Растёт наша смена

Еще совсем недавно закладывался фундамент этого здания, а сейчас оно уже возвышается над всеми домами по Вокзальной улице. Печеряне пристально следят за строительством средней школы, где в недалеком будущем станут учиться их дети.

Возводится она не только профессиональными строителями, но и руками школьников-одиннадцатиклассников. Многие из них уже считаются специалистами своего дела, им присвоен первый разряд. А получили они его благодаря тому, что работали во время летних каникул на стройке общежития для своих товарищей - воспитанников школы-интерната, участвовали в ремонте жилых домов города.

Так же, как и старшие товарищи, ребята изучили восьмичасовую программу по охране труда и технике безопасности. Внимательно прислушиваются они к советам опытных строителей, стараются как можно лучше овладеть их приемами, знаниями. И вот постепенно, шаг за шагом, изучена одна профессия. Но этого мало. Надо овладеть другой. Девушки, овладев профессией маляра, приступили к изучению штукатурного дела. Теперь они владеют, двумя профессиями. Юноши приобрели специальности плотника и столяра.

Хорошо зарекомендовали себя на работе Алексей Терешихин, Нина Пономаренко, Анатолий Тумановский, Зинаида Улле.

Скоро у выпускников школы кончается практика, они перестанут ходить на стройку. Но мастера будут долго вспоминать их добрым словом.

Пройдёт еще две учебных четверти и у одиннадцатиклассников начнется самая ответственная пора в их жизни - сдача экзаменов на аттестат зрелости. А потом? Потом некоторые из них пойдут учиться дальше, а другие станут работать.

Знайте, друзья, что строители с радостью примут вас в свою большую и дружную семью. Добро пожаловать! Ждем вас!

В. Смирнов, рабочий строительного участка
«Печорская правда»
7 января 1962 г.

Школа строится

Многие годы самым большим в Печорах считалось здание, где расположен Госбанк. В прошлом году было закончено строительство школы-интерната. Но скоро и они будут маленькими по сравнению с достраивающейся школой-одиннадцатилеткой.

Когда идёшь по Вокзальной улице, то невольно замедляешь шаг при виде этой стройки. Ещё в начале минувшего лета здесь был, по сути дела, только один фундамент. А сейчас уже высятся три этажа. Подъёмный кран легко поднимает многопудовые плиты междуэтажных перекрытий. На самом верху стоит Александр Тимофеев. Движением руки он показывает, куда класть плиту. На третьем этаже её укладывают в два ряда.

- Это для того, чтобы прочнее было, - поясняет Александр.- Ведь на четвёртом этаже будут спортивный и актовый залы.

С высоты хорошо виден почти весь город. Да, быстро растёт школа. И в этом, в первую очередь, заслуга бригады каменщиков, которую возглавляет Николай Пьянов. Споро работают каменщики. Вот Илья Орликов. Подсобные рабочие едва успевают подносить кирпичи и раствор. Стена растёт на глазах. Хорошо работают Васильев, Пилешин, Хееринг и другие.

Двадцать человек только в бригаде. Нужны большая организованность и понимание друг друга, чтобы добиться высокой производительности труда. Каждый член бригады отлично знает свои обязанности и стремится выполнить их как можно лучше. Недаром бригада всё время перевыполняет нормы выработки.

- Не только мы одни строим здание,- говорит Пьянов.- Что было, если бы с перебоями доставлялся раствор, кирпичи?

Верно. Стройку города обеспечивает раствором звено Игоря Журавлёва. Замешкай он чуть-чуть, и у рабочих простой. Но таких случаев не было.

Отлично справляется со своими обязанностями и крановщик Павел Венно. Он быстро подаёт строителям необходимые материалы.

Здесь же работают и плотники. Они устанавливают оконные рамы. В феврале-марте школа будет подведена под крышу. Тогда начнётся горячая пора для столяров, штукатуров, маляров.

Школа должна быть сдана к началу нового учебного года!

Н. Александров
«Печорская правда»
14 января 1962 г.

Школьники - Родине

В этом году в мае исполняется 40 лет со дня основания пионерской организации имени В. И. Ленина. Ребята полны желания отметить эту знаменательную дату хорошей учебой, активным участием в общественно полезном труде. После уроков, в выходные дни мальчики и девочки собирают металлолом, макулатуру. 255 тонн металлического лома из 147 по плану на счету школьников нашего района было в 1961 году. Больше всех собрали лома учащиеся Печорской школы № 1, Шумилкинской, Печковской, Ново-Изборской школ.

«Печорская правда»
21 января 1962 г.

Награда обязывает

Пополнились ряды заслуженных учителей в нашем районе. Звание заслуженного учителя присвоено директору Печорской средней школы № 1 Федору Ивановичу Демидову.

В 1945 году, когда еще не отгремели залпы Великой Отечественной вой-ны, Федор Иванович был направлен в Печоры для организации здесь педагогического училища. Много трудов надо было затратить для того, чтобы отремонтировать полуразрушенное здание бывшей гимназии, разобрать бункера и зарыть траншеи во дворе, собрать школьное оборудование, подобрать кадры преподавателей. Но все трудности были преодолены: 1 сентября педучилище начало работать. И в первый же год область получила 90 новых учителей для начальных школ: это были выпускники трех старших групп, составленных из лиц с незаконченным педагогическим образованием.

С 1951 года Ф. И. Демидов - директор средней школы. В короткий срок он упорядочил школьное хозяйство и заложил основу самой тесной связи обучения с производственным трудом. Под его руководством у школы, на месте заросших оврагов, вырос образцовый школьный участок. На этом участке развернулась многогранная опытническая работа по селекционированию и освоению наиболее урожайных полевых и огородных культур, по выведению новых сортов, по испытанию сроков посева, влияния удобрений и т. п.

Эта работа увлекла биологов и даже учителей других специальностей. В ней нашли свое место все группы учащихся, с первого по десятый класс. Работали с увлечением, потому что видели образцовый порядок, приложение на практике своих знаний по биологии и химии, красоту преобразований в природе. Соревновались за лучшее выполнение работ, за внешний вид своего участка, за высокие урожаи. С особенным энтузиазмом работали кружки юннатов. На участок приходят учителя других школ, даже других районов; приезжают группы биологов с курсов института усовершенствования учителей. Псковский пединститут направляет сюда из практику студентов биологического факультета.

