"

Идут каникулы

Весело начались каникулы наших школьников. Сколько радости принесла им пышная нарядная новогодняя елка. Тут был и добродушный Дед Мороз, и нежная Снегурочка, и величавая Зима. Около елки кружились проворные зайчата неуклюжие медведи, хитрые лисы, злые волки.

Начиная с 26 декабря, в спортивном вале школы № 1, просторных классах школ № 2 и № 3 не умолкали детские голоса.


«Печорская правда»
1 января 1961 г.

Школа № 1. Вокруг нарядной ёлки плавно порхают снежинки.

Школа № 1. Ох, и хорош Дед Мороз. Весёлый, добрый. Сейчас он всех наделит подарками.

«Печорская правда»
6 января 1961 г.

Они приобретают специальность

Два года... Срок, кажется, не очень большой, однако много изменений внес он в жизнь школы. 24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР.

Так в строительный участок пришла задорная и весёлая молодёжь. Девчата стали обучаться специальностям штукатуров и маляров, а ребята - каменщиков, печников, столяров и плотников.

Робкими и несмелыми переступили ребята порог мастерских. Внимательно смотрели они на работу мастеров, которые и стали их учителями: "Как все хорошо получается у мастера, и научусь ли я когда-нибудь делать также?" - этот вопрос возникал у ребят неоднократно.

Но вот прошел год обучения. Пропала робость, более уверенно стали держать в руках инструмент, кое-что можно сделать и собственными руками, да и мастер начинает давать работу посложнее. Оказывается, труд на производстве не отражается на учебе. Его можно совмещать. Так с первых дней своей практической работы на производстве хорошо зарекомендовали себя ученики 10 класса Алексей Терешихин, Николай Никольский, Анатолий Тумановский, Всеволод Скворцов. Они хорошо учатся, показывают пример на работе.

Скоро, совсем скоро эти ребята вместе с аттестатом зрелости получат аттестат рабочего специалиста, с которым смело можно вступать в большую и кипучую жизнь.

В. Смирнов, рабкор
«Печорская правда»
20 января 1961 г.

На уроке домоводства

При средней школе № 1 создан межшкольный кабинет домоводства. Он оборудован в новом помещении по проспекту Свободы. В просторном светлом классе ежедневно занимаются ученицы пятых-шестых классов школ города.

Вот что рассказала в перерыве между занятиями преподаватель Надежда Илларионовна Рыжук:

- Домоводством девочки занимаются охотно. Они учатся шить, кроить. В кабинете есть швейные машины. Многие из моих учениц уже научились хорошо работать на них. Вскоре мы начинаем занятия по кулинарии. Всем классом будем готовить различные блюда, учиться сервировать стол. Этих занятий девочки ждут с нетерпением.

На снимке: учительница Н.И. Рыжук объясняет задание пятиклассницам Музе Сазоновой, Свете Воробьёвой и Жене Васильевой.

Фото В. Полянского
«Печорская правда»
5 февраля 1961 г.

Это прекрасная традиция, и её надо сохранить

Все мы любим свою школу, и даже тогда, когда расстаемся с него, часто вспоминаем о проведенных в ней годах. С какой теплотой и благодарностью вспоминаем и об учителях. Порой мы недооценивали их, считали слишком требовательными. А теперь, когда вступили на самостоятельную дорогу, поняли, что все учителя хотели нам добра, что их требовательность была нам только на пользу.

Сотни юношей и девушек вышли из стен нашей школы. Многие уже работают, многие продолжают учиться. И каждый из нас с благодарностью думает о требовательных, но справедливых преподавательницах математики М. А. Александровой и О. В. Бардиной, пенсионерах О. С. Масленниковой, С. В. Розенберге, о бывшей заведующей учебной частью М. Ф. Ясновой... Мария Федоровна! Ведь она была для нас самым внимательным, самым отзывчивым другом!

Марию Федоровну Яснову вспоминают с благодарностью очень многие. Вот хотя бы несколько слов из письма бывшего ее ученика, ныне летчика Бронислава Бабкина: "Передай, пожалуйста, всем привет, и особенно Марии Федоровне Ясновой и Ольге Сергеевне Масленниковой. Ведь большую долю вложили они в мое настоящее, в то, кем я есть сейчас".

Обо всем этом хотелось вновь вспомнить на традиционном вечере с выпускниками средней школы № 1. Ho К великому нашему огорчению эта прекрасная традиция стала забываться. А что это так, говорят такие факты. Никто точно не знал, когда состоится вечер - 2, 3 или 4 февраля. А как хотелось всем побывать на ней. Вот, например, что пишет выпускница Ангелина Светлова своей сестре: "Машенька, очень хочу попасть в школу на вечер встречи. Узнай, когда он будет, и сообщи мне. Я обязательно приеду. У меня уже один день заработан."... Но Маша не могла назвать сестре точную дату этого вечера. Предполагалось, что он будет 4 февраля, а состоялся 3. Она и сама не попала на него.

Хотелось бы пожелать серьезнее относиться к организации вечеров встречи выпускников школы. А для этого нужно узнать адреса бывших выпускников и заранее их извещать о дне встречи. Также надо приглашать тех учителей, которое сейчас находятся на пенсии или куда-нибудь уехали из города. Пусть даже кто и не сможет приехать на вечер, зато сколько радости испытают они, когда получат приглашение.

Э. Крузе
«Печорская правда»
8 февраля 1961 г.

Семья и школа

Необычно выглядел в этот вечер 6 "в" класс. За его партами, в неудобных позах (ничего не поделаешь, немного переросли!), разместились люди средних, а некоторые и преклонных лет. Кто они? Зачем собрались сюда?

Как и во всех школах страны, в средней школе № 1 еще в начале учебного года был избран родительский комитет и его президиум. В него вошли папы, мамы, дедушки и бабушки школьников: пенсионеры, рабочие и служащие, домохозяйки. Под руководством президиума, возглавляемого. Алексеем Трифоновичем Ординовым, родительский комитет выполняет большую работу.

