать учительницей - формировать сознание и характеры молодежи. "Это значит, - говорит она, - быть на переднем крае революционного переустройства мира". И кончает свое сочинение словами великого русского педагога К. Д. Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

Пожелаем же ей и всем выпускникам, которые выберут себе любимый труд и вложат в него всю свою душу, найти это счастье жизни!

Много таких хороших сочинений, в которых раскрываются душа и мечта о счастье жизни наших выпускников.

Наташа Климчук построила свое сочинение в форме рассказа о жизни простого человека, который всю жизнь свою связал с революцией, был на переднем крае боевых и трудовых фронтов, потерял здоровье и, лежа на больничной койке после тяжелой операции, жалеет только о том, что "не придется завтра выступить на партийном собрании". Он восхищается знакомой молодежью:"Дальше нас махнут!... Что им не по плечу? Растут люди, растут масштабы их дел".

Во многих сочинениях молодые люди выражают желание построить свою жизнь по образу любимых героев: Данко, Павла Власова, Павки Корчагина, Ульяны Громовой, Олега Кошевого, Александра Матросова и других. Другие пишут о знакомых, близких, родных.

Ученица десятого класса М. Федорченко из первой средней школы рассказывает о большой жизни своего дедушки Василия Ефимовича Вохинова, человека светлой мечты, который принимал горячее участие и в революции, и в коллективизации, во время Великой Отетечественной войны потерял на фронте двух сыновей и сам был расстрелян за связь с пар-тизанами.

Девушка хочет стать врачом и выбирает образцом для себя жизнь и труд заслуженного врача района Евгении Ефимовны Фридман.

В отличие от сочинений прошлого года наши выпускники предпочитают искать себе живых героев в окружающей жизни. Так, на ярком местном материале построили свои сочинения Р. Дмитриева (10 класс Лавровской школы), В. Хрустнева из Изборска, С. Нюнина из Киршино, О. Далинина и Р. Василенок из Печор.

Шесть лучших сочинений: Загорской, Хащенко, Федорченко, Климчук, Далининой и Василенок отобраны в Псков, на областной конкурс. Всем остальным комиссия выражает благодарность за участие в конкурсе, за ценный и богатый материал о думах. настроениях и жизни нашей молодёжи.

В. Весский
«Печорская правда» 20 января 1970 г.

Большое внимание уделяется атеистическому воспитанию в средней школе № 1. Работа ведется целеустремленно - от первого до выпускного класса.

На снимне: школьники за выпуском стенгазеты "Атеист".

Фото А. Морозова
«Печорская правда» 31 января 1970 г.

Дела красных следопытов

На заседании бюро совета районной пионерской организации рапортовали о своих делах отряды красных следопытов седьмых классов Бельской восьмилетки и первой средней школы.

Ребята из Бельска поставили своей целью - изучить историю возникновения колхозов имени Суворова и "Искра", а также экономику этих хозяйств, познакомиться с работой почтового отделения Веребково, учреждений культуры и медицинских пунктов, материальным благосостоянием сельских тружеников.

Учащиеся собрали интересные сведения. Например, они узнали, что почтовое отделение обслуживает 1712 человек, население выписывает 648 газет и 412 журналов, работает 120 радиоточек. Деревни полностью электрифицированы, в них имеется 58 телевизоров.

Семиклассники школы № 1 работают над темами: "Передовая молодежь района", "Н. К. Крупская", ""Заслуженные учителя района". Пионеры провели сбор "Письма Надежды Константиновны Крупской", они оформляют альбомы, собирают статьи из районной газеты, в которых рассказывается о лучших представителях молодого поколения.

Т. Павлова
«Печорская правда» 3 февраля 1970 г.

Встречаются друзья

В минувшую субботу вечером снова вспыхнули веселыми огнями окна Печорской средней школы № 1. Ее классы, коридоры, залы вновь заполнили люди разных возрастов и профессий. В школе опять встретились выпускники разных лет.

Вечер встречи открыл директор О. А. Бобров. 23 выпуска было у школы, 23 раза прощалась она с дорогими людьми - мальчишками и девчонками, уходившими в большую жизнь. И вот они снова здесь. А те, кто не смог приехать, прислали письма и телеграммы. О. А. Бобров зачитал некоторые из них.

Перед присутствующими выступили выпускники школы разных лет.

До позднего вечера не смолкала музыка, звучали смех и песни. Да и как иначе! Бывшие выпускники снова собрались вместе в своем втором родном доме.

Е. Ломакина
«Печорская правда» 3 февраля 1970 г.

Дар щедрой души

Интересные беседы о родной природе проводит в классах средней школы № 1 директор городского зеленхоза Иван Федорович Полеводин.

Беседы эти очень разнообразны.

В младших классах он рассказывает ребятам о цветах, которые можно разводить у нас в садах, палисадниках и дома, дает практические советы, как вырастить ранние сорта, как добиться обильного цветения. При этом весь рассказ иллюстрируется яркими диапозитивами. Они так красочны, что переносят детей в горячий летний день, заставляют почувствовать аромат цветущих роз.

В старших классах к этому материалу прибавляются хорошо подобранные и красочно исполненные диапозитивы с видами самых красивых и памятных исторических мест нашего района.

Много лет работал Иван Федорович старшим научным сотрудником Печорского музея, собрал много интересных исторических сведений о нашей местности, сфотографировал памятные места и вот теперь все эти богатства в порядке общественной работы отдает молодому поколению. Уже в четырех классах провел он эти ценные в образовательном и воспитательном отношении беседы.

Благодарность учащихся и классных руководителей - лучшая ему награда.

В. Весский
«Печорская правда» 5 февраля 1970 г.

Изучая наследие вождя

В тезисах ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина говорится, что главным содержанием всей политической работы следует считать всесторонний показ борьбы партии, всего советского народа за претворение в жизнь великих заветов Ленина, следует глубже раскрывать значение марксизма-ленинизма, исторической роли Ильича как великого мыслителя и революционера. Занятия, проводимые в сети политпросвещения, дают нам, пропагандистам, огромный материал для изучения поистине колоссального ленинского теоретического наследия.

Говоря об изучении произведений Владимира Ильича, мне хотелось бы обобщить свой очень небольшой опыт работы со слушателями, учителями средней школы № 1, изучающими основы научного коммунизма, и врачами, занимающимися в постоянно действующем семинаре по изучению произведений В. И. Ленина.

Первое, на что я хотел бы обратить внимание, - это на подготовку самих себя к любому занятию, независимо от образования и степени знания того или иного предмета. В любых типах занятий буквально все проходимые темы непосредственно связаны с ленинскими произведениями. И искусство пропагандиста состоит прежде всего в том, чтобы умело связать проходимый материал с ленинскими положениями, которые могли бы стать дополнением, разъяснением или обобщающими выводами.

При изучении истории КПСС я включил в свои лекции яркий документальный ленинский материал. Используя этот прием, эмоционально усиливал краткие книжные строки. Так, например, при изучении тем в курсе истории КПСС "Борьба партии за свержение царизма" и "Борьба партии за победу социалистической революции и защиту ее завоеваний" многие слушатели недопонимают ленинское положение о том, почему в нашей стране, как и в ряде других капиталистических стран мира, пролетарская революция должна пройти два исторических этапа: буржуазно-демократический и социалистический.

При раскрытии этой темы я всегда использую статью В. И. Ленина "Проект по аграрному вопросу во второй Государственной думе". В этом документе основатель Коммунистической партии очень образно и просто отвечает на поставленный вопрос.