Действительно, здесь есть, чему поучиться. На участке выращиваются и передаются в колхозы семена улучшенных сортов ржи "вятка", пшеницы, кукурузы, сотни тысяч корней капусты и гибрида брюквы. Ребята выращивают яблони, вишни, груши, сливы, смородину, крыжовник. Кролиководческое хозяйство даёт столько шкурок, что школа выполнила план поставки пушнины за весь район.

Много продуктов давало это хозяйство и для кухни школьного общежития.

Но самое главное - это, воспитание молодого поколения в производственном труде, тесно и увлекательно увязанном с учебой. Этот удачный опыт Печорской средней школы был изучен Псковским областным институтом усовершенствования учителей, который распространил брошюру о нем по всем школам области. И сам Федор Иванович много сделал по передаче своего опыта другим школам и пионерским организациям.

Многолетний упорный и успешный труд Ф. И. Демидова оценен по достоинству. Ему присвоено звание заслуженного учителя. Высокая награда обязывает. Жизнь стремительно идет вперед и предъявляет все новые требования. От души поздравляя Федора Ивановича с заслуженной наградой, пожелаем ему дальнейших успехов во всех областях многогранной работы по обучению и воспитанию молодых строителей коммунизма.

Группа учителей
«Печорская правда»
28 января 1962 г.

Диспут помог

В нашем 10-б классе нередко можно было наблюдать нетоварищеские отношения между девочками и мальчиками: высмеивали друг друга, придумывали разные клички, обидные прозвища.

С этим дальше мириться было нельзя. И вот актив класса решил провести диспут о дружбе и товариществе, поговорить по душам. Пригласили классного руководителя Диану Васильевну Сергееву. Диспут вел Юрий Яковлев. Сначала он высказал свое мнение, а потом предоставил слово другим. Особенно интересные мысли высказали Юрий Антонов, Лариса Корсакова, Любовь Сигова. Все единодушно осудили существовавшие ранее взаимоотношения между мальчиками и девочками. А потом всем классом пошли на каток.

Е. Кузьмичёва, ученица 10-б класса средней школы № 1
«Печорская правда»
31 января 1962 г.

Нужно организовать практику

"Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: "дорога!" - Так больше ста лет назад Н. В. Гоголь выразил свое восхищение дорогой и русской тройкой.

Но несравненно чудеснее и увлекательнее езда на современной машине... Дух захватывает от быстрого движения, в ушах свистит ветер, мимо мелькают деревья, дома. Хорошо! Ехал бы и ехал без конца. А еще большая радость - сесть за руль машины, своим руками направлять её стремительный бег.

С таким желанием мы, десятиклассники, шли на занятия по новому предмету - машиноведению. Но каково же было наше разочарование, когда узнали, что будем изучать только теорию. А без практики теория мертва. Тем более обидно, что наши старшие товарищи еще год назад имели эту практику.

Администрация школы говорит, что с перестройкой школы программа меняется. Но ведь сближение с производством требует как раз усиления практики в обучении.

Неужели нельзя организовать практику автомобильного дела хотя бы в факультативном порядке?

Р. Плешатова, от учащихся Печорской школы № 1
«Печорская правда»
31 января 1962 г.

Пропагандист книги

Сюда, в небольшой дом на Прудовой улице, где находится библиотека профсоюза работников просвещения, часто заходят учителя, старшие пионервожатые, работники Дома пионеров. Это совсем небольшая библиотека (в ее фонде насчитывается около 10 тысяч книг), но пользуется она популярностью у читателей. Здесь всегда можно найти то, что нужно для работы учи-телю, новинки политической и художественной литературы.

- Главная заслуга нашей библиотеки в том, что она близка к своим читателям, их интересам, - говорит учительница школы № 1 Н. М. Весская.

Девять лет работает здесь Александра Яковлевна Абрамова. Она хорошо изучила читателей, их интересы, запросы.

Любит Александра Яковлевна свое дело. Это уже немолодая женщина. И всё же она находит в себе силы oбслуживать учителей прямо на месте. Ведь не каждый учитель может приехать в Печоры, потратить на это несколько часов только для того, чтобы получить здесь нужную книгу. И Александра Яковлевна побывала в Паниковской, Ново-Изборской, Бельской, Киршинской и других школах.

- Это хороший метод пропаганды книги, - говорит она. - Заранее я подбираю необходимую литературу, беру c собой новинки.

А в печорских школах неутомимый библиотекарь частый гость. Она расскажет учителям о поступивших новинках, сделает их обзор.

Несколько сот книг каждый год поступает в фонд библиотеки, и чтобы читателю было легче найти нужную, Александра Яковлевна сама знакомится с их содержанием, делает краткие аннотации.

Вот поэтому в читателях здесь нет недостатка. Заглянув в формуляры, увидишь, что многие читатели часто пользуются услугами библиотеки. Уже девять лет берет здесь книги учительница Староизборской школы Акрман-Мельникова, с 1951 года является читателем библиотеки директор школы № 2 Г.А. Печников. А таких любителей книг не перечислишь. Их очень много.

Постоянными посетителями библиотеки являются и работники детского дома, детских садов, яслей. Заходят сюда и ученики старших классов.

Книга прочно вошла в их жизнь, стала хорошим помощником в работе. И в этом большая заслуга её неутомимого пропагандиста Александры Яковлевны Абрамовой.

На этом снимке вы видите Александру Яковлевну за работой. Она только что рассказала содержание новой книги старшей пионервожатой средней школы № 1 Н. Н. Афанасьевой.

- Да, эта книга пригодится. Запишите её, пожалуйста, Александра Яковлевна, на моё имя.

Текст и фото М. Холмова
«Печорская правда»
11 февраля 1962 г.

В нашем литературном

Наш литературный кружок работает уже второй год. Руководит им преподаватель литературы Леонид Михайлович Берников.

В прошлом году мы не раз выступали перед родителями, трудящимися города. Ставили отрывки из пьес Горького, Чехова.