...Ученик б "в" класса Сергей Сарапов с первых же дней учебного года стал получать двойки, пропускать занятия. Президиум комитета забил тревогу. Пошли к нему на дом. Выяснилось, что у мальчика нет отца, живет далеко от школы, куда не ходят ни автобусы, ни другой транспорт. А в это время мать подала заявление об оказании помощи в приобретении верхней одежды. Решили удовлетворить просьбу матери, поговорили с мальчиком.

Но дело не изменилось. Сережа Сарапов по-прежнему уходит с уроков, а иногда и совсем не приходит в школу. Что делать?

А вот ученик 5 класса Виктор Ольховиков. Ему уже 13 лет. Но он плохо учится, шалит на уроках. Сколько ходили к нему домой, вызывали родителей в школу. Не помогло.

В пятом классе второй год учится Георгий Васильев. И все же в его дневнике двойки - частые оценки. Не отличается он и хорошим поведением, без уважительных причин зачастую не ходит в школу. Королев, Ракитин, Раевский. Все эти ученики являются предметом огорчений и заботы школы, родительского комитета.

Вот почему снова собрался президиум. На это заседание приглашены классные руководители, родители отстающих учеников.

Начинается большой и волнующий разговор. Отец Виктора Ольховикова работает строителем. Он производит очень хорошее впечатление. Этот человек искрение хочет добра сыну. Хорошая, работящая, но слабая здоровьем и мать у Виктора.

На заседание приглашается и сам Виктор. Сколько хороших взволнованных слов услышал он. Стоит паренек, опустив голову. Смущается. И видно, что искренне раскаивается в своих поступках. Дал крепкое слово изменить свое поведение.

- Мы верим тебе. Виктор. Но все же будем пристально следить за тобой, - сказали ему собравшиеся.

Начинается беседа с матерью Раевского. Тут уж дело другое. Эта женщина, как видно, не хочет добра сыну. Она с недоверием относится к каждому слову воспитателя, председателя президиума комитета и старается во всем оправдать свое сокровище.

Плохо, когда родители не поддерживают школу, общественность, не видят, что их дети избрали ложный путь. К таким, пожалуй, придется применять более строгие меры.

А есть и такие родители, которые на словах готовы сделать все, что им советуют. Но на деле? Вот, например, Георгий Васильев. Ведь это способный мальчик и мог бы он учиться прилежно. Но катанке на коньках, самосвалах - важнее уроков. Жора сегодня пропустил занятия, вчера, очевидно, пропустит завтра. А где родители? Знают ли они о поведении Жоры? Знают. К ним домой часто приходят члены родительского комитета, их самих чуть ли не каждый день вызывают в школу. И все же эти меры не помогают.

Тов. Васильев, ведь на вашего сына столько тратят времени люди, которые сами работают, так же устают, как и вы. Почему же вы не хотите пожертвовать на воспитание сына 2-3 часа в день? Почему вы перекладываете это на чужие плечи? - такие неприятные слова пришлось выслушать на заседании В. В. Васильеву.

Почти десять часов вечера. А еще надо решить, как посту пить с Сережей Сараповым, разобрать несколько заявлений,

И вот президиум решает - предоставить Сарапову место в школьном ин-тернате, взять шефства над мальчиком. Из трех заявлений об оказании помощи ни на одно не было дано отрицательного ответа.

Это только частичка, отдельный эпизод из большой и многогранной работы президиума родительского комитета. Много сил и времени отдают воспитанию молодого поколения учителя. Большую помощь им в этом оказывают тт. Ординов, Андреева, Иванова, Березовская, Лешкин и многие другие. И мы, родители, должны быть им благодарны за это.

М. Букина
«Печорская правда»
10 февраля 1961 г.

Крепить связь школы с семьёй

На одном из заседаний президиума родительского комитета было решено созвать общее собрание родителей учащихся средней школы № 1. И вот в прошлое воскресенье к 13 часам зрительный зал Дома культуры начал заполняться родителями. Сначала шли робко, по одиночке, но вот в зале становится все больше и больше народу.

Собрание начинается. Его открывает председатель президиума родительского комитета А. Т. Ординов. Из состава учителей и родителей избирается президиум собрания. Слово для доклада об итогах первого полугодия и задачах на новое полугодие предоставляется завучу И. П. Вилюжанину. Сначала он вкратце познакомил собравшихся с результатами работы школы в прошлом учебном году. Из 807 учащихся тогда было неуспевающих 33. Что составляло немногим более 4 процентов.

В этом году в школе 819 учащихся. Итоги первого полугодия показали, что в первых классах, 5-а, 9-а - полная успеваемость. Однако общие результаты хуже прошлогодних. Во второй четверти неуспевающих было 64 ученика, причем многие из них имели плохие оценки по нескольким предметам. К ним относятся ученики 6 класса Туманов, Одноколкин, 8 класса - Раевский, 5 класса - Анушкин, Удалов, Васильев и другие. Сейчас самое ответственное время в учебе, и если оно будет упущено, на второй год останутся все неуспевающие, так как уже не будет времени восполнить пробелы в их знаниях.

- В школе имеются все возможности для более плодотворной работы, - продолжает докладчик. - Она полностью укомплектована кадрами знающих, опытных учителей, оборудованы производственные мастерские, создан класс по домоводству.

Многие старшеклассники успешно проходят производственную практику, а некоторые из них уже получили первую зарплату. И всё же у нас нет основания для благодушия. 64 кандидата во второгодники вызывают большую тревогу у учителей, общественности. Но родители этих учеников, к сожалению, занимают странную позицию невмешательства. Несмотря на усилия школы и родительского комитета создать с ним тесный контакт, найти общий язык, ничего не получается. Эти родители: Удаловы, Раевские, Васильевы, Ольховиковы и многие другие даже не находят нужным придти в школу, когда их вызывают.

Далее докладчик говорит об ответственности семьи за воспитание детей, за их учебу, поведение.

- Прежде всего детям должны быть созданы нормальные условия для учебы, - говорит он. - У школьника должен быть свой уголок, он не должен испытывать нужды в тетрадях, школьных принадлежностях.

Затем тов. Вилюжанин зачитал памятку для родителей, которая была положена в основу решения собрания.

Об ответственности родителей за воспитание детей сделала доклад судья С. П. Тимофеева.

