У семьи и школы одна задача

С родительского собрания

Недавно просторный актовый зал Печорской средней школы № 1 был свидетелем многолюдного собрания родителей. Достаточно сказать, что в школе учатся более 900 детей, чтобы представить, сколько пап и мам было приглашено в школу в тот декабрьский вечер. Собрание было посвящено обсуждению отчета родительского комитета о работе за минувший период и выборам президиума родительского комитета.

Внимательно слушали родители доклад, с которым выступила член комитета тов. Подерягина. Кое-кому пришлось покраснеть и смутиться, когда в докладе приводились факты неправильного воспитания детей в семье, или назывались имена учеников, не отличающихся хорошей успеваемостью и поведением.

Воздействие родительского примера - самый важный воспитательный фактор. К сожалению, в докладе не было приведено положительных примеров, раскрывающих важную роль семьи в коммунистическом воспитании детей.

Однако доклад затронул самые чувствительные струнки родителей, а также учителей. Серьезное внимание выступавших было приковано к вопросу атеистического воспитания учащейся молодежи. Тов. Барышев подчеркивал необходимость тщательно оберегать детей от влияния религии.

Убедительные примеры привел директор школы тов. Демидов. Несколько лет назад в школу пришел священник. Он заявил: Считайте меня нейтральным в во-просах идейного воспитания ребенка. Целиком полагаюсь на влияние школы. Молодым - жить, мне - доживать. Его ребенок успешно окончил школу и ныне уважаемый человек. А вот другой пример. Один из наших учеников отличался неплохой памятью и способностями. Хорошо отвечал по основам дарвинизма и … посещал церковь. Значит, нет у него убежденности в правильности материалистических основ учения Дарвина. Видимо, попал ученик под влияние религиозных людей. Такая раздвоенность формирующегося характера и мировоззрения ничего хорошего не предвещает. Следствие такой раздвоенности - трусость, лживость, что и наблюдается у юноши. Родителям и учителям надо держать самый тесный контакт между собой, чтобы не допускать брака в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Продолжая развивать мысль о влиянии семьи на характер ребенка, директор останавливается на таком факте. В младших классах школы есть несколько ребят, у которых очень плохо развита речь. В чем дело? Побывали учителя в семьях. Оказывается, родители почти совсем не разговаривают с детьми, только грубо командуют ими. Отдельные родители чрезмерно балуют детей, нежат их, не воспитывают бережливого отношения к трудовому рублю. В старших классах школы 15 девочек носят золотые часы. К чему эта роскошь? Не познав трудовой жизни, некоторые ученики и ученицы уже привыкли к материальному излишеству. Это портит их.

По мнению директора и других выступавших на собрании, родительский комитет сделал много полезного для школы. Нынче, по настоянию комитета, все ребята имеют школьные тапочки. После этого в санитарном отношении школа стала выглядеть образцово. Налажено горячее питание. Был буфет, теперь открылся школьный пищеблок. Для этого с помощью родителей была переделана кухня.

Выступавшие отмечали активную роль в работе родительского комитета Виктора Ивановича Лешкина, Марии Павловны Андреевой, Ивана Васильевича Абрамова и других.

Важный вопрос затронула тов. Лисичкина, член родительского комитета. Она говорила о политехническом обучении в школе. Ребята старших классов проходят производственную практику в Печорском стройучастке. Строительная база не позволяет охватить всех ребят обучением. Да и поучительного здесь мало. Дисциплина среди строителей неважная, есть случаи выпивок на работе. Такая практика расхолаживает детей.

Разговор на собрании был острый, интересный и очень полезный. Он останется в памяти, даст новую зарядку родителям в благородной воспитательной работе.

Н. Павлов
«Ленинская искра»
4 января 1963 г.

Молодцы, ребята!

Большую помощь Печорской межколхозной птицеферме оказывают учащиеся Печорской школы № 1. Особенно часто бывают на ферме Лёша и Вова Баяевы и Витя Штенов. Они не страшатся никакой работы.

Мы поинтересовались в школе: не отражается ли работа ребят на птицеферме на их успеваемости?

- Нет, всё в порядке, - ответили учителя, - мальчики занимаются хорошо.

Н. Русаков. Печорская ветлечебница.
«Ленинская искра»
3 апреля 1963 г.

Кому растить юные таланты?

В конце учебного года в Печорском Доме пионеров был смотр самодеятельности городских школ по драматическому искусству и художественному чтению.

Первое место по праву заняла школа-интернат: здесь подготовили несколько сцен из классической и советской драматургии. Второе место - за первой средней школой; третье поделили между собой вторая (эстонская) и третья (восьмилетняя) школы.

Как особое достижение, конкурсная комиссия отметила, что некоторые учени-цы (двеиз первой и две из эстонской школы) выступили с чтением неплохих собственных стихотворений на актуальные темы школьной и общественной жизни. Хорошее впечатление произвела "Сцена у фонтана" (из "Бориса Годунова") в исполнении выпускников школы-интерната В. Укатова и А. Калининой. Живо прошла и сцена на английском языке, подготовленная учащимися шестого класса первой средней школы.

Из декламации бесспорно лучшим было исполнение учеником девятого класса средней школы Юрием Гавриловым "Стихов о советском паспорте" В. Маяковского.

Но эти удачи не покрывают недостатков, которые ясно выступили на смотре. Только в школе-интернате работает драматический кружок; в других школах лишь от случая к случаю учителя готовят отдельные сценки или номера декламации для литературных утренников и вечеров.

Ни в одной печорской школе нет литературного творческого кружка, и, по существу, никакой помощи здесь начинающим авторам не оказывается. А выступления на смотре показали, что в каждой школе есть литературно одаренные ребята и ими нужно руководить.