Вот и в этом году, 18 февраля, члены нашего кружка провели вечер советской поэзии в Доме пионеров. Каждый из нас рассказал о жизни и творчестве того или другого советского поэта, читал его стихи. В программу были включены стихотворения Маяковского, Есенина, Твардовского, Исаковского, Михалкова, Чекмарева.

Особенно тепло были встречены выступления Кати Богатовой, Михаила Прокофьева, Бориса Томчака, Зои Бельской, Галины Герасимовой.

Затем по просьбе собравшихся со своими стихами выступил пенсионер Василий Афиногенович Весский.

Вечер прошел содержательно и интересно. Мы, одиннадцатиклассники, в этом году расстаемся со своей родной школой, но этот вечер надолго останется у нас в памяти.

В. Скворцов, ученик 11 класса средней школы № 1
«Печорская правда»
25 февраля 1962 г.

В кружке юных литераторов

В средней школе № 1 уже не первый год существует литературно-творческий кружок, руководимый пенсионером В. А. Весским. Члены кружка не только изучают литературу, ее жанры, но и испытывают свои творческие силы.

В прошлом году юные любители литературы выпускали бюллетени, журналы, в которые вкладывали много труда и изобретательности.

Вот и нынче этот кружок выпустил литературный бюллетень.

"...Собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных..."

Эти слова А. С. Пушкина послужили эпиграфом к бюллетеню. Он как бы заранее ставит в известность читателя, что бюллетень представляет "собранье пестрых глав". И действительно, кружковцы пробуют перо в различных жанрах. Тут есть газетная критическая заметка: "Практика...в мечтах", "Урок физкультуры" и хроникальная информация. Но больше всего здесь стихов. Еще робких, несовершенных, но искренних, теплых стихов.

В стихотворений "Грандиозный век" ученица 10-б класса Т. Коротаева пишет:

… Дней трудовых ускоряя разбег,
Партию в песнях своих прославляет
Наш вдохновенный простой человек…

Наши читатели уже немного знакомы с Р. Плешатовой по рассказу "Тюхин камень", который был напечатан в нашей газете в прошлом году. На этот раз Плешатова пробует свои силы в поэзии. Сколько оптимизма, молодой искренности и веры в будущее выразила она в коротеньком стихотворении "Ровеснику".

Тебе - шестнадцать, мне шестнадцать тоже.
Неудивительно, что мы стремимся ввысь,
Неудивительно, что мысли наши схожи:
Ведь нас с тобой сама сближает жизнь.

А вот Ю. Яковлева взволновала совсем другая тема. Его стихотворение "Не сметь!" полно гнева и возмущения теми, кто бряцает оружием.

Там, за океаном, в Америке
Парню суют автомат,
И вопят, захлебываясь в истерике,
Чтобы шёл воевать солдат.

Хочется пожелать начинающим литераторам: дерзайте, трудитесь, оттачивайте перо.

М. Букина
«Печорская правда»
28 февраля 1962 г.

Адрес кубка - прежний

В прошлом году победителями районных соревнований вышли лыжники средней школы № 2. Кто же будет обладателем кубка в этом году?

Соревнования проходили два дня. В первый проводилась эстафета для девушек 3x3 км и для юношей - 4x5 км. Первыми ушли со старта девушки. Инициативой сразу же завладели спортсменки школы № 1. Они первыми и финишировали, показав время 46 минут 20 секунд. 1 минуту 43 секунды проиграла победительницам команда школы № 2, третье место - у школы-интерната.

Напряженная борьба разгорелась среди юношей. Здесь все команды претендовали на победу. Но предпочтение все же отдавалось лыжникам школы № 2. Ведь Тайвере и Хелетяхт, выступая на зональных соревнованиях в минувшее воскресенье, показали отличное время на десятикилометровой дистанции. Так оно и получилось. Эта команда выиграла у занявших второе место спортсменов школы-интерната почти две с половиной минуты. Команда школы № 1 осталась третьей.

Во второй день проводились гонки на 3 и 5 километров. Первое место заняла ученица школы-интерната Кругляк. У юношей победил Тайвере с результатом 21 минута 44 секунды. Слалом среди девушек выиграла Батова из Ново-Изборской школы, у юношей - Кулман из школы № 2.

После подсчета очков выяснилось, что кубок вновь завоевали лыжники школы № 2. Если в прошлом году школа-интернат заняла третье место, а школа № 1 - второе, то нынче они поменялись местами. На четвёртом месте Ново-Изборская школа.

Соревнования показали, возросшее мастерство юных спортсменов. Почти все участники выполнили нормативы юношеских разрядов.


«Печорская правда»
4 марта 1962 г.

Чуткие люди

Много лет посвятила педагогической деятельности Мария Петровна Лыско. Сейчас она на пенсии. Но не в её характере сидеть сложа руки. Она до сих пор приносит пользу обществу, причём делает это безвозмездно. С благодарностью говорят о Марии Петровне в средней школе № 1. Уже не первый год она проводит занятия по русскому языку и математике с отстающими учениками в пятых и шестых классах.

Нужна большая любовь к ребятам, чтобы вот так, каждый день посвящать несколько часов занятиям со школьниками. А с наиболее отстающими она занимается отдельно. Терпеливо, тактично разъясняет ребятам материал, внушает любовь к предмету, вырабатывает у них усидчивость. И благодаря чуткому и умелому подходу к ним ребята делают заметные успехи в учёбе.

Но не только в педагогической работе принимает участие Мария Петровна Лыско. Её знают в Печорском сельсовете как активистку, всегда готовую оказать помощь в любом общественном деле.

«Печорская правда»
7 марта 1962 г.

Каким должен быть учитель

Каким должен быть учитель? Этот большой вопрос волнует не только самих учителей, но и всех советских людей, кто доверил им воспитание подрастающего поколения. Он и послужил предметом теоретической конференции учителей района.

Конференция началась докладом заведующей методическим кабинетом В. А. Шубиной.

- XXII съезд нашей партии, - сказала она, - поставил перед нами важнейшую задачу воспитания молодых строителей и будущих граждан коммунистического общества, наметил нравственные принципы в моральном кодексе строителя коммунизма. Эти задачи обязывают учителей пересмотреть свою работу и быт, подвергнуть критике недостатки, учиться на лучших образцах.