После докладов выступили в прениях родители. Первым взял слово тов. Чертин. Он говорил о том, что среди школьников еще плохо развито чувство товарищества, что вместо того, чтобы помочь товарищу, они часто поднимают друг друга на смех. Это говорит ещё о недостаточной воспитательной работе в школе, о слабой работе пионерской и комсомольской организаций.

Тов. Абрамова говорила о необходимости воспитывать у ребят любовь к труду, к учёбе с первого же класса. Надо им внушить с первых же дней учебы, что выполнение домашних заданий должно бить законом. Она также поделилась опытом воспитания своих детей.

После собрания состоялся интересный концерт художественной самодеятельности Дома пионеров.

«Печорская правда»
15 февраля 1961 г.

В честь Дня Советской Армии

22 февраля. 7 часов вечера. Гостеприимно открываются двери Дома культуры, и его просторное помещение быстро заполняется шумной нарядной детворой. Это собрались сюда лучшие пионеры школ города на костер, посвященный 43-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского Флота. Раздаются призывные звуки горна, и ребята, построившись парами, входят в зрительный зал. А там их уже ждал костер.

Пионеры выстраиваются на торжественную линейку. Председатели школьных дружин рапортуют: "Все в сборе, дружины к проведению костра готовы". Под звуки горна вносится знамя.

- А сейчас мы примем в пионеры октябрят, - произносит председатель совета юных пионеров М. Н. Пименова.

Торжественно заучат слова обещания юного ленинца. Пионеры повязывают младшим товарищам галстуки. Старшая пионервожатая сводной дружины и секретарь райкома ВЛКСМ поздравляют мальчиков и девочек с вступлением в пионеры, желают им хорошо учиться, с честью носить пионерский галстук. Но вот и эта церемония окончена.

- Костровые, зажечь костер, - раздается команда. В зале гаснет свет, а на полу "запылал" костёр. Ребята садятся вокруг него. Под высокие своды взметнулась, понеслась звонкая пионерская песня "Взвейтесь кострами, синие ночи".

- А сейчас, дети, выступит с воспоминаниями участник партизанского отряда в Псковской области во время Великой Отечественной войны заслуженный учи-тель РСФСР Василий Николаевич Петровский, - объявляет старшая пионервожатая.

Василий Николаевич вкратце рассказал пионерам историю рождения Советской Армии, о ее героическом пути. Особенно внимательно слушали ребята, когда рассказ зашел об отдельных эпизодах партизанской борьбы.

Но вот слово предоставляется бывшей партизанской разведчице Антонине Николаевне Калашниковой. Сколько захватывающих эпизодов из своей, полной опасностей и риска партизанской жизни поведала она юным слушателям. Горячо аплодировали ребята бывшим партизанам, а затем произвели их в почетные пионеры. На груди Василия Николаевича и Антонины Николаевны заалели пионерские галстуки. И трудно сказать, кто больше был взволнован: те, кто повязывал эти галстуки, или те, кому их повязали.

Этот волнующий вечер закончился большим и интересным концертом детской художественной самодеятельности. Пионеры школы-интерната, школ №№ 1, 2 и 3 показали искусство в пении, художественном чтении, плясках. В стихах, песнях они прославляли нашу могучую, непобедимую армию, воинов-героев.

М. Александрова
«Печорская правда»
26 февраля 1961 г.

Литературное творчество школьников

Кружок литературного творчества в Печорской средней школе № 1 выпустил к весенним каникулам второй бюллетень на материале литературных опытов членов кружка. В отличие от первого бюллетеня, заполненного стихами, в этом преобладает проза: зарисовки школьной жизни, фельетоны, рассказы. Это расширение жанров и переход к прозе нужно отметить как признак роста кружка.

Положительным являйся и то, что творчество учащий направлено на темы, волнующие школьную и общественную жизнь. Фельетон Сопотовой "Гадальщицы" высмеивает суеверия; в фельетоне Семеновой "Тень у горки" обличаются плохие товарищи.

А мы сумеем дружно жить
И любим зимний спорт.
А кто захочет вам вредить,
Найдет у вас отпор.
И подозрительную тень
Мы взяли "в оборот":
Она на следующий день
Вредить нам не придет.

Басня Верхоустинского - "Лев в классе" направлена против задир и забияк, а басня Укатова "Лиса-птичница" - против злоупотреблений на колхозных фермах.

Горячо откликаются ребята на общественно-политические события. Например, в стихотворении Укатова "Воздушный пират" резко осуждается бандитское нападение французского лётчика на самолёт, на борту которого тов. Брежнев летел в Марокко. В стихотворениях Верхоустинского и Укатова "Безнаказанный убийца" выражено горячее возмущение новым назначением в ФРГ фашистского генерала Ферча, злодеяния которого в годы Великой Отечественной войны хорошо помнят жители Псковской области.

В стихотворении воспитанницы детского дома Ивановой "Россия" выражается чувство гордости за свою Родину.

В другом стихотворении она обращается к товарищам:

Держитесь, крепитесь, смотрите вперед!
Мужайтесь на подвиги жизни!
Нас Партия наша на подвиг зовет -
Шагайте за ней к коммунизму!

В прозаической форме заслуживает внимания рассказ Плешатовой "Тюхин камень". В основу его положена народная легенда, сюжет коллективно разрабатывался в кружке, затем над ним работали отдельные кружковцы. Лучшей была признана разработка Плешатовой.

Работа в кружке ведется по широкому плану, обеспечивающему каждому члену кружка возможность активного участия в ней. Помимо творческой работы, члены кружка собирают местный фольклор, особенности Псковского говора, понравившиеся изречения и выражения из прочитанных книг. Все кружковцы принимали участие в словарной работе и изучении романа Л. Н. Толстого "Война и мир". Эта работа повышает чувство языка, воспитывает сознательную любовь к нему.

На заседаниях кружка проводятся беседы о теории и технике литературного творчества, обсуждаются факты из жизни школы и города, разрабатываются сюжеты, подвергаются товарищеской критике работы начинающих авторов.

В. Федосеев
«Печорская правда»
31 марта 1961 г.

Стрелковые соревнования

26 марта закончились районные соревнования по стрельбе из малокалиберной винтовки, продолжавшиеся два дня. 45 участников представляли 9 команд. Они соревновались в меткости ведения огня. Каждый из участников стрелял трижды: стоя, с колена и лежа.