"Представьте себе... - писал В. И. Ленин, - что мне надо вывезти со двора две кучи сора. А телега у меня одна. И на одной телеге больше одной кучи вывезти нельзя. Как мне быть?

...Сначала русскому народу надо вывезти вон на своей телеге весь тот сор, который называется крепостнической, помещичьей собственностью, а потом с опростанной телегой вернуться на более чистый двор и начать укладывать на воз вторую кучу, начать убирать сор капиталистической эксплуатации".

Эту ленинскую выдержку я привел потому, что некоторые пропагандисты и слушатели за-являют о трудности изучения работ В. И. Ленина.

Не отрицаю, действительно, некоторые его произведения вызывают затруднения не только у слушателей, но и у значительной части пропагандистов. Такие работы, как, например, "Экономическое содержание народничества и критика его в книге Струве", "Марксизм и ревизионизм", "Материализм и эмпириокритицизм" и ряд других могут быть изучены теми, кто основательно познакомился с той борьбой, в которой участвовал Ильич по созданию подлинно марксистской партии рабочего класса России. Но подавляющее большинство трудов В. И. Ленина - это простые и доступные каждому человеку.

При изучении темы "Партия в борьбе за победу социализма" я в объеме учебного пособия "Очерки по истории КПСС" изложил суть этого вопроса, но не раскрыл полностью ленинское положение о том, что, разрабатывая программу строительства основ социализма, Ильич выдвинул на первый план организацию строжайшего учета и контроля за производством и распределением. И сразу же после моей лекции был задан вопрос, почему учет и контроль за количеством и распределением продуктов являлись главнейшей экономической задачей. Авторы этого пособия пишут об этом очень скупо. Пришлось воздержаться от обстоятельного ответа и пересмотреть много ленинских трудов.

Ответ я нашел статье "Как организовать соревнование". Здесь очень просто и доходчиво разъяснена сущность учета и контроля как главной экономической задачи в переходный период от капитализма к социализму. Тщательно изучив эту работу, я мог уже свободно разъяснить, с какой целью и в каких организациях вводился рабочий контроль, как осуществлялось распределение продуктов.

На практике часто приходится использовать такой прием, как чтение и анализ небольших отрывков из произведений В. И. Ленина. При изучении темы "Партия в борьбе за восстановление народного хозяйства страны (1921-1925 г.г.)" я использовал письмо вождя от 23 января 1920 года. Оно было опубликовано в газете "Комсомольская правда" от 20 декабря 1955 года. В этом письме автор впервые ставит вопрос о необходимости составления плана электрификации России - плана ГОЭЛРО.

Чтобы показать слушателям, во сколько раз перевыполнен ленинский план электрификации страны, использовал очень интересную статью Министра энергетики и электростанций СССР, доктора технических наук П. С. Непорожнего "По заветам Ленина", опубликованную в журнале "Наука и жизнь" (№ 10 1967 года).

Мои слушатели изучают и самостоятельно работы Владимира Ильича. Начав изучение философии, я включил для самостоятельной работы небольшое произведение Ильича "Три источника и три составных части марксизма". На подготовку отвел 15 дней. И отрадно было видеть в день занятия у одних товарищей тезированные записи, у других - небольшие рефераты, то есть краткие записи прочитанного.

Формы работы над произведениями В. И. Ленина могут быть разные. Это - разъяснение отдельных положений из работ вождя, комментированное чтение, коллективный разбор тех или иных трудов, умение составлять план, конспект или тезисы и т. д.

Таково содержание моей работы как пропагандиста со слушателями школы основ марксизма-ленинизма по изучению огромного ленинского наследия.

Н. Кружков, руководитель школы основ марксизма-ленинизма при средней школе № 1.
«Печорская правда» 14 февраля 1970 г.

Лекций всё больше

Давать знания не только детям, но и нести свет науки и разума в массы - таков долг каждого учителя. Поэтому-то основная масса лекторов - педагоги.

В первичной организации общества "Знание" средней школы № 1, председателем которого является молодая учительница Н. Н. Яллай, 32 человека. В основном это опытные, эрудированные лекторы, которые выступают на занятиях народного университета культуры, в учреждениях и на предприятиях города, выезжают с агитбригадой районного Дома культуры в колхозы и совхозы.

Мы попросили Н. Н. Яллай ответить на некоторые интересующие нас вопросы.

- Наталья Нинолаевна, по какому принципу Вы составляете тематику лекций?

- За основу, конечно, мы берем тот план, который предлагает районное общество "Знание". Кроме того, учителя сами намечают темы в зависимости от наклонностей, увлечений и вкусов. Например, Р. И. Корнева выбрала антирелигиозную тематику. Лекцию "Религия и дети" она прочла на родительском собрании и на учебно-производственном предприятии ВОС. Н. И. Егорова и я выступаем с беседами географического уклона. Л. М. Виноградова предпочитает темы морали, хобби же 0. В. Бардиной - искусство.

- Где чаще всего выступают учителя?

- На занятиях народного университета культуры, где самая благодарная аудитория, которая очень внимательно слушает и проявляет большой интерес к знаниям. Много бесед проводят преподаватели начальных классов с родителями в своих микрорайонах. Упор они делают на те педагогические темы, раскрытие которых помогает отцам и матерям готовить детей к школе.

- Приносит ли Вам моральное удовлетворение чтение лекций?

- Несомненно. Во-первых, при подготовке к ним волей-неволей прочитываешь огромное количество литературы, перелистываешь массу журналов и справочников. Благодаря этому, имеющиеся знания дополняются и обогащаются новыми фактами и сведениями. При подготовке учитываешь и такое требование к лекции, как доступность, живость изложения и эмоциональность, богатство речи.

- Накие выступления, на Ваш взгляд, Вам удались?

- По-моему, удачно прошли занятия в народном университете "У политической карты мира" на тему "Индия" и ""Население земного шара".

- Бывали ли случаи, когда Вы затруднялись ответить на вопросы слушателей?

- Конечно. Но так уж получается, что мне приходится выступать с Н. И. Егоровой, имеющей большой опыт лекционной пропаганды и обширные познания в области географии, поэтому она иногда выручает меня из затруднительного положения.

- Прививаете ли Вы своим ученикам качества оратора?

- Это зависит от индивидуальных особенностей человека, от его темперамента и характера, от умения держаться перед многочисленной аудиторией. В 6-м классе у меня учатся М. Федорова и А. Печников, которые без всякого труда, самостоятельно подбирают материал по заданной теме и делают очень ценные сообщения, далеко выходящие за пределы учебника. Думаю, что в будущем из них получатся неплохие лекторы.

- Впереди две знаменательные даты - 100-летие В. И. Ленина и 25-летие победы над фашистской Германией- Как эти события отражены в плане?

- Р. А. Панюшкина и я весной несколько раз выезжая с агитбригадой Дома культуры в колхозы и совхозы, выступили с лекциями "Ленин в Финляндии" и "Ленин-ученый". Со своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне перед слушателями народного университета выступил Н. Е. Кружков. "Ленин о развитии химии", - такова была тема выступления Э. И. Левиной. Пропаганда жизни и деятельности В. И. Ленина находится в центре внимания педагогов-лекторов.

Т. Павлова
«Печорская правда» 3 марта 1970 г.

Старшеклассники изучают военное дело

С большим вниманием следил советский народ за проходившими на полях Белоруссии войсковыми маневрами "Двина". В трудных, максимально приближенных к боевым, условиях воины показали свое умение мастерски владеть оружием и боевой техникой.