Образцом настоящего советского учителя могут нам служить заслуженные учителя РСФСР Н. С. Багмат, В. Н. Петровский, Ф. И. Демидов. Или возьмем, к примеру, учителя Заболотской начальной школы Н. И. Панова. Он уже пять лет работает без второгодников. А какую большую работу по эстетическому воспитанию проводит со школьниками. Он организовал кукольный театр, струнный оркестр. Не удивительно, что он и его школа пользуются авторите-том среди населения.

Т. М. Скворцова работает в Бельской восьмилетней школе. Ее уроки всегда интересны и содержательны, ребята увлекаются работой в драматическом кружке, которым она руководит.

Большую организационную работу в методическом объединении начальных классов проводит учительницы школы № 3 А. М. Петровская.

Хорошо работает при средней школе № 1 группа продлённого дня под руководством Н. И. Красноумовой.

В докладе была также отмечена хорошая работа Н. П. Бобровой, Л. М. Берникова, Н. А. Плешковой, А. И. Афанасьевой, Н. В. Мурашкиной, Н. М. Весской и других учителей.

После доклада начались выступления. Очень важный вопрос об авторитете учителя подняла Н. И. Красноумова.

- Для учащихся учитель - это источник знания и образец для подражания, - сказала она. - Поэтому основой учительского авторитета являются глубокие и разносторонние знания, широкий кругозор, высокая культура. Все это достигается постоянной работой над собой.

О педагогическом такте говорила Т. М. Скворцова.

Учитель-пенсионер В. А. Весский сказал:

- Учителю поручен ответственный участок в общей работе построения коммунистического общества. Сознание высокой ценности своего труда должно вызывать чувство чести и гордости, а вместе с тем и большой ответственности перед обществом.

Выступление В. А. Весский закончил чтением своего стихотворения о высоком призвании учителя.

С большим вниманием слушали собравшиеся выступление учительницы А. Е. Незабудкиной о значении повышения идейного уровня и квалификации учителя. Она сама является ярким примером в этом отношении. Закончив заочно факультет иностранных языков, она поступила на факультет русского языка и литературы.

Вопросу о культуре поведения, быте, одежде учителя было посвящено выступление учительницы Староизборской школы М. А. Зайцевой. В качестве иллюстрации к этому выступлению работники ателье продемонстрировали модели современной одежды.

Заведующий роно И.И. Царицын пожелал учителям успешного проведения в жизнь теоретических положений конференции.

«Печорская правда»
9 марта 1962 г.

Они стали специалистами

Окончилась производственная практика на строительном участке учеников 11 класса средней школы № 1. Специальность строителя приобрели 17 человек.

Государственная комиссия по присвоению рядов высоко оценила практические и теоретические знания четырнадцати учащихся. А Алексей Терешихин и Анатолий Тумановский даже превзошли своих товарищей. Комиссия присвоила им третий разряд по столярным работам, который имеет не каждый строитель, проработавший несколько лет на участке.

Приятно сознавать, что по окончании школы многие ребята получают теперь не только аттестат зрелости, но и профессию строителя.

Производственная практика уже закончилась давно, но многие ученики заходят на строительный участок и интересуются работой своих старших товарищей.

С. Владимиров
«Печорская правда»
23 марта 1962 г.

«Печорская правда»
1 апреля 1962 г.

Наш крановщик

- Павло, майна! - слышится голос бригадира, только что отцепившего груз от крюка стрелового крана. Кран заработал, трос медленно, как будто нехотя, пополз вниз.

Ни на минуту нет задержки из-за работы крана на строящемся в городе Печоры объекте - школе на 920 мест. В этом немалая заслуга крановщика стрелового крана Павла Ивановича Венно. Добросовестностью в труде на всех участках работы отличается этот молодой строитель. Свое крановое хозяйство И. И. Венно содержит в образцовом порядке.

Недавно стал крановщиком Венно, хотя в строительном участке трудится уже несколько лет. Павел Иванович работал в отделочной бригаде штукатуром. Зарекомендовал себя хорошим мастером. Может быть, и по сей день был бы штукатуром, но со стройучастка уволился крановщик. Пришлось менять профессию. Умеет П. И. Венно работать и по плотницкой части.

Разносторонний специалист, чуткий товарищ, с огоньком трудится он на стройке. Коллектив строителей дал слово сдать школу к началу нового учебного года, и П. И. Венно - один из тех, кто слово превращает в дело.

В. Смирнов, столяр Печорского стройучастка
«Ленинская искра»
11 мая 1962 г.

Новое в школе

На первый взгляд в жизни многих школ Печорского района ничего не изменилось. Все так же, как и раньше, звенят переливчатые школьные звонки, все так же по распорядку начинаются и кончаются уроки. Кажется, все то же, но опытный глаз педагога сразу отметит что-то новое. В школе сейчас идет большая перестройка всей учебной работы.

Перед советской школой Коммунистической партией поставлены сейчас новые требования. Будущие строители коммунистического общества уже на школьной скамье должны вооружиться всеми необходимыми знаниями и практическими навыками, а сразу после школы активно включиться в производственную и культурную жизнь общества.

Это требование выдвигает на первый план такие методы и формы учебного процесса, которые могли бы обеспечить развитие самостоятельности, творческой инициативы и активности учащихся. Поиски таких методов уже не первый год ведутся в школах страны. Наибольшего успеха на этом пути добились учителя школ Липецкой области. Их опыт уже два года широко освещается на страницах педагогических газет и журналов. Учителя из разных краев и областей приезжают в Липецкую область опытом, посещают там семинары и научно-практические конференции, изучают и стремятся перенести в свою практику все лучшее из нового метода.

И вот в школах Печорского района сделаны первые шаги по применению метода липецких учителей, сделаны первые выводы о его жизненности, оценены его достоинства.

Такое впечатление было и у тех учителей и директоров школ, для которых в конце апреля были даны открытые уроки по новому методу в Печорской средней школе. В начальных классах уроки вели М. А. Юдина и Н. В. Мурашкина, в старших классах - Н. А. Плешкова и А. И. Афанасьева.