Наилучших показателей добились стрелки ДСО "Динамо". На втором месте коллектив медиков, на третьем - спортсмены средней школы № 1.

Высоких результатов добился А. Дмитриев. Он набрал 235 очков из 300 возможных. Вторым был И. Воробьев. У него 224 очка. На третьем месте с 223 очками Б. Юзвик.

З. Василькова, и. о. председателя РК ДОСААФ
«Печорская правда»
2 апреля 1961 г.

Детский утренник

В пятницу в Доме культуры состоялся детский утренник. Перед ребятами выступили передовики производства промышленных предприятий. Галина Панова, работница трикотажной фабрики, рассказала, как трудятся люди на их фабрике, борясь за достойную встречу XXII съезда партии, как она получила звание ударника коммунистического труда.

С большим вниманием прослушали школьники выступление Александры Кукк. А Саше есть, что рассказать. В 1957 году, после окончания семилетки, она поступила в комбинат бытового обслуживания уборщицей. Потом освоила специальность швеи-мотористки, поступила в школу рабочей молодежи, была принята в ряды Ленинского комсомола. В этом году Сашу избрали депутатом городского Совета.

- Для вас, ребята, - сказала Саша, - сейчас все дороги открыты. Учитесь, учитесь так, чтобы потом не было стыдно самим за себя.

На этом утреннике ребята с удовольствием посмотрели спектакль кукольного театра "Заяц-победитель", разучивали пионерские песни, играли, танцевали.

«Печорская правда»
5 апреля 1961 г.

Школьный литературный кружок

В средней школе № 1 создан литературный кружок. И надо сказать, что ре-бята в нем работают охотно. Участники кружка изучают литературу, сами зани-маются творчеством. Но помимо всего этого организовывают интересные литера-турные вечера.

В этом учебном году состоялось два таких вечера. Один был посвящен А. П. Чехову, а второй, в марте, - А. М. Горькому.

Член литературного кружка Томчак рассказал о жизни и творчестве Горько-го, а затем ребята показали первое действие пьесы "Враги". По тому, как хорошо исполнили роли Зоя Бельская, Галя Герасимова, Коля Верхоустинский, Георгий Быстров, можно судить, что участники кружка добросовестно поработали над постановкой. С нею они выступили и на родительском лектории в Доме пионе-ров.

А. Трушина
«Печорская правда»
7 апреля 1961 г.

Детское творчество

"Золотые руки у наших ребят, если ими руководит любящий свое дело педагог!" - такую запись после посещения выставки ученических работ в Печорской средней школе оставил в книге отзывов учитель Рагозинской школы Н. Репухов.

Действительно, выставка оставляет отрадное впечатление: она убедительно показывает любовь детей к труду, их творческие способности и приобретенные в школе навыки.

Вот работы начальных классов. Очень забавны игрушки из сосновых шишек и спичек, сделанные учеником 1 класса Ваней Цыцаревым. Хороши вышивки, рисунки, чертежи, коробочки с цветным орнаментом - подарки мамам к 8 Марта.

Группа продленного дня дала много лепных работ из пластилина по мотивам басен Крылова и народных сказок. Лепная группа "Волк и журавль", представленная в 8 разных вариантах, - настоящее богатство детской фантазии! Большое внимание посетителей (судя по отзывам) привлекла большая коллективная иллюстрация "Тундра" и лист с фотографиями (видами города Печор) - работа ученика 3 класса Губернаторова.

Работы учащихся средних и старших классов выполнены в школьных мастерских или на занятиях кружков под руководством учителей В. А. Гаврилова, Г. П. Смертина, Б. А. Серебрякова, Н. Е. Кружкова.

Вот орудие для работы детей в огороде и саду: лопаты, грабли, мотыги, совки, аккуратно сделанные из железа и дерева учениками 5-6 классов.

Очень разнообразны работы мастерской по дереву: рубанки, скалки, вазы, топорища и т. п. Особенно искусны изделия из фанеры: аптечка, настольная лампа, письменный прибор. Они вызывают восхищение искусством выпиливания и выжигания и самой конструкцией. И уже настоящее мастерство показывают работы учеников 9 класса - воспитанников детского дома: шкафик под радио Лени Бобрикова и тумбочка Васи Сидоренко и Славы Федорова.

Много интересного дала мастерская по металлу: болты и лерки, ременные и зубчатые передачи, винтовые, червячные и реверсные механизмы, кронциркули и нутромеры. Эти изделия учеников 7-8 классов поражают точностью выполнения и чистотой отделки. К некоторым из них приложены чертежи - наглядное свидетельство увязки теории с практикой.

Физический кружок изготовил приборы для изучения магнитного и теплового действия тока и взаимодействия токов, а также ламповый реостат и электролизер. Бюллетень этого кружка показывает, что ребята внимательно следят за последними достижениями советской науки в области физики и техники.

Видное место на выставке занимают швейные изделия и трикотаж. Эти вещи сделаны ученицами в кружке домоводства в детдоме или на фабрике в процессе производственной практики. Все они выполнены старательно и со вкусом - так отзываются посетители.

Наша средняя школа имеет бесспорные успехи в деле производственного обучения. На выставке показано далеко не всё, что делается учениками. Учителя Волышевской средней школы, Порховского района; приезжавшие в порядке обмена опытом, оставили в книге отзывов такую запись:

"В целом замечательное впечатление осталось и от выставки, и от крольчатника, и от учебно-опытного участка". Это - беспристрастная, правильная оценка. Но правильна и другая мысль, записанная при осмотре выставки председателем райисполкома тов. Филипповым: "Вы берете то, что дают одаренные или очень трудолюбивые. Ищите одаренных учеников. Их в школе много..."

Да, выставка обязывает ко многому: сделать еще больше и лучше. Пусть лучше талантливые ученики продумают новую пословицу, рожденную нашей, советской действительностью: "Передовик не тот, кто товарищей обогнал, а тот, кто вперед идет и товарищей за собой ведет".

В. Весский
«Печорская правда»
9 апреля 1961 г.