Маневры показали те огромные качественные изменения, которые произошли в наших Вооруженных Силах в послевоенный период. Сложная боевая техника, коллективные виды оружия, успех применения которых зависит, от умелых согласованных действий многих людей, требуют больше внимания уделять молодежи, призываемой на действительную военную службу.

Для успешного решения этой задачи Законом "О всеобщей воинской обязанности" введена начальная военная подготовка с юношами допризывного и призывного возрастов.

С начала учебного года эта дисциплина введена в 9 и 10 классах средней школы № 1.

На занятиях учащиеся изучают основные положения Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности", знакомятся с родами войск Вооруженных Сил и их назначением, с интересом изучают приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.

Большой активностью отличаются уроки по изучению стрелкового оружия, состоящего на вооружении Советской Армии.

На плановых занятиях и в стрелковых кружках учащиеся старших классов обучаются ведению меткой стрельбы, готовятся к сдаче норм на значки ГЗР, "Юный стрелок" и "Меткий стрелок".

Девушки под руководством медицинского работника изучают основы организации медицинской службы гражданской обороны, приобретают навыки в оказании первой помощи в очагах массового поражения.

Изучая основы военного дела, характер и особенности Советских Вооруженных Сил, все больше юношей школы мечтают связать свою жизнь со службой в Советской Армии.

Знания и практические навыки, приобретенные юношами в процессе начальной военной подготовки, помогут им быстрее стать полноценными воинами.

Г. Фирсов, военный руководитель средней школы № 1
«Печорская правда» 2 апреля 1970 г.

На приз газеты

Стало уже традицией в День печати проводить легкоатлетические кроссы на приз нашей газеты.

Ясная солнечная погода благоприятствовала проведению состязаний. В район пионерского лагеря, что на Б. Пачковке, собрались свыше 120 спортсменов, чтобы разыграть переходящие кубки.

Дается старт на 500 метров. Уже в первом забеге ученица средней школы № 1 Н. Гусева показывает 1.38,5 минуты. Этот, результат взяли на прицел другие участницы и лишь двум из них - Л. Дорониной из школы-интерната и Н. Никольской из средней № 1 удалось улучшить время. Они стали призерами среди девушек своей группы.

Уверенно пришла к финишу Н. Королькова из восьмилетней школы № 3. С таким же результатом 1,39 минуты пробежала дистанцию Н. Баяева из первой школы, а третье место у Л. Зимаревой - школа-интернат.

Среди производственных предприятий на пятисотметровке первенствовала И. Семенова из команды Д. Малая Пачковка.

Начинаются забеги юношей на 1000 метров. Н. Петров из школы-интерната показывает 3,08 минуты. Его товарищ по команде В. Витлиф заканчивает дистанцию с таким же результатом. Третье-четвертое места заняли ученики средней школы № 1 и интерната С. Самарин и В. Венков.

Среди юношей младшего возраста призерами стали X. Линдмяги (школа № 2), В. Иванов (школа № 1) и М. Шатский (Бельская восьмилетняя).

Высокие результаты были показаны в пятом забеге. Вне конкуренции были спортсмены команды д. Малая Пачковка М. Богатов и В. Семенов, третье место за бегуном из межколхозного лесничества В Лопаниным.

И вот подведены итоги. Переходящие кубки редакции и дипломы первой степени получают юноши и девушки средней школы № 2, школы-интерната, спортсмены д. Малая Пачковка. Дипломами второй степени награждаются команды межколхозного лесничества, школы № 3, средней школы № 1, а третьей степени - трикотажной фабрики и вторая и младшего возраста школы-интерната.

Состязания закрыты. До новых встреч!

В. Егоров
«Печорская правда» 7 мая 1970 г.

Активисты школы

Готовится к XVI съезду ВЛКСМ и наша школа. Многие учащиеся стремятся его достойно встретить.

Среди активистов школы хочется отметить Наташу Яршину из 10 "А" класса. Все знают ее как хорошую ученицу, активную общественницу. Наташа - член комитета комсомола, она ведет сектор учета. Таким образом, заканчивая школу, готовит себе смену. В одном классе с ней учится Тоня Рудакова, возглавляющая в комитете сектор печати и радио. Она также хорошо учится, активно участвует в жизни школы.

Идейно-политический сектор ведет у нас в школе Анатолий Погодин. Он вместе с Игорем Бобровым провел большую работу по подготовке ребят, вступающих в комсомол.

Много энергии отдает общественной работе заместитель секретаря комсомольской организации Рита Загорская, ученица 10 "Г" класса. Рита мечтает стать учительницей литературы, очень серьезно готовится к поступлению в педагогический институт, увлекая своим примером многих. Думается, мечта эта не останется бесплодной.

Серьезно относятся к учебе и активно участвуют в общественной жизни Нина Алексеева, Миша Судаков, Рая Чертина, Галя Забойкина, Надя Никольская.

М. Федорченко, комсомолка, учащаяся средней школы № 1.
«Печорская правда» 16 мая 1970 г.

Юные ленинцы

Сегодня красногалстучная республика нашей страны отмечает свою 48-ю годовщину. К этой дате ребята приготовили немало подарков. Они хорошо учатся, трудятся, шефствуют над октябрятами и дошкольниками. "Заветам Ленина верны" - под таким девизом проходит сейчас Всесоюзный смотр пионерских дружин, в котором активно участвуют и учащиеся всех школ нашего района. Смотр начался еще в 1968 году, и все свои хорошие дела юные ленинцы посвящали 100- летнему юбилею вождя.

В основу работы отрядов и дружин легли четыре направления смотра: "Учиться по-ленински", "Дорогами ленинской мечты", "Не словами, а делом докажи верность заветам Ленина", "Расти сильными, смелыми, ловкими".

Ребята знают, что сейчас главная их задача - хорошо учиться. Поэтому в школах созданы "Посты всеобуча", организованы "Рейды на дом к товарищу", поддерживается связь звеньев и советов отрядов с родителями, ребята занимаются в предметных кружках, участвуют в школьных, районных, областных олимпиадах по математике, физике, химии и другим предметам. И вот итог: с полной успеваемостью к юбилею Ильича пришли дружины имени Павлика Морозова (Лавровская средняя школа), имени Александра Матросова (Троицкая восьмилетняя), имени Клавы Назаровой (Митковицкая восьмилетняя) и имени А. Лазарева (Печковская восьмилетняя).

По второму направлению смотра в каждой дружине созданы и действуют отряды "Красных следопытов". В школе-интернате пионеры из разных классов активно участвуют в работе Ленинского зала.

Многие школьники совершили экскурсии по ленинским местам Пскова, Ленинграда и Москвы. Ребята собирают книги, песни, стихи о вожде.

Члены клуба "Искорка" в средней школе № 1 провели во всех классах беседы, читательские конференции, сборы по темам "Вечно живой", "Ленин в Пскове", "По ленинским адресам" и другие.

Пионеры Бельской восьмилетней школы изучили историю создания колхоза "Искра", а следопыты Митковицкой восьмилетки разыскали всех участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории колхоза "Заря". В ряде школ созданы и действуют клубы интернациональной дружбы.

По третьему направлению состязания пионеры также проводят известную работу - занимаются общественно-полезным трудом, принимают участие в благоустройстве сел, города. Шефство над младшими товарищами или сельскими школами - неотъемлемая часть пионерской работы.

Много тонн макулатуры и металлолома сдали государству юные ленинцы накануне праздника. В фонд строительства музея имени А. Матросова отчислено более 600 рублей, в Демократическую Республику Вьетнам отправлено 16 посылок, на 1500 рублей распространено художественной литературы.