Интересными оказались эти занятия. Здесь не было незанятых и скучающих учеников. Все сорок пять минут весь класс и каждый ученик активно и продуктивно работали над приобретением новых знаний и навыков, они именно "жили" на уроке, проявляя при этом все свои силы и способности.

Не было здесь нудного "опроса на оценку". Уроки начались с общей работы, которая сразу создала деловой настрой и позволила проверить степень подготовленности учеников к уроку. Затем в энергичном темпе чередовались: работа над учебником, выполнение упражнений, творческих заданий, загадки и игры. Очень широко применялись здесь разнообразные виды наглядности.

Сильным ученикам учителя давали дополнительные задания, особое внимание уделяя более слабым школьникам. В конце урока дети сами подвели итоги того, что они узнали за 45 минут, а учительница объявила "поурочные баллы" 6-8 ученикам, которых держала под особым наблюдением.

В отличие от прежней оценки по домашнему заданию, этот балл выводился основе наблюдения за всей работой ученика: за устные ответы, за письменные упражнения и творческую работу на уроке.

По общему мнению всех учителей, присутствующих на занятиях, новая организация и методы работы открывают широкие перспективы для успешной перестройки и совершенствования учебного процесса.

Этот успех - прорыв на самом важном участке школьного фронта, где традиционные формы и методы сковывали творческую инициативу учителя.

Долг каждого учителя - всемерно углублять и расширять этот прорыв, что даст возможность выйти на новые рубежи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

В. Весский, нештатный общественный инспектор Печорского роно
«Ленинская искра»
13 мая 1962 г.

Школа и колхоз

Зеленой полосой по склону оврага протянулась озимь - это школа выращивает для подшефного колхоза им. Суворова семена озимой пшеницы сортов "школьная" и "пшенично-пырейный гибрид".

На большой делянке четкими рядами показались всходы кормовых бобов, на другой - ростки сахарной свеклы. Это ученики выращивают семена кормовых бобов для колхоза им. Мичурина.

Из парников вылезает налитая соком зелень: она просится на поля. Здесь больше ста тысяч корней овощных культур и кормовой брюквы "псковская № 1", из них 50 тысяч корней ранней капусты уже готовы к высадке. Это - богатство для колхоза. И отзывы колхозников о семенах и рассаде, которые ежегодно выращивает для них школа, неизменно хорошие.

Но связь школы с колхозами не ограничивается выращиванием для них рассады и семян. Школа переносит опытническую и практическую работу на семенные участки и поля колхозов. Уже нынче школьники три дня работали на полях колхоза.

Дальше объем работ будет увеличиваться. Две ученических бригады в течение лета будут работать в колхозе им. Суворова на закладке компостов, выращивании кукурузы, сахарной свеклы, овощей и раннего картофеля.

Большой резерв помощи колхозам представляет собою и школьный сад. Здесь проводятся большие работы по размножению ягодных культур, по прививке и выращиванию плодовых деревьев, по акклиматизации южных растений.

Вся деятельность Печорской средней школы как опытническая, так и селекционная, очень полезна и нужна колхозам. Но не менее ценна и полезна она для самой школы: в ней приобретают особый интерес, проверяются и укрепляются знания учащихся по биологии, химии, и физике. Ребята очень охотно работают на своем пришкольном участке, потому что видят образцовый порядок и результаты своих трудов. Участок, созданный их трудом на склонах прежде размытых и разрытых оврагов, теперь привлекает каждого разнообразием проводимых работ и хорошим видом всех растений. Недаром его посещают экскурсии учителей разных районов и студентов Псковского педагогического института.

В. Весский
«Ленинская искра»
18 мая 1962 г.

Вести из дружин

Когда-нибудь сорт вишни "школьная находка", помидоры "школьные" и озимая пшеница "школьная" будут известны не только в Печорском районе. А пока на опытных участках и в лабораториях юные селекционеры Печорской средней школы № 1 ставят опыты. В первом году пионерской двухлетки собрали урожай бобов и донника.

«Псковская правда»
19 мая 1962 г.

Состязались школьники

Закончилось первенство Печорского района среди учащихся школ по волейболу и баскетболу. В финал вышли все четыре команды - юношей и девушек - средней школы № 1. Три коллектива из них стали чемпионами района. Только юные баскетболистки школы-интерната сумели отклонить своих грозных конкуренток на второе место.

Н. Славин
«Молодой ленинец»
19 мая 1962 г.

Необычный выпуск

- Этот выпуск у нас шестнадцатый, - рассказывает директор печорской средней школы № 1 заслуженный учитель школы РСФСР Фёдор Иванович Демидов. - Свыше тысячи человек получили у нас среднее образование. А нынешний выпуск несколько необычный. Три года назад в школе было введено производственное обучение. Ребята ходили на практику в строительный участок, на трикотажную фабрику. И вот теперь вместе с аттестатом зрелости выпускники получат классификационные удостоверения плотников, столяров, штукатуров, каменщиков, маляров и других специальностей.

Экзамены успешно сдают учащиеся двух одиннадцатых классов.

Н. Иванов
«Псковская правда»
12 июня 1962 г.

Время не ждёт

Когда идешь по Вокзальной улице в Печорах, то всегда любуешься стройным четырехэтажным зданием. Это корпус новой средней школы, рассчитанной на 920 учеников.

Общественность Печор внимательно следит за ходом строительства школы. Здесь будут просторные классы, учебные кабинеты, лаборатории, актовый и спортивный залы, столовая и, разумеется, мастерские, где ребята получат технические знания и практические навыки, столь необходимые в жизни.

К чувству понятной радости, однако примешиваются нотки тревоги: сумеют ли строители выполнить в срок сантехнические и отделочные работы, чтобы школа первого сентября гостеприимно распахнула двери своим питомцам? Для такой тревоги есть основания.

Первоначально руководители стройучастка намечали закончить строительство школы в середине августа. В конторе до сих пор стыдливо припрятан кусок полотна с призывом завершить работы к этому сроку. Что же явилось помехой делу, почему в коллективе стройучастка, в частности у его начальника тов. Кустова, нет полной уверенности в сроках завершения работ?