После звонка

Тот, кто побывал на недавно организованной в средней школе № 1 выставке детского творчества, наверное, обратил внимание на красиво выполненную экспозицию "Тундра". Сделана она руками юных умельцев. Собираясь после занятий в комнате продленного дня, младшеклассники знакомились по книгам и иллюстрациям с жизнью жителей Севера, их бытом, природой сурового края. И вот, когда в сознании малышей запечатлелась картина будущей экспозиции, они принялись за дело. На небольшом листе фанеры появились вылепленные из пластилина юрта, фигуры людей, животных. Всю свою детскую фантазию и умение вложили ребята в эту работу. Вот почему она заслужила у посетителей выставки высокую похвалу.

Комната продленного дня организована в школе в начале нынешнего года. Сейчас для многих она стала вторым домом. Ученики привыкли к установленному распорядку и охотно его выполняют.

- Сразу после занятий, - рассказывает воспитательница Нина Ивановна Красноумова, - ребята садятся обедать. Затем наступает час игр, потом прогулка на свежем воздухе. С трех часов дня и до пяти все садятся за подготовку домашних заданий.

В этом режиме всё учтено: разумное чередование отдыха, умственного и физического труда. Школьники учатся лепке из пластилина, занимаются физкультурой, рисуют, разучивают танцевальные номера. Но самым ответственным моментом является время приготовления домашних заданий. Тогда здесь царит тишина. Воспитательница, когда у кого-либо возникают затруднения, приходит на помощь ребятам. Помогают они и сами друг другу. Юра Печников, Миша Пантелеев, Рита Алексеева, Наташа Дробот совсем недавно пришли в группу продленного дня. А результаты уже налицо: они стали прилежнее в учебе, старательнее в труде. А вот другой пример: Саша Серебряков раньше был одним из "трудных" мальчиков. Сейчас этого о нем уже не скажешь. Вместе со своими сверстниками Саша готовит домашние задания, участвует в общественно полезном труде. И таких примеров можно привести много.

В группе занимается 35 учеников 1-4 классов. Все они разделены на две бригады и 6 звеньев, каждое звено в течение трех дней поочередно дежурит в столовой, групповой комнате и умывальнике. Малыши сами накрывают на стол, обслуживают своих товарищей во время обеда, следят за чистотой и порядком в помещении, убирают его. То есть, вся группа находится полностью на самообслуживании.

Интересно и содержательно проходит досуг школьников. Часто они устраивают громкие читки книг, делятся своими впечатлениями о прочитанном, кол-лективно обсуждают материалы, публикуемые в газете "Пионерская правда". С ребятами проводятся беседы на такие темы, как "Минута - год бережет", "О красоте человека", "Как надо вести себя", "Умей читать книгу". Еженедельно, по субботам, здесь демонстрируются кинофильмы. Воспитательница Н. И. Красноумова приучает младшеклассников к соблюдению правил гигиены труда и быта, помогает им получить простейшие навыки в труде.

- Иной раз трудно даже отделить знания, полученные учениками в классе и во время занятий в группе, - вот что значит умело организовать досуг ребят, - говорят педагоги школы.

На недавно состоявшемся педсовете школы был отмечен положительный опыт работы группы продленного дня. В этом немалая заслуга воспитательницы Н. И. Красноумовой.

В. Иванов
«Печорская правда»
12 апреля 1961 г.

Ловкачи

Ловкие пошли ребятишки в средней школе № 1. В толкучке во время перемены они подсовывали продавщице буфета старую разменную монету, выдавая ее за новую.

Целый месяц торговала буфетчица ничего не подозревая. А когда пришло время подводить итог месячной работы, оказалось, что в кассе не достает 30 рублей. Как раз такое количество денег подсунули Е. П. Новиковой в старой разменной монете.

То-то ребятишкам смех. А Е. П. Новиковой - горе. Пришлось ей в кассу положить деньги - всю свою зарплату.

Вот так-то!

А. Тихонов
«Печорская правда»
16 апреля 1961 г.

Счастливое детство

Весело и интересно проводят школьники свой досуг в группе продлённого дня при средней школе № 1. Посмотрите, как оживлённо обсуждают они результаты своего труда. Ребята закончили экспозицию "Тундра" и сейчас любуются делом своих рук.

Фото В. Полянского
«Печорская правда»
21 апреля 1961 г.

Четвёртая, решающая

Учебно-воспитательная работа в каждой учебной четверти характеризуется некоторыми особенностями. Своеобразие последней, четвертой четверти заключается в том, что именно в это время завершается изучение программного материала и одновременно идет повторение и систематизация всего ранее пройденного.

Наша школа переведена на одиннадцатилетний срок обучения, поэтому нынче впервые десятиклассники не будут сдавать государственные экзамены на аттестат зрелости. Экзамены сдают только семиклассники. Большое внимание по-вторению материала уделяют в этих классах учителя русского языка и литературы Г. Чернова, Л. Берников. Они сочетают различные виды разборов предложений (синтаксический, морфологический, фонетический). При этом, особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Они пишут изложения и сочинения творческого характера. В таких письменных работах одновременно проверяется знание ребят и их умение связно излагать свои мысли. В таком же направлении строят свои уроки и преподаватели других дисциплин, по которым семиклассникам вскоре предстоит сдавать экзамены.

Несколько слов о наших старшеклассниках. У них сейчас тоже напряженная пора. Ребята стараются с лучшими успехами закончить учебный год. Добиться этого - не значит просто получить хорошие отметки по учебным дисциплинам, но и суметь применить свои знания на практике, показать, чему научился в школе за десять лет. Это проверяется только в труде. Один экзамен на аттестат трудовой зрелости, если можно так выразиться, десятиклассники сдали еще в декабре прошлого года. Дело в том, что с прошлого учебного года они специализировались по различным профессиям на предприятиях города. Многие из будущих выпускников приобрели профессии каменщиков, штукатуров, маляров, столяров. Девушки проходили специализацию в цехах Печорской трикотажной фабрики. Они также получили рабочие квалификации. Чувствуется, что все, кто поработал на производстве, приобрел интерес к труду, по-настоящему полюбил его. И это нас, педагогов, очень радует.