Почти такая же невеселая картина наблюдается и в области музыки, пения, хореографии. Нет квалифицированных учителей и руководителей хоров, оркестров.

Отдельные успехи самодеятельности в наших школах следует отнести исключительно за счет талантливости и активности самих ребят.

Недооценка самодеятельности стоит в прямом противоречии с поисками и воспитанием творчески одаренных детей, которые нам необходимо вести. Нужно признать, что работа в этом направлении проводится у нас от смотра к смотру, бессистемно.

На мой взгляд, педагогическим учебным заведениям нужно добиться, чтобы каждый их выпускник, помимо основной специальности, обязательно должен иметь еще другую - режиссера, хореографа, хоровика, руководителя кружков живописи, литературного творчества и т. д., в зависимости от личной одаренности и склонности студента.

В. Весский, учитель-пенсионер
«Молодой ленинец»
11 июня 1963 г.

Успехи выпускников

В трёх школах города Печоры идут выпускные экзамены. Радует, что преобладающими оценками у выпускников являются "4" и "5". Провалов нет. В этом году Министерство просвещения республики предложило на экзамены по литературе такие темы сочинений, которые требуют обобщений по всему курсу, привлечения материалов по истории и выражения личного отношения ученика к героям и событиям. Такими оказались темы: "Образы коммунистов в советской литературе" и "Труд на благо общества - священная обязанность каждого человека". (Програм-ма КПСС). Сочинения выпускников были написаны нынче гораздо лучше, богаче по содержанию, чем у предыдущих выпускников.

Заслуживают внимания два сочинения, кстати, оба отмечены высшим баллом. Одно из них написано Л. Фёдоровой. Это - целая система знаний и рассуждений о свободном, созидательном творческом труде. Чувствуется, ученица отлично знает материал, хорошо владеет языком, умело передает свои мысли.

Второе сочинение принадлежит перу В. Плежатовой. Это целый мир переживаний, которые вызывают у девушки сам труд и мечты о служении Родине.

В программе средней школы введен нынче новый предмет - обществоведение. Экзамены по нему проводились одновременно с экзаменами по истории. Здесь очень отчётливо было видно, как много дает этот предмет для более глубокого понимания учениками истории.

Хорошие впечатления остались после экзамена по геометрии в Печорской школе-интернате. Учащиеся сумели показать прочные знания, приобретенные за год.

В. Весский
«Ленинская искра»
14 июня 1963 г.

Землю родную любя

С праздника юннатов в г. Печоры

На сцене девочки легко и грациозно исполняют танец с лентами. Их сменяет группа мальчиков, и в зале звучит песня "Куба - любовь моя". А вот по при-казанию маленькой танцовщицы оживает "чудесная клумба". Танец стрекозы исполняет Таня Кириллова.

...В Печорском Доме пионеров идет концерт для участников слета юных натуралистов. В воскресенье, 13 октября, собрались юные мичуринцы Псков-ского района и города Печоры на свой традиционный "Праздник урожая".

Один из участников праздника - Саша Бардин. Учится в 7 классе Печор-ской средней школы № 1. Уже второй год проводит опыты с различными сор-тами картофеля. На выставке можно увидеть огромные клубни, выращенные Сашей. Сорт "истодес" дал и в этом году урожай 222 центнера с гектара. Звено Вали Объедковой из той же школы выращивает кукурузу сорта "карлик". Сама Валя занимается юннатской работой уже несколько лет. Саша, Валя и их друзья довольны тем, что их школа заняла сегодня первое место по городу.

А среди восьмилетних сельских школ первое место присуждается Троицкой и Киршинской школам. Лучшей юннаткой Троицкой школы можно назвать Кю-лаотс Ливи. На участке в 25 квадратных метров она выращивает кормовой гиб-рид. Коля Мурумец из той же школы любит работать в саду.

О работе ученической бригады Ново-Изборской школы (среди средних школ она разделила первое место с Печорской школой № 2) рассказывает ее бригадир Зина Охотникова. Бригада в этой школе существует с 1959 года, в ней 145 учеников. Они проводят большую опытническую работу. В этом году было проведено 9 опытов по заданию колхоза. Лучший опыт в звене Валентины Мо-розовой: здесь получили с гектара 706 центнеров кукурузы.

Ваня Зиновьев, бригадир ученической бригады Качановской средней шко-лы, поделился своими впечатлениями о поездке в Москву на слёт юных натура-листов в августе 1963 года. Ему было о чём рассказать в Москве. Он сам и его друзья по школе любят и охраняют природу. Они очистили от валежника 7 гек-таров леса, посадили 2 тысячи деревьев. "Зелёный патруль" зорко следит па со-хранностью деревьев. Заботится члены ученической бригады и о пернатых. Для них всегда готовы кормушки и скворечники. В бригаде много способных и тру-долюбивых ребят. Один из них, Ваня Спиридонов, проводит опыт над расте-ниями по заданию Ленинградского географического общества.

В нескольких комнатах Дома пионеров устроена выставка. Она привлекает к себе внимание красочностью оформления, разнообразием экспонатов. Напри-мер, только Печорская средняя школа № 2 (бригадир ученической бригады Ку-хи Эви) занимается выращиванием 40 различных видов растений. На выставке аппетитные горки яблок и помидоров, десятикилограммовая тыква, поражаю-щая своими размерами свекла. А в Печорском Доме пионеров вырастили даже арбузы.

Здесь, у экспонатов, завязывается оживленная беседа.

В знак дружбы ученики Качановской средней школы дарят юннатам Пе-чорской школы № 1 редкие виды комнатных цветов.

Подведя итоги большой работы за год, юннаты района решили в будущем ещё лучше помогать родным колхозам.

Л. Грачёва
«Молодой ленинец»
16 октября 1963 г.