График был сорван еще в начале весны. В марте строители должны были навести кровлю, но из-за отсутствия материалов работа затянулась до июня.

Строительство школы осуществлял СМУ-5 треста "Псковстрой". Заместитель начальника строительно-монтажного управления тов. Гусаров запросил Лядский леспромхоз отгрузить для стройки 120 кубометров деловой древесины. Директор леспромхоза тов. Варенцев охотно наложил резолюцию на документ и с такой же легкостью забыл о ней. В поисках древесины Печорский стройучасток направил своих юнцов в Полну, Середку, Идрицу. Лесоматериалы, наконец, появились на стройке, но много драгоценного времени было упущено. В ожидании леса штукатурку и отделку помещений начали вести не с верхнего этажа, н, наоборот, с нижнего, что отрицательно сказывается на темпах работы.

Начальник стройучастка тов. Кустов не выражает особых опасений по поводу штукатурных работ. По его расчетам, они будут выполнены до 15 июля. Затем группа штукатуров подключится к малярам, которым предстоит довершить отделку здания. Однако состояние трудовой дисциплины вызывает тревогу. Местный комитет профсоюза и бюро партийной организации почти каждую неделю обсуждают на своих заседаниях факты прогулов, пьянства и других проступков. Только за последнее время были наложены административные взыскания на маляров Максимова, Самарина, Никонова, плотника Сивачева, транспортного рабочего Кербе.

Воспитательная работа в коллективе поставлена плохо. Между тем здесь есть замечательные производственники, на примере которых следовало бы учить и воспитывать остальных. Четыре года работает на стройках Александр Печников. Он слесарь и сварщик, настоящий универсал, человек творческих поисков. Хорошо трудятся каменщик Николай Вискарь, плотник Василий Линовский, штукатуры Иван Романов, Николай Фролов и другие. Их опыт, к сожалению, еще не стал достоянием всего коллектива.

Необходимо ускорить сантехнические, монтажные и бетонные работы. Однако СМУ-5, его начальник тов. Синильников не вникают в запросы строителей. На стройке работает бригада монтажников СМУ-3 по установке сантехники. Им предстоит самая сложная задача: обеспечить монтаж отопительных приборов, водопроводной сети и работу канализационного узла. Пар будет поступать по теплотрассе из котельной соседней школы-интерната, где специально оставлено три резервных котла для отопления нового четырёхэтажного здания. Все основное оборудование завезено, но работа идет, как говорится, ни шатко, ни валко.

Бригада состоит из шести человек. Такого количества рабочих явно недостаточно. Требуются дополнительно монтажники, чтобы ускорить темпы работ, а также оперативное руководство со стороны управления.

Стройку финансирует отдел капитального строительства облисполкома. В последнее время, к сожалению, наблюдаются серьезные перебои с финансированием.

Не обеспечивает стройку нужным количеством машин для перевозки песка, гравия и других материалов Печорская автотранспортная контора, где начальником тов. Хлебодаров.

Если до первого сентября школа не будет готова, то занятия в старых зданиях придется вести в три смены. Велика ответственность, которая возложена сейчас на коллектив печорских строителей и на организации, непосредственно осуществляющие руководство этой большой стройкой.

Время не ждет!

П. Костин
«Псковская правда»
16 июля 1962 г.

Подарок учащимся

В центре Печор над кронами зелёных деревьев возвышается белое здание. Это новая строящаяся школа. Сейчас строительство приближается к концу. На всех че-тырёх этажах в основном идут отделочные работы.

Три этажа занимают классы, в которых 1 сентября сядут за парты 920 учащих-ся. На четвёртом этаже - спортивный зал.

На снимке: строительство средней школы в городе Печоры.

Фото А. Компуса
«Ленинская искра»
10 августа 1962 г.

Аврал и график

Около тысячи учеников в Печоpax начнут учебный год в новой школе. Очень красиво выглядит это четырехэтажное здание на углу Школьной и Каштановой улиц.

Тем более обидно, что в новом здании много неполадок н недоделок, которые обнаружила общественная комиссия при Печорском районо.

Внутри школы многие работы выполнены небрежно: края лестничных ступенек отбиты, побелка стен местами испорчена подтеками, паркет в актовом зале уложен неплотно, в потолке спортзала нет выводов для подвески канатов и так далее.

Большинство этих недоделок объясняется тем, что строительство велось не по графику. Чтобы подготовить здание к началу учебного года, пришлось устроить "аврал". А спешка, как известно, хороших результатов не даёт.

В. Весский
«Пскковская правда»
24 августа 1962 г.

Старшеклассники - шефы

Тепло встретили малышей ученики старших классов школы одиннадцатилетки № 1. На торжественной линейке они поздравили первоклассников с новым учебным годом, вручили им букеты живых цветов. Одиннадцатиклассники взяли шефство над малышами.

Такие торжественные встречи стали замечательной традицией. Нынче в школу № 1 пришло 80 первоклассников. У них хорошие шефы. В школе два одиннадцатых класса.

Первый звонок на урок дает отличница Тамара Каратаева. Для нее этот год особенный. Будущей весной оно вместе с другими своими сверстниками получит аттестат зрелости. Тамара помнит, как торжественно провожали выпускников. В этом году 42 одиннадцатиклассника их школы получили вместе с аттестатами зрелости квалификационные удостоверения штукатуров, маляров, вязальщиц и других профессий. Абсолютное большинство выпускников поступило в высшие учебные заведения.

- Знания и труд в будущее ведут, - говорят старшеклассники, принимая новичков в свою дружную школьную семью.

«Псковская правда»
3 сентября 1962 г.

Первенство за школой-интернатом

В течение двух дней боролись за первенство волейболисты и баскетболисты средних школ города Печор. В соревновании по волейболу вне конкуренции оказались юноши и девушки школы-интерната. Успех им сопутствовал и во встречах по баскетболу. Девушки заняли первое место, а юноши - второе. В соревнованиях по играм общекомандное первенство, заняли физкультурники школы-интерната, на втором месте спортсмены средней школы № 1.Третье место за коллективом второй средней школы.

В. Петров
«Ленинская искра»
14 октября 1962 г.