До 28 мая ученики 9-10-х классов будут заниматься в школе, а затем в течение месяца ежедневно работать самостоятельно на предприятиях. Знания, полученные в классе, помогут им совершенствовать свои трудовые навыки, глубже вникать в "секреты" своей профессии.

Итак, до конца учебного года, осталось совсем немного. Это решающие дни. Вот почему и учителя и родители должны следить за тем, чтобы каждый учащийся строго соблюдал режим дня, правильно использовал свое свободное время. Только при таком контроле со стороны учителей и родительской общественности будет обеспечен успех занятий школьников в последней четверти учебного года.

И. Вилюжанин, завуч Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
26 апреля 1961 г.

Не забудем героев

Я не видел войны, потому что родился в тот год, когда захватчики были разбиты на голову. О ней могу судить только по книгам и кинофильмам да по рассказам старших. Но и этого достаточно, чтобы иметь представление. Война принесла много несчастий всем народам.

Установился мир на земле. Как хорошо стало жить. У нас счастливая юность. Я учусь в восьмом классе. Есть все условия для того, чтобы учиться, а потом выбрать дальнейшую дорогу в жизни.

Мы никогда не забудем тех, кто завоевал для нас это счастье. И пусть империалисты не надеются, что удастся развязать новую войну. Народы мира не позволят им этого.

В. Шкворов, учащийся средней школы № 1, комсомолец
«Печорская правда»
9 мая 1961 г.

Тюхин камень

Рассказ

"Чайка крыльями машет,
За собой нас зовет,
Пионеры - друзья и товарищи наши
Отправляются в дальний поход".

Задорная походная песня то высоко взвивается к вечернему небу, сливаясь с многоголосой трелью жаворонков, та вольно и широко расстилается над стеклянным покоем луговой речки. С ней шагает по берегу пионерский отряд.

Молодое, здоровье, смелое племя! Сколько силы и энергии в этих загорело-чумазых мальчишках и девчонках, сколько доброжелательности и уверенности в своих силах светится на их веселых лицах!

"Никакие преграды не страшны на пути!
Если дождик пройдет,
Мы и дождику рады.
Если ветер - нам легче идти!"

- Ура! Пришли! Вот оно - это местечко! - закричал светлоголовый мальчу-ган, указывая на широкую полянку на самом берегу реки.

- Смотри, братва, как по заказу: вон даже вышки для прыжков в воду.

- Да... Вот так камнище! И откуда такой взялся?

- Смотри: с берега над самой глубью навис. Как нарочно для прыжков!

Ребята быстро поснимали рюкзаки, стянули с плеч потемневшие от пота рубашки. Как приятно искупаться после работы на поле, где они помогали колхозникам убирать сено! И скоро молчаливая река огласилась веселым смехом и визгом. На высокий камень то и дело взлетали маленькие тонкие фигурки, на секунду мелькали в воздухе и погружались в прохладную воду, кипевшую от ударов быстрых детских рук и ног. Солнце уже склонялось к горизонту. От высокого берега и камня, от прибрежных кустов на воду ложились тени. И никто из ребят не заметил, как от кустов отделилась рослая человеческая фигура. Был это старик, с пышной седой бородой и суковатой палкой в руках. На голове, несмотря, на жару, теплая меховая шапка.

Подойдя к месту, где остановились ребята, он сказал:

- Ну, орлы! Отчаянно вы купаетесь: прямо с камня - вниз головой... И не страшно?

- Что вы, дедушка! Дно такое хорошее и вода теплая. Чего бояться.

- Гм... Да... А вот мы здесь никогда не купались. Даже вечерами обходили это место, камень-то этот Тюхиным называется.

- Тюхиным? За что его так назвали? Расскажи, дедушка!

- Это длинная история. Садитесь, расскажу.

Все уселись вокруг догоравшею костра.

- Давно это было. Тогда я был таким же вот пацаном, как и вы. Был у нас в деревне пастушонок. Тюхой звали. Хороший, работящий, коров хорошо пас. Да вот беда с ним стряслась... Как-то вечером не пригнался вовремя. Уж и солнце за лес, хозяйки собрались на улице, за околицу вышли - нет как нет!

А был у нас в деревне богатей Чума. Прозвище ему такое было - не любили его. Не вытерпел Чума, кликнул своего сына:

"Ну-ка, Берендий, садись на коня да слетай в лес. Что там? Пригони скот и с пастухом..."

Вскочил Берендий на коня и помчался. Через час времени вернулся, рассказал:

"- Подъезжаю, - говорит, - смотрю: коровы все сбились в кучу, головами в одну сторону - к лесу. Я в лес. Примечаю: кровь на траве. Лошадь захрапела. А в кустах - грызня, ворчанье. Подстегнул лошадь, влетел в кусты, волк в сторону: наверное, уж сыт был. Гляжу: овца лежит, наша, уже половина осталась А за кустом пастушок. Заробел видно…" Пригнал его Берендий в деревню. И стадо за ними пришло. Совсем уже стемнело, а на улице шум стоит. И пуще всех шумит Чума. Схватил он бедного Тюху, повалил и приказал сыну держать. Бабы пробовали заступиться за мальчонку, да где тут! Он и на них с арапником: "Не ваш убыток - не ваше дело!" Чуть не забил мальчонку арапником до смерти. Вырвался он и прямо сюда, к реке, в кусты. Ну, разошелся народ, разобрали скот, утихло всё... Да ненадолго. Заполночь все проснулись от сильного крика:

"- Пожар! Караул! Помогите!" Повыскочили из домов. Глядим: у Чумы дом весь огнем, охвачен. Сами выскочили, а спасти ничего не успели. И занялся он со двора, от огороду. Ну, ясное дело: поджог! На Чуму досмотреть страшно: черные брови сошлись, глаза кровью налились. Кричит: "Тюхино это дело! Найди его, Берендий!.." А Берендий прямо к реке - вот в эти кусты. Мальчонка-то глупый, не успел убежать, аль забылся. Тащит его Берендий одной рукой, а в другой - банка с керосином. Тоже в кустах нашел - явное доказательство. Чума даже навстречу бросился, банку схватил - на мальчишку остатки вылил:

"- Давай спички - кричит Берендию. Берендий заколебался. А старик озверел, схватил парнишку в руки; в огонь тащит. Бросились отнимать. Вспыхнула на Тюхе рубаха, вырвался он - и бежать! Бежит, а огонь все выше поднимается, как огненный столб!..

