Наши интервью

В этом году я оканчиваю Печорскую среднюю школу № 1. У меня есть заветная мечта: поступить в педагогический институт на отделение русского языка и литературы.

Об этом я мечтаю давно и хочу, чтобы этот год был годом исполнения моих планов.

Галя Глушкова, ученица 11 класса Печорской средней школы № 1.
«Печорская правда»
1 января 1966 г.

Олимпиада школьников

Уже вошло в традицию проведение олимпиад среди учащихся по различным предметам. На них выявляются лучшие по тому или иному предмету, чтобы помочь им в дальнейшем развивать и совершенствовать свои способности. Немало победителей олимпиад уже учатся в институтах на физико-математических, естественных факультетах.

Недавно в Печорской средней школе № 1 собрались 138 представителей школ района на математическую, физическую и химическую олимпиаду. Больше всех участников выставила Печорская средняя школа № 1- 36 человек. Они и заняли все первые места среди восьмых - одиннадцатых классов на олимпиаде по химии. Вот их имена: Л. Ялыныч (11 класс), С. Маркелов (9 класс), И. Судакова (10 класс) и И. Ухова (8 класс).

Победителями математического конкурса стали ученики восьмого класса - В. Смирнова и девятого Ю. Удалов -Печорская средняя школа № 1, ученик десятого класса Изборской средней школы В. Лошаков и ученик одиннадцатого класса Ново-Изборской средней школы Б. Хохоткин.

Среди физиков сильнейшими оказались представитель Качановской средней школы ученик восьмого класса А. Банков, из Ново-Изборской средней школы В. Миколахин - девятый класс, и учащиеся десятого и одиннадцатого классов Печорской средней школы № 1 В. Смертин и В. Степанов.

Все победители 24 марта поедут на областную олимпиаду школьников.

Проведенное соревнование помогло вскрыть недостатки, которые имеются еще у нас в постановке учебного процесса. Предложенные задачи были средней трудности, но многие учащиеся не сумели справиться с ними.

Необходимо во всех школах наметить пути повышения знаний учащихся, наладить работу предметных кружков. Нельзя считать нормальным такое положение дел, когда некоторые школы, как, например, Лисейская и Каменская восьмилетние из года в год не присылают своих представителен на конкурсы. Не полностью были представлены Высоковская, Шумилкинская и Лезговская восьмилетние школы. Надо полагать, что они учтут замечания и соответственно перестроят свою работу.

П. Шмелёв, заведующий РОНО.
«Печорская правда»
18 марта 1966 г.

Когда окончена школа...

Печорская средняя школа произвела свой двадцатый юбилейный выпуск. Еще в 1946 году в нашем районе была только одна средняя школа, и она выпустила всего 15 учащихся. Теперь же - 8 средних школ. И только одна Печорская дала в этом году 189 выпускников - почти столько же, сколько в 1946 году все средние школы Псковской области.

А всего за 20 лет в этой школе получили среднее образование 1454 учащихся, из них 46 медалистов-отличников. К этому числу нынешний выпуск прибавил 7 золотых и 2 серебряных медали.

Надо добавить, что за 20 лет намного увеличилось содержание программного материала и повысились требования к качеству знаний учащихся.

Выпускники прошлых лет все нашли себе место в трудовой семье социалистического общества: работают в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, в учреждениях народного образования и культуры. Многие учащиеся уже в школе получили квалификации шоферов, продавцов, швей, вязальщиц. По существу у всех их одно намерение: учиться, чтобы продуктивнее работать и работать учась.

Семь выпускников 11 класса дало заочное отделение средней школы. Эти люди упорно и настойчиво повышали свой общеобразовательный и политический уровень без отрыва от производства. Для этого надо было использовать каждый свободный час, каждую свободную минуту, преодолевая усталость и бытовые затруднения. Большая часть выпускников имеет уже солидный производственный стаж и зрелый возраст.

Заочники показывают убедительный пример многим, не только проходящим заочное обучение, но и тем, кто еще не поступил на него, и даже выпускникам дневной школы. Жизнь приобрела такой стремительный разбег, успехи науки так быстро внедряются в производство и быт, что ни в одной отрасли нельзя работать без повышения своей квалификации и общего уровня, без книги, газеты, учебника.

Актовый зал школы переполнен. Гремит духовой оркестр. Мелькают белые платья выпускниц и темные костюмы выпускников. Выпускной бал. Много, очень много цветов, радостных улыбок, поздравлений, пожеланий. Успешно закончен многолетний учебный труд; впереди - широкие пути, манящие перспективы, а молодые силы крепнут и ищут для себя достойного применения, подвига.

Ясного вам неба и счастливого пути, дорогие товарищи выпускники!

И не «прощайте», только «до свидания!»
Мне хочется сегодня вам сказать,
Настанет день - вновь встретимся мы с вами.
Чтоб руки, как товарищам, пожать!

В. Весский, учитель-пенсионер
«Печорская правда»
8 июля 1966 г.