И в комсомол - вместе

Всегда и во всем - вместе! Это правило пионеров 7 "а" класса Печорской шко-лы № 1. Оно родилось не сразу. В прошлом году, когда отряд начал бороться за звание "отряд - спутник семилетки" и многие хорошие дела уже были выполнены, случалось, что на сбор металлолома или макулатуры кто-то из тридцати ребят не приходил. В отрядной самодеятельности мальчики не хотели участвовать. Но разве такие пионерки, как Валя Федяева, Валя Завлекаева да Галя Максимова, отступят от своего? Взялись они за мальчишек и уговорили. Теперь весь класс участвует в са-модеятельности, потому она и стала одной из лучших в школе.

…Как-то незаметно родилась необходимость оставаться в субботний день в школе и обо всем, что было за неделю, рассказывать своему классному руководителю Евгению Павловичу Семенову. В таких разговорах возникает много новых мыслей. Вот началось Всесоюзное соревнование за лучший пионерский отряд страны. Что главное и нем? Прежде всего деловитость и заинтересованность каждого пионера в делах отряда. Так и поняли семиклассники суть соревнования. Теперь каждое звено имеет поручение. Первое - еженедельно выпускает стенную газету, второе - дежурит по самообслуживанию, третье звено готовит и проводит политинформации.

А в субботу семиклассники по-прежнему собираются вместе и с классным руководителем подводят итоги работы. Подготовить себя в комсомол - заветная мечта ребят. И вступить в комсомол семиклассники мечтают тоже вместе, всем отрядом.

Е. Оленина
«Молодой ленинец»
30 октября 1962 г.

Благоустраивается, хорошеет с каждым годом город Печоры. Нынче здесь вы-росло новое многоэтажное здание средней школы.

Фото В. Новикова
«Молодой ленинец»
1 ноября 1962 г.

Хорошая инициатива

На улице Свободы в Печорах идет капитальный ремонт жилого дома. Работы много, да и время торопит - зима близка. Люди трудятся хорошо, стараются всё сделать быстрее… Но всмотритесь в лица тех, кто действует плотницкими инструментами: рабочие совсем молоды. Ученики средней школы № 1 проходят здесь производственную практику. Сейчас они подсобники, но скоро получат разряд, и тогда каждый из них с гордостью назовёт себя строителем.

Побывайте в посёлке Лазарево, где идут строительные работы, или в Паниковичах, где возводится здание семилетней школы, - и там вы увидите ребят из первой школы. Восемьдесят два человека обучаются строительным профессиям, чтобы стать каменщиками, плотниками, штукатурами, станочниками по деревообработке. У ребят, как и у тех, кто приучает их к полезному труду, накоплен некоторый опыт. Производственная практика проводится при Печорском прорабском участке уже третий год. Руководят ею партийные организации строителей и средней школы. Коммунисты этих двух организаций нашли общий язык и взяли дело производственного обучения школьников в свои руки.

Те, кто работает в прорабском участке, встречаются с учителями, рассказывают им, как их воспитанники относятся к труду, что их волнует, насколько увлечены они избранной профессией. Учителя, в свою очередь, посещают строительные пло-щадки.

Недавно коммунисты двух организаций собрались вместе, чтобы детально обсудить вопрос о состоянии и мерах улучшения производственной практики учащихся. Характерно, что на этом собрании, прошедшем весьма активно, было два докладчика: С. Волков - главный инженер прорабского участка и Г. Шегольков - заместитель директора школы.

Содружество двух партийных организаций в таком важном деле, как производственное обучение учащихся, даёт свои результаты. Многие недостатки, имевшие место в прошлом, ликвидированы. Сейчас все ребята инструментом, спецодеждой, необходимой литературой. Повысилось качество теоретического обучения. Производственной практикой руководит А. Виноградов, человек с высшим образованием, хороший специалист, любящий своё дело.

Еще год назад мы были свидетелями первых успехов: семнадцать учащихся, проходивших практику, научились хорошо трудиться, приобрели профессию строителя. Многие из них заслуженно получили за свою прилежность высокую оценку. Анатолию Тумановскому, например, был присвоен третий разряд по столярному делу. Высоким трудолюбием отличились также Зинаида Улле, Николай Пономаренко, Всеволод Скворцов, Николай Никольский и другие.

Не изжиты, правда, и недостатки. Коммунисты школы № 1 и прорабского участка понимают это. Еще нет специального класса по строительному делу, нет достаточного количества и наглядных пособий. Работники прорабского участка не всегда с должным вниманием относятся к организации практики. Общими усилиями решено эти недочеты устранить.

В. Смирнов, инструктор внештатного промышленного отдела Печорского райкома КПСС.
«Псковская правда»
3 ноября 1962 г.

На этом снимке вы видите четырёхэтажное здание одиннадцатилетней школы № 1 в Печорах.

Всё здесь создано для успешной учёбы ребят.

Фото В. Яковлева
«Псковская правда»
13 ноября 1962 г.

Хочу видеть вас красивыми

Комсомол доверил тебе воспитание красногалстучной пионерии, дал тебе имя - старший пионервожатый. Ребята будут произносить его с таким же восторгом, как и имя любимого учителя. Будут. Если в сердце твоем неугасимый пламень поиска, если ты сумеешь даже в самые будничные дела вдохнуть искру романтики и пламень сердца своего сумеешь передать ребятам.

Сегодня мы публикуем странички из дневника старшей пионервожатой Печорской средней школы № 1 Нины Афанасьевой. Нина рассказывает о своих ребятах, их делах, но за каждым эпизодом стоит вожатая, её горячее стремление помочь пионерам воспитать в себе лучшие черты, достойные юной смены строителей коммунизма.

Последнее время я часто слышу слова: отряд должен иметь свое лицо, дружина - тоже. А какое лицо у моих пионеров? Сегодня мы "стартовали". На торжественную линейку выстроились 15 отрядов. Пять из них - "спутники семилетки". Рапортовали о том, что сделали, брали новые обязательства. Но слушая цифры (их я, кажется, заучила наизусть), сколько тонн металлолома, макулатуры собрано, сколько дано концертов, думала я не о ломе, а вот о них, этих вытянувшихся в строгую линейку мальчиках и девочках!