Вот по этой самой тропке, на камень... Взметнулось пламя над водой... что-то крикнул он - и все погасло.

С того времени и говорят у нас: Тюхин камень...

Старик замолчал. Уже стемнело. На небе загорелась первая яркая звездочка - предвестник ночи. Она помигала и снова спряталась за светло серое облачко. На полянке тихо догорал костер, и красные отблески ложились на лица задумавшихся ребят.

- Однако же засиделись мы, - промолвил старик. - И расстроил я вас своим рассказом. Ну что правда было, то правда.

- Нет, дедушка, нас расстроить трудно! Мы по-другому живем.

- И это правда. Смелые дружные!

Он поднялся и медленно побрел навстречу темноте, опираясь на свою палку.

Где-то совсем рядом, в траве, трещал кузнечик. Тихо плескалась в реке вода, словно повторяя грустную историю о смерти мальчика - пастушка Тюхи. Где-то за рекой заржал конь, нарушая общую тишину.

- Красота! - восхищенно сказал один из ребят. - Кругом красота!

- А ну, подбросим хворосту в огонь! Да споем еще нашу пионерскую.

"Взвейтесь кострами, синие ночи" - запел сильный, звонкий голос.

"Мы, пионеры - дети рабочих!" - подхватил хор.

И над тихой рекой, над уснувшими полями полилась молодая песня о жизни ребят, счастливых, веселых, не знающих страха, тоски.

Раиса Плешатова, ученица 9-б класса, член литературного кружка средней школы № 1
«Печорская правда»
28 мая 1961 г.

Пионеры разоблачают "чудеса"

Печорская детская библиотека совместно с Домом пионеров и средней школой организовала вечер, посвященный разоблачению "чудес".

В каждой книге священного писания много говорится о различных чудесах, о вере в сверхъестественные силы. Многие передовые люди пытались раскрыть эти "чудеса", объяснить их, но церковь строго хранила свои тайны. Ученым, вступившим на путь борьбы с духовенством, рубили головы, сажали на кол, сжигали на костре. Духовенство было более образованным, чем простой народ. Им выгодно было держать его в темноте, чтобы легче обманывать. В давние времена люди не могли объяснить многие явления природы, боялись их. Гром и землетрясение, солнечные и лунные затмения, пожар и проливные дожди - все действовало на воображение человека и наводило ужас. С тех пор и стали некоторые люди верить в "чудеса".

Инна Леонович, ученица 8 класса, рассказала на этом вечере, как при Петре I был дан приказ переливать колокола на пушки. Духовенство, чтобы возбудить верующих против Петра, решило совершить "чудо". Из глаз иконы "божьей матери" начали течь слёзы. Мол, богородица плачет потому, что воцарился на престоле антихрист. Петр I во время богослужения неожиданно явился в собор, содрал с иконы железное облачение и нашел под ним пузырь с лампадным маслом. Он крепко пригрозил духовенству, после чего такого "чуда" при жизни Петра не было. Аналогичное этому "чуду" было совершено в Пскове в 1924 году священником Троицким в Покровской церкви. У этого шельмы "заплакал" Христос. Окалывается, на иконе с изображением Христа прокололи глаза и к ним подвели воду.

Очень большое внимание церковь уделяет огню. Огонь издавна люди ценили, а многие и почитали. Огонь согревал, отпугивал зверей, помогал людям находить дорогу во тьме. Он всё сметал на своем пути. Служители церкви использовали страх людей перед огнем. Так было придумано и совершено множество чудес, связанных с появлением огня, с верой его в очищающую силу. Свя-щенник показывал чудо: "огонь, зажженный на расстоянии", когда стоило только коснуться жезлом до какого-нибудь предмета, и без спичек загорался огонь...

Витя Васильев показал на опыте, как с помощью науки разоблачили и это "чудо", как обновлялись иконы, опрыскиваемые "святой" водой, как внезапно на бумаге появлялся крест - "божье знамение".

В наше время чудеса творят простые люди, которые повседневно с помощью науки разоблачают суеверия и приметы и разные божественные легенды. Теперь они не со страхом смотрят на небо, а радуясь за достигнутые успехи в освоении космоса. И разве не чудесно, что советский летчик Юрий Гагарин первый открыл дорогу в космос, прославив на весь мир нашу страну.

Именно поэтому на вечере пионеров прозвучали слова Лебедева-Кумача:
"Отбросивши сказки о чуде,
Отняв у богов небеса,
Простые советские люди
Повсюду творят чудеса".

Галя Герасимова дала ответы на вопросы: что такое кровавый дождь, о полярном сиянии, о болотных огнях и многие другие.

Нельзя не отметить участников пьесы "Новоявленный ангел" С. Пономарёва, В. Кал-ченко и других.

Римма Валеева хорошо декламировала стихотворение "Наговорная водица".

На вечере ребятам была рекомендована литература на тему "Разоблачение "чудес". Хочется поблагодарить педагога Валерию Павловну Леонович и Валентину Федоровну Шварц, которые приняли активное участие в организации вечера.

Этот снимок был сделан во время атеистического вечера, проведенного в средней школе № 1. Тогда Саша Пономарев рассказывал своим товарищам о "чудесах" пещер Псково-Печорского монастыря. Конечно, пионер не мог отказаться от выступления в антирелигиозной пьесе "Новоявленный ангел". И свою роль Саша исполнил отлично.

В. Сичкарь, зав. детской библиотекой
«Печорская правда»
11 июня 1961 г.

Слёт юных

На районный слёт юных туристов прибыло 10 команд от восьми школ района. Укладка рюкзака, бег по пересечённой местности, переход по бревну, преодоление болота, установка палатки - всё это и многое другое входило в программу их соревнований.

Первое место заняла команда юных туристов Печорской средней школы № 1. Они оказались самыми ловкими и сообразительными. На втором месте туристы из школы № 3.

«Печорская правда»
11 июня 1961 г.