Почти во всех пионерских дружинах проведена военизированная игра "Зарница". Так ребята выполняют четвертое направление смотра. Кроме того, проводились соревнования - лыжные, по легкой атлетике, туристические. Участвовали некоторые дружины и в соревновании на приз клуба "Кожаный мяч".

Впереди веселое пионерское лето, за ним - новый учебный год. Много дел ожидает юных ленинцев. Будут продолжены экспедиции на следопытских тропах, в туристических походах, лагерях труда и отдыха. Пополняются новыми материалами ленинские комнаты, комнаты боевой славы. Школьные агитбригады будут выезжать с концертами к труженикам полей, и предприятий, в пионерлагеря. А 2 октября 1970 года пионерия всей страны выйдет на старт полезных дел, посвященных 50-летию со дня рождения орденоносной имени В. И. Ленина пионерской организации.

Новых вам успехов, молодые хозяева страны!

«Печорская правда» 19 мая 1970 г.

Пионеры - юбилею

Сегодня - день рождения Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

В этот день Центральный Совет пионерской организации, городские и районные Советы отмечают своих питомцев заслуженными наградами за участие в смотре "Заветам Ленина верны". Лучшим дружинам присваиваются имена героев.

Районная пионерская организация насчитывает в своих рядах 2378 юных ленинцев, 925 октябрят. На счету пионерии много славных дел.

Дружинами-маяками смотра "Заветам Ленина верны" районный Совет пионерской организации назвал одиннадцать дружин из 21. На торжественной линейке на знамена этих дружин будут приколоты алые юбилейные ленты.

На районном слете "Жить, работать и учиться по-ленински" 21 отряд за активную работу в честь юбилея вождя награжден грамотами райкома ВЛКСМ.

Девизом каждого лучшего отряда стало: "Учиться на совесть. Всем отрядом - из класса в класс". Можно назвать ряд дружин, где ребята учились на совесть, пришли к своему празднику с полной успеваемостью. Это пионеры Лисейской, Печковской, Троицкой восьмилеток, Лавровской средней школы.

Значительно повысилась успеваемость в дружинах: Зимне-Борковской восьмилетней школы, борющейся за присвоение имени Клавы Назаровой, Печорских восьмилетней и средней № 1, Изборской средней школы.

Шагая "Дорогами ленинской мечты", красные следопыты пополнили школьные ленинские комнаты и комнаты "боевой славы" богатыми материалами об Ильиче и его соратниках, о становлении в Печорском крае Советской власти, о первых колхозах и их руководителях.

Красные следопыты Ново-Изборской, Лавровской, Печорской восьмилетней и других школ прошли по партизанским тропам Псковщины, собрали сведения о героизме нашего народа, о людях, которые в тылу врага ни на минуту не давали покоя фашистской нечисти.

Пионеры Ротовской восьмилетней, Лавровской и Ново-Изборской школ нашли родственников воинов, захороненных на братских кладбищах в микрорайонах своих школ, организовали с ними встречи и продолжают переписку.

В районе работают 15 ленинских комнат, ленинский зал в Печорской школе-интернате, десять "комнат боевой славы".

Плодотворно работают клубы интернациональной дружбы в Печорской № 1 и школе-интернате. Развертывает свою работу клуб интернациональной дружбы в Лаврах. Хочется пожелать им больших творческих начинаний.

В фонд строительства музея А. Матросова перечислено более 600 рублей, в фонд борющегося Вьетнама отослано 16 посылок.

19 школ из 21 приняли участие в районном и областном смотрах юных талантов, посвященных 100-летию со дня рождения дорогого Ильича.

За участие в областном смотре-конкурсе ряд коллективов школ и районный Дом пионеров облоно наградил ценными подарками, грамотами, дипломами первой и второй степеней. Награждены и учителя за свой кропотливый труд по привитию трудовых навыков и эстетического вкуса нашим воспитанникам.

Первые итоги подведены в день рождения В. И. Ленина, а свои заслуженные награды пионерия получает сегодня на своем празднике.

Хочется пожелать от имени районного Совета пионерской организации, чтобы наши воспитанники не успокаивались на достигнутом.

кспедиция "Заветам Ленина верны" продолжается и в летний период. В основу работы летом для сводных отрядов по месту жительства, пионерских лагерей надо брать "Обращение" участников районного слета. Оно напечатано в газете "Печорская правда" 18 апреля 1970 года.

2 октября, когда наши школьники уже будут сидеть за партами, районный Совет пионерской организации подведет итоги работы за лето и даст старт новым полезным делам в честь 50-летия со дня рождения пионерской организации.

..."Пионерия, знамена выше
Шагайте за рядом ряд,
Родина видит, Родина слышит
Самых счастливых на свете ребят".

М. Пименова, председатель районного Совета пионерской организации.
«Печорская правда» 19 мая 1970 г.

Последний звонок

Немного таких дней бывает в жизни у человека. Дней, которые запоминаются на всю жизнь. 23 мая был как раз таким днем для очередного выпуска Печорской средней школы № 1. Здесь проходил праздник Последнего звонка. День выдался солнечным, теплым, и поэтому по установившейся традиции торжество проводилось на школьном дворе.

Трудно описать, как он выглядел после окончания уроков. Вся школа построилась на торжественную линейку. Множество цветов, нарядные улыбающиеся ребята, медь школьного духового оркестра - все это пронизано ярким майским солнцем, все сияет.

И вот под звуки марша, немного смущенные, строем идут десятиклассники. Теперь уже совсем недолго, всего несколько раз их будут так называть. Только что закончился последний в их жизни школьный день, последний урок... Они еще не осознают полностью значимости события. Они улыбаются, рады всем и всему.

Внесено знамя школы, все стихло. Выступает директор О. А. Бобров. Он говорит:

- Ребята! Позади у вас 10 лет упорной учебы, радостей и огорчений, позади - школьные годы. Теперь вас ждут всевозможные жизненные испытания. И первое из них - школьные экзамены. Это испытание не только на полученные знания, но и на выдержку, трудолюбие, целеустремленность, на зрелость характера. Вы должны доказать, что готовы к выходу в большую жизнь. Вам нужно сейчас очень много трудиться. От всей души желаю преодолеть все трудности. Всего вам хорошего, больших побед!

От имени классных руководителей выпускных классов выступила преподаватель русского языка и литературы Н. П. Собачкина. Она сказала, обращаясь к своим питомцам:

- Подведена первая черта в вашей жизни. Очень быстро прошли десять лет. Перед вами дорога в большую жизнь. Мы надеемся, что первое испытание вы выдержите с честью. Желаем вам хороших тем, интересных вариантов задач, счастливых билетов.

От имени комсомолии района выступила заведующая школьным отделом райкома ВЛКСМ Т. Иванова. Она пожелала выпускникам бережно хранить школьные традиции, школьную дружбу.

Валя Леннук, десятиклассница, сказала:

- Сегодня мы последний раз сидели за нашими партами, последний раз слышали звонок, зовущий нас в классы. Все это никогда больше не вернется. Мы многое узнали за эти годы. В школе нас учили не только грамоте, а всему - жить, трудиться, работать с младшими ребятами. Мы будем стараться никогда и нигде не уронить чести нашей школы.

Теплыми, сердечными словами благодарности учителям закончила выпускница свое выступление.