…Тревожные октябрьские дни. По всей стране прокатилась весть: "Героическая Куба в опасности!". Митинги, гневные слова по адресу заокеанских агрессоров и горячая, братская солидарность с далекими кубинскими братьями. Наша школа бурлит. Все жадно ловят последние известия. В коридоре мальчишки скандируют: "Куба - да! Янки - нет!". Собрались группой девочки, они поют "Марш 26 июля".

Но им так хочется по-деловому, по-настоящему помочь Кубе! И вот уже в отрядах рождается мысль: принять самое активное участие в уборке картофеля для отправки на Кубу.

Боевое задание. Его выполнили высоко неся пионерскую честь. В "молниях" и стенгазет этих дней было много радостных сообщении: для Кубы юные ленинцы школы перебрали 15 тонн клубней.

В отряде № 10 (7 "в" класс) произошло ЧП. Люда Р. порвала слова литературного монтажа, которые ей поручили выучить. Очень хочется, чтобы ребята сами дали такую оценку поведению Люды, чтобы она сумела понять спою ошибку...

В десятом отряде десятиклассница Нина Сопотова провела беседу "О долге и чести". Надо было видеть, с каким видом сидела на этой беседе Люда Р. Ребята выступали хорошо, умно. И после беседы Люда Р. написала в отрядном дневнике вот это: "Ира Суслина дала мне слова монтажа, которые я порвала. Сейчас мне очень стыдно. Я подвела ребят, свой отряд. Больше такого не будет".

Да, больше ЧП в отряде № 10 не было.

...Красивое слово не всегда тревожит сердце. Это, наверное, зависит от того, кто говорит и как говорит. В четвертом отряде сами подготовили беседу о сектах как раз накануне религиозного праздника. Много правильных слов было произнесено о том, что нехорошо, не к лицу школьникам-пионерам слушать набожных бабушек своих, а тем более ходить с ними в церковь. Все, казалось, шло в беседе, как по маслу. И вдруг вопрос: "А на праздник опять Вера с Валей пойдут в монастырь святым кланяться?".

Тихо стало в классе. Ведь рядом с Верой и Валей сидели не названные, но тоже поддающиеся бабкиному влиянию девочки и мальчики.

Галстук. Алый галстук! До него в эту напряженную минуту дотронулись ребячьи руки. И звонкий голос Жени Шкворовой выразил общее мнение: "Ни за что больше не переступим порог монастыря!".

Слово своё ребята выполнили.

Я глубоко убеждена, что ни одна беседа или сбор в отрядах не проходят бесследно, если они построены на фактах и примерах, близких мыслям ребят, их стремлениям, если на сборе или в беседе прозвучит глубокая убежденность, страстность.

В четвертом отряде сбор "Так поступают пионеры" готовили все ребята. Люба Колобова, Лида Иванова, Женя и Нина Прокоповы просиживали часами в библиотеке, разыскивая новые и новые материалы, повествующие о героических подвигах пионеров. Конечно, мальчишки и девчонки втайне завидуют Лене Голикову, Володе Дубинину, Коле Звереву, завидуют, что не жили с ними в одно время. Но вот обычный случай. Возвращаясь со стадиона, Нина Черкасова и Женя Шкворова находят ручные часы. Ничего особенного не совершили девочки, просто поступили по-пионерски: потратили несколько дней, но отыскали человека,- потерявшего часы, и вручили ему свою находку.

...Скоро - праздник. Мои ребята приходят в школу как-то по особенному торжественные, подтянутые. У них каждый день столько новостей! Вот и сегодня Наташа Сичкарь из 5 "а" рассказывает о подшефной отряда - Коноваловой, а ребята из 10-го отряда о подшефном пенсионере Смирнове. Рассказывают, а по глазам вижу - хотят спросить о том, что волнует всю дружину: сможет она, дружина, добиться, чтобы ей присвоили имя Героя Советского Союза Клавы Назаровой?

Я вглядываюсь в лица ребят, окруживших меня тесным кольцом. Я всегда хочу вас видеть красивыми, мои ребята, хочу, чтобы вас, шагающих сегодня под знаменем дружины, всегда называли людьми, достойными великого времени. Во имя этого все мои беспокойные будни.

«Молодой ленинец»
20 ноября 1962 г.

Интересная встреча

Вечер. На город опускаются сумерки. Но окна школы продолжают светиться. В актовом зале собрались ученики-старшеклассники и их гости - ударники коммунистического труда Печорской трикотажной фабрики. На предприятии проходят производственную практику учащиеся 9-11 классов. Вечер открыл завуч по производственному обучению Г. И. Щегольков. Он рассказал собравшимся о крепнущей связи школы с производством, о дружбе, установившейся между учениками и рабочими фабрики.

С большим вниманием слушали школьники выступление секретаря комитета ВЛКСМ фабрики С. Соколовой. Это был рассказ о жизни предприятия, о его росте, о людях.

Фабрике уже 17 лет. Когда-то здесь работало всего несколько десятков человек. А сейчас в ее просторных и светлых цехах трудится почти 500 рабочих. Вместо допотопных, маломощных станков - современное полуавтоматическое оборудование. Из месяца в месяц фабрика перевыполняет план. Коллектив уже дважды награждался переходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.

На фабрике широко развернулось движение за коммунистический труд. Не одиночки, а целые бригады вступили в это соревнование. Некоторым бригадам уже присвоено почетное звание. Учащиеся хорошо знают, например, Галю Сидельникову. Совсем недавно она училась в нашей школе, а сейчас руководит бригадой коммунистического труда. В бригаде у нее 12 человек. Многие из них занимаются в вечерней школе рабочей молодежи. Девушки крепко дружат, всегда готовы прийти на помощь друг другу.

Выступил на вечере и представитель автотранспортной конторы С. Макаров. Он обещал помочь нашим автолюбителям и дать им возможность поработать в мастерских.

Под конец все с большим удовольствием посмотрели совместный концерт художественной самодеятельности фабрики и школы, танцевали.

З. Иванова, ученица 10 класса Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
20 декабря 1962 г.