Литературная страница

Сегодня у нас в гостях члены литературного кружка средней школы № 1.
Перед читателями со своими произведениями выступают юные прозаики и поэты.
Кружком руководит В.А. Весский.

Урок бессмертия
Рассказ

Он был лучшим учеником в нашем классе. Помню, сидел па первой парте, у самой кафедры. Был он простой и скромный, но что-то в его наружности с первого взгляда привлекало к себе внимание. Черные глаза смотрели пытливо и серьезно. К доске выходил он быстро и начинал отвечать сразу. Отвечал всегда только на «отлично». На «отлично» мог он рассказать о периодическом законе Менделеева, о любом, казалось, событии в истории нашей Родины, показать на карте острова всех морей и океанов. Любил говорить он и о прочитанных книгах. Павка Корчагин и Овод были его любимыми героями.

Когда началась война и нашу местность оккупировали фашистские войска, он стал еще серьезнее. Занятия, конечно, прекратились, но мы, одноклассники, часто собирались в нашем большом дворе.

Однажды во двор ворвался с тремя солдатами немецкий офицер. Окинув нас взглядом, он направился прямо к мальчишке с черными глазами и приказал следовать за ним, в комендатуру. Мы молча проводили взглядом своего товарища и как-то сразу вдруг поняли, что он был подпольщиком.

Вскоре мы узнали, что в комендатуре его допрашивали и били, требуя указать явочные квартиры, назвать имена товарищей.

Били зверски. А когда он терял сознание, его обливали холодной водой, и пытка начиналась снова.

Но мальчишка молчал. Молчал, стоя босиком на талом снегу у кирпичной стены, куда его привели на расстрел. Молчал, когда на него наводили дула карабинов.

И вдруг он запел. Запел громко, так что офицер расстерялся и замедлил отдать команду. А мальчишка пел о своей Родине, о наступившей в городе весне, о голубом небе над головой, которое он мечтал видеть всегда безоблачным.

Николай Бурлин, ученик 9 класса

Фехтовальщик

Со лба смахнул
Росинки пота -
И снова в бой
Зовет работа.
Нет, не труба
И не награда
Удельного князька, -
Зовет его
На бой отвага -
И твердая рука.
Вновь закипает
Бой без страха,
Бой нервов крепких,
Словно сталь.
Мелькает
Тоненькая шпага,
Чертит заветный знак - медаль.
Укол...
Другой...
Еще последний!
Как воздух,
Он необходим.
И вот настал
Тот миг победный
И торжество приходит с ним!

Н. Бурлин, ученик 9 класса

Быть счастливой

Вот и ночь своим черным крылом
Осторожно коснулась земли.
В этот час мы с тобою вдвоем
По пустеющим улицам шли.
С неба звезды нам тихо мигали,
А луне мы рукой помахали,
Быть счастливой всегда пожелали,
Быть такой же счастливой, как мы.

Ира Кивик, ученица 9 класса

Родной город

Я люблю свой город,
Маленький, зеленый,
Вдоль дорог - аллеи
Стройных тополей,
Я люблю скамейку
Под тенистым кленом
И полет весенних
Голубых ночей.
Я люблю свой город.
Все мне в нем знакомо:
Тихие бульвары,
Парки и сады,
Белые березки
У родного дома
И скульптура в парке -
В зеркале воды.
Я люблю свой город
И зимой и летом,
Но еще милей он
Раннею весной,
Когда льется море
Солнечного света
И сияет небо
Яркой синевой.
И, конечно, очень
Я люблю свой город
В золотую осень -
В самый листопад...
И кружат, и вьются
Листья золотые,
По дороге в школу
Под ногой шуршат.

Лена Сарапова, ученица 9 класса

Поэтические новеллы

Осень-чудесница

Ясными, теплыми днями проплыло «бабье лето». Вот уже осень-проказница пробирается по лесным тропинкам, осторожно ступает по мягким подушкам из мха - старается неслышно подкрасться.

Но не удалось ей это. Нечаянным дуновением холодного ветерка спугнула она птиц. Раскричались они и улетели: длинными вереницами потянулись на юг. Попробуй, догони их!

Дальше двинулась Осень по лесной тропинке, да нечаянно споткнулась о пенек, уронила корзинку с грибами. Высыпались из корзинки шоколадные боровики, красные подосиновики, рыжие лисички. Стала Осень собирать их, да где уж там! Лисички березовыми листьями накрылись, волнушки в траве попрятались, маслята в хвое притаились. Разве соберешь их. Махнула Осень рукой:
- Ладно, люди соберут!- и дальше заспешила.

Под вечер вышла она из леса и увидела перед собой зеленеющее поле пшеницы. Спряталась Осень в пшеницу, пошепталась о чем-то с колосками - и убежала. Утром проснулись люди и увидели, что поле, которое совсем недавно радовало их нежной зеленью, вдруг золотым стало. Удивляются все:
- Ну и чудесница эта Осень! До всего ей дело!

А Осень тем временем пробежала по садам. Одному яблочку бочок подрумянила, другому - позолотила.