Затем виновников торжества приветствовали первоклассники. Они прочитали монтаж, пожелали старшим товарищам успешно сдать все экзамены, никогда не забывать родную школу, пообещали продолжать все добрые дела, начатые выпускниками, а затем подарили им цветы.

Право дать последний звонок было предоставлено первокласснице Свете Малаховой.

После этого по установившейся традиции десятиклассники вместе с самыми младшими ребятами посадили молодые деревца в школьном саду.

Е. Ломакина
«Печорская правда» 26 мая 1970 г.

Обмен опытом

В Печорах побывали члены Великолукского клуба атеистов во главе с его председателем редактором районной газеты "Путь Октября" В. И. Сергеевым.

Они знакомились с работой Печорского клуба атеистов. Кроме этого, преподаватель средней школы № 1 В. К. Миронова рассказала им о деятельности школьного клуба атеистов, а работник санэпидстанции Т. Н. Герасимова о пропаганде научно-атеистических знаний в университете здоровья.

Члены клуба посетили краеведческий музей, ознакомились с историческими памятниками Печорской крепости.

В. Семёнов
«Печорская правда» 26 мая 1970 г.

Овладевая теорией марксизма-ленинизма

Юбилейный год ознаменовался новым подъемом политико-массовой и воспитательной работы среди населения района.

Активизировалась работа школ и теоретических семинаров сети партийного и комсомольского просвещения. Усилился интерес у коммунистов, комсомольцев и беспартийного актива к познанию теории марксизма-ленинизма.

В течение учебного года почти во всех школах и теоретических семинарах занятия проходили организованно, на высоком идейном уровне, в связи с жизнъю, с конкретными задачами, стоящими перед коллективом, при хорошей подготовке к занятиям пропагандистов и слушателей.

Пропагандисты при проведении занятий широко использовали наглядные пособия, технические средства. В дополнение к основному материалу изучали отдельные работы В. И. Ленина, имеющие отношение к данной теме. В текущем году большое внимание было уделено изучению материалов международного Совещания коммунистических и рабочих партий в Москве, тезисам ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В ряде школ основ марксизма-ленинизма использовалась такая форма изучения материала, как коллективное или индивидуальное прослушивание лекции по телевизору с последующим обсуждением и ответами пропагандиста на неясные вопросы.

Итоговые занятия показали, что абсолютное большинство слушателей школ и теоретических семинаров в процессе учебы получили глубокие и прочные знания, приобрели навыки работы с массами.

Целеустремлённо проходили занятия в школе основ марксизма-ленинизма в средней школе № 1 (пропагандист Н. Е. Кружков), в колхозе "Красные Мильцы" (В. В. Васильев), в смешторге (А. Т. Таратушко), в управлении сельского хозяйства (В. П. Лунев), в колхозе имени Суворова (И. Л. Земляникин) и других.

На итоговом занятии в школе основ марксизма-ленинизма управления сельского хозяйства обсуждалась тема "Идеологическая борьба социализма и империализма в современных условиях". Отвечая на вопрос "Что такое идеологическая борьба?", слушатель К. И. Гусева отметила, что идеологическая борьба - это борьба за умы людей. Остановилась на обострении идеологической борьбы на современном этапе, указала причины ее обострения, отметила основные ее формы и необходимость борьбы с буржуазной идеологией.

Слушатель А. Е. Подкопай раскрыл антисоциалистический курс китайских раскольников. Привел конкретные факты раздувания антисоветизма в Китае и военных приготовлений. Говорил о невероятных масштабах культа личности Мао, атмосфере террора и запугиваний, о тяжелом экономическом положении в Китае. Отметил, что в Китае имеются и интернациональные силы, противостоящие группе Мао.

Слушатель П. А. Соколов в своем выступлении хорошо раскрыл сущность правого и левого оппортунизма. Активное участие в собеседовании приняли и остальные слушатели-

На высоком идейном уровне, в связи с жизнью проходили занятия в теоретических семинарах по коммунистическому воспитанию в СПТУ № 3 (пропагандист П. Е. Степанов), РОНО (П. Н. Шмелев), в школе-интернате (Н. И. Бобырь) и других.

На итоговом собеседовании в теоретическом семинаре РОНО были разобраны 3 вопроса: формирование у подростков стремления к самовоспитанию, особенности формирования нравственности у подростков, жизненные идеалы и планы школьников.

Первый вопрос хорошо раскрыла слушатель Н. М. Зайцева, осветив теоретическую сторону, привела конкретные примеры по самовоспитанию учащихся. Рассказала о влиянии на подростков окружающей среды.

По второму вопросу интересным, глубоким и содержательным было выступление Л. Е. Семак. Подчеркнув, что, воспитывая молодежь, мы готовим наше будущее, она привела высказывание по этому вопросу Макаренко. Отметила, что на воспитание подростка оказывают влияние не только родители, учителя, книги, но воспитывает вся среда - люди, вещи, события. Привела конкретные примеры из литературы, жизни.

Третий вопрос хорошо осветили И. А. Лобан, Р. Н. Рогачева.

В процессе собеседования пропагандист обращался к слушателям с вопросами, обобщал материал.

Аналогичным образом прошли итоговые занятия в целом ряде школ основ марксизма-ленинизма и теоретических семинаров. Знания, полученные в процессе обучения, коммунистами и беспартийным активом используются в проведении политико-массовой и воспитательной работы.

Большинство слушателей теоретических семинаров выступают с лекциями, а школ основ марксизма-ленинизма являются политинформаторами и агитаторами.

Для теоретической и методической помощи для пропагандистов была организована учеба. Ежемесячно проводились семинары, на которых читались лекции, давались консультации.

В апреле была проведена теоретическая конференция на тему "Ленинское искусство пропаганды". С докладом выступил секретарь райкома партии В. Д. Шевель. Интересными, содержательными были выступления пропагандистов Н. Е. Кружкова, Р. А. Артемьева, Н. С. Кокорева, Н. В. Константинова, Н. Г. Шубина, П. Е. Степанова.

В вопросе повышения идейного уровня коммунистов и беспартийного актива сделано много, но не все. В ряде партийных организаций не уделяется должного внимания регулярности проведения занятий. Не было системы в проведении занятий в школах основ марксизма-ленинизма молокозавода (пропагандист И. И. Васильев), Ново-Изборской территориальной (П. А. Кузьмин). Иногда занятия проходили при неполной явке и плохой подготовке слушателей. Ряд из них изучаемый материал не конспектируют, при подготовке не используют первоисточники, недостаточно изучают произведения В. И. Ленина.

Обсуждая итоги учебного года на партийных собраниях, следует вскрыть недостатки с тем, чтобы не допускать их в будущем.

Е. Кондрашина, зав. кабинетом политпросвещения райкома КПСС
«Печорская правда» 2 июня 1970 г.

Победитель - первая школа

С 22 по 31 мая в четырех зонах проводились предварительные игры районных соревнований на приз клуба "Кожаный мяч".

Победители зон собрались 31 мая на стадионе города, чтобы выявить сильнейшую команду района.

Из второй зоны в финальных соревнованиях приняла участие команда Паниковской школы, из третьей зоны - Лавровская, а из четвертой - Печорская средняя школа № 1.

Розыгрыш проводился по двум возрастным группам.

В первой возрастной группе в финальной игре команда средней школы № 1 выиграла у Паниковской школы со счетом 6:0, а затем победила лавровцев - 8:0, тем самым обеспечив себе первое место в соревнованиях.

В младшей возрастной группе победителем тоже вышла школа № 1, выиграв в финальных соревнованиях со счетом 3:2 у команды Ново-Изборской средней школы.