Бежит она дальше, торопится. Скоро ей на смену старуха-Зима придет, все переделает по-своему. Выбежала Осень на деревенскую улицу, дернула пробегавшую девчонку за подол, раздула ей платьице, растрепала волосы, поиграла соломинкой, распушила хвост котенку - и умчалась.

Она бы еще не прочь поиграть, да некогда: уж очень много дел теперь в лесу: нужно каждому деревцу дать яркое нарядное платье.

Поиграет она веточками, пошепчется с листочками и глядишь: нарядился клён в багряно-красный плащ, и березка стоит рядом в золотисто-желтом платьице, а осина так и полыхает пожаром!

Подбежала Осень к реке, а вода в ней прозрачная-прозрачная. Смотрится Осень речку и видит отраженное в ней голубое, без единого облачка, небо, нарядную, в золотом уборе рощу, пожелтевшие, прибрежные кусты.

Засмотрелась она, залюбовалась: уж очень хорош прощальный наряд!

Ира Кивик, ученица 9 класса

«Печорская правда»
13 ноября 1966 г.

В помощь учителю

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы общеобразовательной школы» указано, что одной из главных задач школы является повышение качества знаний учащихся. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо повышать научную и методическую квалификацию учителей, их идейно-политический и культурный уровень. Учитель должен систематически углублять свои знания, совершенствовать мастерство, изучать и применять передовой опыт.

Особое внимание и помощь в решении этих вопросов мы должны уделять молодым учителям. Учителей, работающих в школе первый год, в нашем районе около тридцати, кроме того, есть еще те, кто работает лишь второй и третий год.

С целью оказания им практической помощи в декабре на базе Печорской школы № 1 проведен семинар. По всем предметам и классам прошли открытые уроки. Каждый молодой учитель посетил 2 - 3 урока опытных учителей.

Учителя Печорской школы № 1 побеседовали с молодежью по вопросам изучения программного материала, дали советы.

По многим вопросам школьной работы и жизни провел беседу с молодыми учителями заведующий РОНО П. Н. Шмелев: о знании учителем программного материала за курс средней школы, о подготовке и эффективном проведении уроков, о преодолении второгодничества и работе с трудными детьми.

Учителя интересовались вопросами учебной и воспитательной работы, а также устройством быта.

И. Лобан, зав. методкабинетом РОНО
«Печорская правда»
25 декабря 1966 г.

Методобъединение - помощник учителя

В последние годы начались поиски путей обогащения методической работы и ее организационных форм, которые имеют огромное значение для повышения знаний учителя и его педагогического мастерства.

В кустовое методическое объединение (КМО) учителей начальных классов при Печорской средней школе № 1 входят сорок два учителя из тринадцати городских и сельских школ района. Вот уже несколько лет мы работаем под девизом «Обучение и воспитание - единый процесс». На каждом занятии слушаем один развернутый доклад опытного учителя или лекцию специалиста. По обсуждаемым вопросам проводим обмен опытом, изучаем методическую и научную литературу. Теоретический доклад мы подкрепляем проведением практических занятий по разным учебным предметам или посещением уроков передовых учителей и просмотром хорошо подготовленных внеклассных мероприятий. Участники КМО присутствовали на эстафете «Октябрёнок, не забудь - в космонавты держишь путь», на КВН о спорте, на пионерских сборах о пионерах-героях и по воспитанию культурных навыков, на спортивном празднике и вечере отдыха, на смотре художественной самодеятельности и практическом занятии «Уважай старших». Были с учителями практические занятия по изучению и применению технических средств, по проведению бесед и вечеров на антирелигиозные темы, праздника разноцветных галстуков, экскурсий, по воспитанию трудолюбия и по разучиванию песен и коллективных танцев.

На одном из занятий мы провели обмен опытом по подготовке школ куста к 50-летию Советской власти. Большое внимание мы уделяем изучению родного края через проведение экскурсий с учителями.

Передовые учителя нашего КМО не только овладели мастерством работы по-новому, но и щедро делятся своим опытом. Это Н. М. Весская, Т. А. Воробьева, Н. И. Красноумова, Ф. А. Патрикеева, 3. М. Таратушко, О. С. Шикова, В. С. Березина, О. И. Бурлина, Е. А. Смирнова и многие другие. С целью распространения опыта работы мы оформляем выставки творческих работ и лучших тетрадей учащихся, дидактического материала и наглядных пособий, изготовленных учителями вместе с учащимися и так далее.

В этом учебном году на первом занятии мы проработали методическое письмо Министерства просвещения «Об улучшении воспитательной работы с учащимися начальных классов». Н. М. Весская и О. С. Шикова рассказали о том, как они будут проводить в жизнь рекомендации, предлагаемые в методическом письме. …

Учителя нашего кустового методического объединения упорно борются за решение основных задач: обеспечение прочных знаний, умений, навыков учащихся и преодоление на этой основе второгодничества, за воспитание в процессе обучения и развитие познавательных способностей у школьников.

А. Петровская, руководитель кустового методического объединения
«Печорская правда»
28 декабря 1966 г.