Н. Вышковский, главный судья соревнований
«Печорская правда» 4 июня 1970 г.

Звезда и галстук рядом

Недавно теплым солнечным утром на площади Победы собралась красногалстучная пионерия. Ребята, приехавшие из девяти школ района, одеты по-походному, взволнованы. Слышны звуки горнов и барабанов. Сегодня - "Зарница"! Предстоит нелегкий поход, в котором выяснится самый сильный, выносливый и ловкий отряд. Победители поедут на областные соревнования в Псков. Поэтому состязание обещает быть интересным.

И вот задача ясна. Пионеры делятся на две группы - "левых"" и "правых" - и уходят за город в разных направлениях. Первый этап - в определенном квадрате необходимо найти пакет с картой и зашифрованным заданием. "Левые" - это четыре пионерских отряда из Киршинской, Изборской, Ново-Изборской и Лавровской школ. Для поисков пакета от каждого отряда выделяются по два человека. Ребята тщательно изучают каждый кустик, дерево, кочку, даже гнезда на деревьях. И вот пакет найден! Саша Семенов из Изборской школы отыскал его.

Каждый отряд получил карту похода и зашифрованное задание. Тишина. Четыре отряда склонились над замысловатым шифром. Думают. Проходит пять, семь минут... Но вот одна группа (отряд из Лавров) оживилась. Ключ к шифру найден! Срочно началась расшифровка. Через несколько минут все отряды знали уже задание, расшифровав текст, изучив карту.

И снова в путь. Разведчики, высланные вперед, сообщили, что невдалеке "зона заражения". Юнармейцы быстро и ловко облачаются в противогазы. Здесь опять же организованностью отличился отряд Лавровской школы. Вот она, эта зона - поперек дороги клубами вьется густой черный дым. Ребята быстро перебегают ее и, сняв противогазы, аккуратно и ловко укладывают их в специальные сумки. Одно препятствие преодолено.

Но раз уж игра военизированная, то, как говорится, на войне как на войне! Разведчики доложили, что впереди на пути у батальона "минное поле". Подошли, вот оно. Но саперы уже наготове - двое от каждого отряда. У них в руках "миноискатели" - ровные длинные палки с металлическими щупами на концах. Дана команда, и саперы быстро приступили к работе. Да, нелегко найти в густой траве "мину" на совершенно ровной поляне. Но вот одна найдена, затем вторая, третья!... Теперь уже осталось отыскать по одной или двум. Но как раз эти, последние, оказались самыми трудными. И, наконец, ребята в синих беретах (Лавровская школа) докладывают о том, что все "мины" обезврежены, можно продвигаться дальше.

Бой есть бой. "Противник" выпустил вперед "танки". Приготовились гранатометчики. Вот она, большая грозная машина. И хоть танк не настоящий (нарисован на большом листе бумаги), попасть в него тяжелой гранатой не легко - на большом расстоянии он кажется таким маленьким. Отлично справился с боевой задачей Слава Харлашов из Изборской школы. Его гранаты были посланы точно в цель.

Вот батальон перешел железнодорожное полотно, прошел деревню. Вдруг раздались выстрелы. В близлежащем молодом сосняке в нескольких местах засверкали огоньки, лес наполнился громким треском автоматных очередей. Что делать? Командиры отрядов не задумываются. В атаку! С криками "Ура"! батальон бежит к месту, где укрылся "противник". Короткий рукопашный "бой", и огневая точка уничтожена. И, конечно, не без потерь,

Очередное задание - быстро перевязать раненого и доставить его в ближайший медпункт. Товарища ранило в глаз. Нужно наложить сложную повязку, причем, за определенный, очень небольшой промежуток времени. Ловкие руки санитаров приступили к работе. И вот на "медпункт" одни за другими прибывают носилки. Здесь проверяются качество работы "медиков", скорость, с которой выполнено задание. На этом этапе игры отличилась школьница из Лавров Рая Ухтомская.

Марш-бросок продолжается. Оставшиеся до цели несколько километров прошли без происшествий. И вот конец пути. Здесь необходимо отбить у противника высоту и водрузить на ней красный флаг. С этой задачей успешно справился Иван Ласкин (отряд Лавровской средней школы).

Теперь можно и отдохнуть. На место сбора пришел и батальон "правых" - школы № 1, № 2, № 3, Митковицкая и Ротовская. Самые меткие юнармейцы отправились состязаться в стрельбе из пневматической винтовки, а лучшие художники стали оформлять отрядные боевые листки.

Хорошо после долгого похода по жаркой пыльной дороге полежать в тени сосен. А какой вкусной показалась ребятам самая настоящая солдатская каша на лесном привале! Чувствуется, что все устали, но очень довольны.

На торжественной линейке подведены итоги. Первое место занял отряд Печорской средней школы № 1. Ребята отлично справились со всеми заданиями. Теперь им предстоит защищать честь района на областных соревнованиях. Нужна серьезная подготовка. Второе и третье места заняли Лавровская и Митковицкая школы соответственно Многие ребята награждены грамотами и благодарственными письмами. Отмечена образцовая дисциплина отряда Киршинской школы.

Очень любят пионеры свою военизированную игру "Зарница". Они и в песне поют: "Пятиконечная звезда и красный галстук рядом!".

И. Волгина
«Печорская правда» 6 июня 1970 г.

Печеряне - Пушкину

По всей стране в эти дни проходят пушкинские торжества, посвященные 171-й годовщине со дня рождения великого поэта.

Хорошим откликом на всенародные торжества был вечер поэзии, организованный 3 июня районной библиотекой в Доме культуры.

Сотрудница библиотеки 3. С. Молчанова сделала доклад о жизни А. С. Пушкина и значении его поэзии для наших дней. Лучшие свони произведения, как центральные главы романа "Евгений Онегин", драму "Борис Годунов" и другие, Пушкин написал на Псковской земле. В них живет наша природа, быт и дух нашего народа.

Доклад сопровождался чтением произведений поэта и стихотворений, посвященных ему советскими поэтами. Хочется отметить прочувствованное и отработанное чтение учениц средней школы № 1 Нади Преображенской, Тани Лаксовой, Гали Ющенко, Светы Семеновой, Светы Амосовой, Лены Горовой и других. С чтением своих стихотворений, посвященных А. С. Пушкину, выступили учителя-пенсионеры Е. В. Соколова и В. А. Весский.

С большим вниманием прослушали все в грамзаписи отрывок из поэмы "Медный всадник".

В заключение был показан художественный кинофильм "Евгений Онегин".

В. Афиногенов
«Печорская правда» 6 июня 1970 г.

Знания - в жизнь

Интересно даже неподготовленному человеку побывать на экзамене по химии в выпускном классе средней школы. Здесь идет речь о производстве и качестве полиэтилена и лавсана, о выплавке железа, стали и чугуна, об алюминии и крахмале, о стимуляторах роста и минеральных удобрениях, о жирах, кислотах и пропане - словом, обо всем, что нас окружает, что улучшает наш быт, чем занято наше производство. Это самая непосредственная связь с жизнью. В школьных программах это формулируется как ознакомление с основами всех наук и всех производств. И это нужно знать молодежи, вступающей в жизнь.

И наши выпускники - я был на экзамене в 10-а классе школы № 1 - показали, что они учились с интересом и настойчиво. Готовясь к ответу, ребята все доски исписывают формулами, проводят химические опыты.

Тоня Рудакова рассказывает об общих свойствах углеводорода. И вот перед нами проходит целый ряд наших знакомцев по производству и быту: метан, этан, пропан, бутан, пентан. Она отвечает уверенно, точно, пишет на доске уравнения реакций. Ответ ее оценивается отличной отметкой.

Светлана Хащенко прекрасно рассказывает о периодическом законе Д. И. Менделеева и его значении для материалистического понимания природы и развития науки и производства.

Игорь Бобров раскрывает широкую взаимосвязь химии и физики, способствующую успешному развитию обеих наук.

Отличные ответы дают также Наташа Яршина, победительница областных химических олимпиад, и Таня Румянцева.

Плохих ответов - двоек - нет.

Присутствовавший на экзамене методист Псковского областного института усовершенствования учителей Т. А. Гриневич выразила свое удовлетворение ответами учащихся и благодарность преподавательнице Э. И. Левиной.

Экзамен сдан. Он показал интерес учащихся к химии. Знания, полученные учащимися в школе за период обучения, пригодятся им в жизни, в которую они вступают как полноправные строители.

В. Весский
«Печорская правда» 25 июня 1970 г.

Счастливого пути!

Звуки оркестра разливаются по городу, привлекая внимание прохожих. По улице движется стройная колонна молодежи: девушки - в новеньких белых платьях, юноши - в черных костюмах, белых рубашках с темными галстуками.

Молодость румянит им лица, заставляет блестеть глаза.

Подтянуты и торжественны выпускники. Еще бы: это бывает только раз в жизни, на грани детства и зрелости, когда так широко раскрываются перед глазами и манят вдаль жизненные дороги.

Поток молодежи вливается в Дом культуры. За ними - их родные, знакомые и просто жители города.

Начинается торжественное заседание, посвященное 24-му выпуску Печорской средней школы № 1 и 15-му выпуску заочников.

Все это повторяется каждый год. Но ведь для выпускников - это первый и единственный раз. Оттого у них такое приподнятое, торжественное настроение и сияющие улыбки при получении аттестата, цветов и поздравлений от учителей, от родных и непрошенные радостные слезы у тех и других.

Оттого особенное значение приобретает и речь директора О. А. Боброва с поздравлением, напутственными советами учиться и трудиться, видеть красоту в жизни и умножать ее, с пожеланиями счастья и бодрого настроения:

-Доброго вам всем пути и большого счастья! Улыбнитесь солнцу и людям - и они улыбнутся вам.

Директор заочной школы М. Е. Коновалова особо отметила, какие трудности преодолели ее работающие на производстве заочники в борьбе за знания, пожелала им успехов в труде и учебе по своей специальности.

Выступавшая от имени учителей и классных руководителей Е. Г. Филиппова призывала своих питомцев держать крепкую связь со школой, где всегда они найдут внимание и поддержку.

Инспектор РОНО М. А. Ермина поздравила выпускников и зачитала приветственную телеграмму с поздравлениями от райкома КПСС и райисполкома.

От имени родителей выступил Е. П. Комаров, который пожелал выпускникам исполнения их надежд и планов на будущее.

В ответном слове от выпускников Таня Бирюкова выразила чувства, которые волнуют их при расставании с родной школой и выходом в жизнь, глубокую благодарность учителям; обещала хранить в памяти и сердце все наставления и знания, полученные в школе.

Подтверждая эти чувства, выпускники направляются к учителям, подносят им букеты цветов.

Аттестаты получили 127 по очной и 20 человек по заочной школе.

После торжественной части был дан концерт художественной самодеятельности, подготовленный силами выпускников.

До рассвета гуляли они по притихшим улицам города, не желая расставаться друг с другом и своими учителями и наставниками.

И хочется от души сказать этой нашей смене:
"Вы в жизнь вступаете под знаменем победы,
Вам гений Партии путь жизни озарил,-
Какое счастье жить под этим светом!
Какая радость Родине Советов
Отдать избыток юношеских сил!
Так заберите с школьных лет с собою
Сердечный жар и молодость души,
И все пути вам Родина откроет,
И все работы будут хороши!"

В. Афиногенов
«Печорская правда» 2 июля 1970 г.

Знания стали глубже

Жизнь, строительство коммунизма потребовали перехода на новое содержание системы образования, которое должна получить молодежь, потребовали лучшей, более высокой общеобразовательной, политехнической, трудовой, идейной и нравственной подготовки всего подрастающего поколения нашей страны. С этой точки зрения начавшийся переход на новые программы является событием исключительной важности.

Перед отделом народного образования, учителями школ сейчас основная задача - тщательно проанализировать итоги закончившегося учебного года. В районе 32 начальных школы, в 18 из них - полная успеваемость учащихся. Это - Будовижская, Городищенская, Кулейская, Заболотская, Лыковская, Тайловская, Семендяевская и другие. На должный уровень поставлен учебный процесс в Печковской и Троицкой восьмилетках, где также нет второгодников.

В целом значительно повысилась успеваемость и в других школах. Знания учеников стали глубже, о чем говорят результаты экзаменов. Например, с письменным заданием по математике в восьмых классах не справились всего девять человек, из них четверо в Ново-Изборской школе, по геометрии (устно) получили плохие отметки тоже девять учеников - пять только в школе-интернате. Отлично справились с заданием по алгебре (письменно) в восьмых классах 40 учеников, по геометрии-91. Успешно выдержали восьмиклассники и экзамены по русскому языку.

Хорошие знания показали и выпускники 10 классов. Например, по алгебре (письменно) на "хорошо" и "отлично" написали работы 135 учащихся и только одному ученику поставили плохую оценку. По остальным предметам провалов не было.

30 лучших учащихся, добившиеся успехов по отдельным предметам за все годы обучения, получили грамоты.

Отрадным является и то, что мы имеем положительные результаты в работе с первыми классами по новой программе. Уже к январю этого года большинство ребят хорошо читали. Например, в Печорской школе № 1 у преподавателя М. Ф. Боровьевой из 37 учеников 17 читали отлично, 8 хорошо и остальные удовлетворительно. А раньше к этому времени первоклассники только заканчивали изучение букваря.

В новом учебном году предстоит переход на новые программы во всех вторых и четвертых классах. Это сложная педагогическая задача и не только педагогическая, но и организационная.

Мы надеемся, что со всеми этими вопросами и поставленными задачами наши школы справятся успешно.

П. Шмелёв, заведующий РОНО.
«Печорская правда» 2 июля 1970 г.

Обменялись опытом

Августовское совещание в этом году началось с секционной работы учителей-предметников, преподавателей начальных классов, воспитателей школьных интернатов, групп продленного дня, детских садов.

Прошли обсуждения итогов предыдущего учебного года, обмен опытом по наиболее сложным вопросам новых программ, состоялось планирование работы к предстоящим занятиям и т. д.

Позади год напряженной творческой работы учителей первых классов по новой программе. О трудностях и успехах в деле обучения поделились опытные учителя А. И. Петрова (Лавровская средняя школа), М. Ф. Боробьева (средняя школа № 1) и другие.

Вторые классы впервые перейдут на обучение по новым программам. Все учителя, которые будут работать в первых и вторых классах, прошли курсовую переподготовку. Прошли ее и учителя четвертых, так как они переходят на предметное обучение и новые программы. На секциях преподавателей математики и русского языка обсуждены вопросы обучения по этим предметам четвероклассников. Значительное место в работе секций заняли вопросы трудового и физического воспитания.

Особенно возросла сейчас роль кустовых методических объединений, которые планово проводили в истекшем году свою работу и обсуждали вопросы нового содержания и методов обучения. Их деятельность была направлена на повышение теоретических знаний и педагогического мастерства преподавателей.

Большое значение в деле изучения и распространения передового педагогического опыта имели юбилейные "Педагогические чтения", которые были проведены в школах. Активное участие учителя нашего района приняли также в областных юбилейных "Педагогических чтениях", за что многие были отмечены грамотами и благодарностями Облоно и института усовершенствования учителей.

С большим творческим подъемом встречают коллективы школ 1 сентября. Они полны стремления трудиться так, чтобы дать учащимся прочные знания и воспитывать их в духе коммунистической морали.

И. Лобан, зав. методкабинетом РОНО
«Печорская правда» 27 августа 1970 г.

Первый звонок

Переполнен праздничной детворой двор первой средней школы города Печор. Всюду радостные лица, нарядные платья и много-много ярких цветов.

И вся эта тысячная пестрая масса по команде учителя подполковника запаса Н. Е. Кружкова быстро выстраивается на торжественную линейку - рядами, с классными руководителями во главе.

Торжественно звучит марш духового оркестра. Вносят знамена школы и комсомольской организации.

Директор школы П. Н. Шмелев поздравляет детей, их родителей и гостей с большим и незабываемым праздником.

-Сегодня, после летнего отдыха, вы переживаете радость встречи с учителями и товарищами по классу. Школьная семья наша пополнилась малышами, пришедшими в первый класс. Для них этот день имеет особенное значение. Они посадят в школьном саду аллею деревьев, десять лет, до своего выпуска, будут выращивать их, и она на долгие годы останется их подарком и памятью о них в школе.

По традиции учащаяся десятого класса Светлана Амосова приветствовала малышей первого класса, и все выпускники направляются к ним с цветами. Затем ребята приветствуют своих учителей.

Снова звучит духовой оркестр. Учащиеся выстраиваются по классам и со знаменами направляются для возложения цветов к монументу Победы и памятнику В. И. Ленину.

Шествие заканчивается у школы. Снова выстраивается линейка, звенит первый звонок и ребята, радостные и взволнованные, расходятся по своим классам.

В. Весский, учитель-пенсионер
«Печорская правда» 3 сентября 1970 г.

Парад цветов

"Эта выставка - настоящий праздник цветов и теплого, любовного отношения к природе. Большое спасибо тем, кто вкладывал в это дело свой вкус и труд, опыт и знания!". Такую запись оставил в книге отзывов посетивший печорскую выставку цветов московский художник С. Потабани.

А старший научный сотрудник Академии наук Н. Гусева записала: "Я заходила в эти дни несколько раз сюда, где готовилась выставка, и убедилась в том, как много любви и старания уделял подготовке ее т. Полеводин. Спасибо ему и всем устроителям выставки".

Подобные же восторженные отзывы оставили и другие посетители, среди них приехавшие из Ленинграда и Тарту, из Алуксне и Вильянди, и, конечно, - их в большинстве - наши печеряие.

Бесспорно, выставка оставляет впечатление большого вкуса, выдумки и кропотливого труда не только в процессе подготовки и оформления экспонатов, но еще больше - в подборе и выращивании цветов, которые так поражают зрителей своей удивительной красотой. Нужно быть действительно влюбленным в красоту и художником в душе да еще великим трудолюбом, чтобы вырастить эти роскошные георгины, розы, гладиолусы, флоксы, какие представили на выставку Н. И. Сараgов, В. П. Лешкин, И. Ф. Полеводин, городские школы и детский сад № 2.

Ведущую роль в этом деле заслуженно держит городской зеленхоз. В его экспозиции разнообразный ассортимент грунтовых, тепличных и комнатных растений, однолетних и многолетних. Размещенные на стендах таблицы наглядно показывают широкие масштабы работ по озеленению города. При этом И. Ф. Полеводин (руководитель зеленого хозяйства) проводит интересную работу по селекции н выращиванию новых цветов. На выставке был показан гибрид, выращенный путем скрещивания стрептокактуса и глоксинии.

Многие цветы, букеты, целые композиции их привлекали и задерживали внимание посетителей. Возникали вопросы, завязывались оживленные беседы, организаторы выставки и хозяева экспонатов давали желающим объяснения. Кроме того, здесь же, в зале, была устроена выставка книг и журналов по цветоводству.

В устных высказываниях и письменных отзывах особенно отмечались удачные композиции: "Русское поле" - первой и "Гори, моя звезда!" - третьей школ. Жюри, учтя эти записи и высказывания, определило первое место первой средней школе, второе место - третьей восьмилетке. Вторая средняя заняла третье место.

Из индивидуальных экспонатов диплом первой степени получил неутомимый энтузиаст-цветовод Н. И. Сарапов. Жюри отметило и наградило грамотами и сувенирами также школу-интернат, детсад № 2 и за личное участие - В. П. Лешкина, П. П. Панова, Л. В. Михайлову.

Осенние парады цветов стали хорошей традицией нашего города, и мы рады отметить успех нынешней выставки. Но в книге отзывов были и справедливые критические замечания. Так, заслуженный врач РСФСР Е. Е. Фридман записала, что "в выставке 1970 года меньшее количество участников". Действительно, резко сократилось количество экспонентов частного сектора. Частично это объясняется погодными условиями нынешнего года: к концу августа большинство растений уже отцвело, частично можно отнести за счет организационных недоработок. И не хочется думать, что наши цветоводы, порадовавшие раньше активным участием в важном и интересном мероприятии, утратили необходимую для этого дела щедрость души.

И почему с выставкой цветов не увязана выставка плодов, как это делалось раньше? У наших садоводов есть что показать, и это бы имело еще больший успех, привлекло еще больше участников и посетителей.

В. Весский, наш внештатн. корр.
«Печорская правда» 3 сентября 1970 г.

Первое занятие

В минувшее воскресенье состоялось первое занятие кинолектория, организованного при кинотеатре "Красный Октябрь". Лекцию "О честности и правдивости, простоте и скромности в общественной и личной жизни" прочитала учительница средней школы № 1 О. В. Бардина. Затем был показан кинофильм "Подросток".

Эпиграфом к этому занятию можно привести слова одного из стихотворений А. Твардовского: "И высших нет у нас велений -одно начертано огнем: в большом и малом быть, как Ленин, свой ясный разум видеть в нем".

Кинолекторий посетило свыше 140 человек.

М. Королько
«Печорская правда» 8 сентября 1970 г.

Совет молодых учителей

На базе средней школы № 1 состоялось совещание молодых учителей района.

Педагогический коллектив школы тепло встретил молодых специалистов. Учителя, работающие первый год, посетили уроки опытных педагогов, советовались с ними по программному материалу, организации воспитательной работы.

Затем был избран новый состав совета молодых учителей и утвержден план его работы.

Молодые педагоги посетили методический кабинет РОНО.

Т. Иванова
«Печорская правда» 3 октября 1970 г.

Для родителей и педагогов

Кинолекторий "О коммунистическом воспитании и быте", организованный при кинотеатре "Красный Октябрь", уже завоевал популярность у печерян.

В минувшее воскресенье состоялось очередное занятие лектория. Беседа, проведенная преподавателем средней школы № 1 Л. М. Виноградовой, называлась "Совместная работа семьи и школы по коммунистическому воспитанию детей".

Кинофильм "Педагогическая поэма", показанный слушателям по одноименному произведению А. С. Макаренко, был хорошей иллюстрацией к лекции.

О. Мурза
«Печорская правда» 6 октября 1970 г.