Экзамены сданы

Семиклассница Лена Лашина успешно закончила учебный год. Лена руководит историческим кружком в классе. На летний период школьники намечают немало экскурсий по достопримечательным местам родного края. Это обогатит знания учащихся, поможет им глубже разбираться в изучаемом предмете.

«Печорская правда»
11 июня 1961 г.

Наши школьники - победители

Месяц назад разыгрывалось первенство школ района по легкой атлетике и плаванию. В обоих видах победили физкультурники средней школы № 1. Им и выпала честь защищать наш район на областных соревнованиях. Упорно готовились юные спортсмены к такому ответственному матчу, и их старания не пропали даром.

Наибольший успех выпал на долю ученика 10 класса Бориса Томчака. Этот разносторонний спортсмен показывал и у нас высокие результаты по многим видам. На областной спартакиаде он тоже был недостягаем для многих легкоатлетов. Борис выиграл 100-метровую дистанцию с высоким результатом - 11,9 сек, первенствовал в троеборье и занял второе место по прыжкам в высоту - 155 см.

Под стать ему выступила девятиклассница Людмила Ахантьева. Она была первой по прыжкам в высоту - 130 см, длину - 444 см, третьей - в троеборье. Сильную конкуренцию оказала Людмиле ее младшая сестра Валя. Она тоже взяла 130 см и отстала только по количеству попыток.

Острая борьба разгорелась на дистанции 800 м. И здесm тоже победил печорский школьник Николай Верхоустинский. У девушек сильнейшей в метании диска была Людмила Симачева. Людмила Михайлова заняла второе место и третье - по толканию ядра.

Следует отметить Владимира Семина, занявшего второе место на дистанции 100 м и прыгнувшего в длину на 5,18 м.

Не повезло метателям копья. У Мисуркина и Верхоустинского оно несколько раз летело дальше флажка, отмечающего юношеский рекорд области, но или не втыкалось в землю, или вылетало из сектора. А в общем наши легкоатлеты заняли первое место, на много очков опередив команды других школ.

Пловцы заняли третье место. На дистанции 100 метров брассом первым был Игорь Жуков. Анатолий Иванов занял второе и третье места на дистанциях 100 и 400 м вольным стилем.

Первое место - таков общий итог у печорских спортсменов. Это большой успех школьников.

«Печорская правда»
7 июля 1961 г.

Успехи юных печерян

Как уже сообщалось в нашей газете, юные спортсмены средней школы № 1 вышли победителями в соревнованиях школ района по лёгкой атлетике. Им и было дано право защищать честь района в областных соревнованиях. Много и упорно готовились они к этому. И их старания увенчались успехом. Пришлось состязаться с сильными соперниками, и всё же наши школьники вышли на первое место.

Борис Томчак, Людмила Ахантьева, Николай Верхоустинский, Людмила Симачёва, Людмила Михайлова, Владимир Сёмин, Игорь Жуков - все они завоевали первенство во всех видах. Томчак, например, лучших результатов добился в беге на 100 метров, Людмила Ахантьева была первой по прыжкам в высоту и длину. В беге на 800 метров победу одержал Николай Верхоустинский.

На верхнем снимке вы видите нашу команду-победительницу с "трофеями": кубком, грамотами. На нижнем - Борис Томчак и Людмила Ахантьева опускают флаг соревнований - эта честь им выпала как победителям областной спартакиады.

Дальнейших успехов вам, юные спортсмены.

«Печорская правда»
16 июля 1961 г.

Так поступают пионеры

4 августа в 10 часов утра воспитанники детской оздоровительной площадки Печорской средней школы № 1 на автобусе автотранспортной конторы выехали из Печор на берег одного из заливов Псковского озера.

- Ребята, проверьте: не оставил ли кто чего-либо и выходите из автобуса, - объявила воспитательница Евдокия Афанасьевна Герасева.

Ребята повскакали со своих мест и с шумом повалили к выходу.

- А мы с Леной кошелек нашли, - радостно сообщила Валя Калевкина.

- В нём деньги, и много их, - добавила Лена Григорьева.

И действительно, девочки держали в руках кошелек-"подковку". Сосчитали деньги. Их оказалось четыре рубля 48 копеек и квитанция на сдачу шерсти в переработку на имя Ауло. Находка тут же была передана шоферу автобуса тов. Веселову для передачи в стол находок районного отдела милиции.

- Молодцы! - похвалила воспитательница девочек, обнаруживших кошелёк с деньгами.

А на следующий день на утренней линейке бдительным девочкам была объявлена благодарность.

М. Юдина, учительница Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
13 августа 1961 г.

Повседневно крепить связь школы с жизнью

(Совещание учителей района)

Как мы уже сообщали в нашей газете, 24 и 25 августа у нас в городе проходило совещание учителей района.

Заведующий районный отделом народного образованна тов. Бобров сделал доклад об итогах выполнении закона об укреплении связи школы с жизнью и дальнейших задачах учительства.

Докладчик подробно остановился на том, как школы района выполнили закон о всеобуче в прошлом учебном году. К первому сентября не охвачено школой было 7 ребят, затем - 12 учащихся отсеялось в течение учетного года. Большее число (5 человек) из них падает на Лавровскую среднюю школу, в Печорской средней школе № 1 не посещали занятия 2 учащихся.

Если сравнить е данными прошлых лет, когда не охвачено всеобучем бывало по 200 и более детей, то, конечно, сдвиги большие. И все же, говорит докладчик, мы должны добиться такого положения, чтобы ни одни ребенок школьного возраста не был вне стен школы. Но, к сожалению, мы еще не извлекли уроков из прошлых лет. Через несколько дней начнется новый учебный год, а мы еще не выяснили, сколько же детей должно сесть за парты первого сентября.

Затем тов. Бобров отметил тот факт, что в школах района плохо организовано горячее питание. За исключением печорских школ № 1 и № 3, нигде не было налажено горячее питание учащихся. Председатель райпотребсоюза тов. Хамов не выполняет решения райисполкома по этому вопросу, а смотрит с такой позиции - выгодно это для них или нет.

Отрадно, что многие учащиеся и их родители поняли значение восьмиклассного образования, - говорит докладчик. - В позапрошлом учебном году в сельских школах окончили семь классов 48 человек. 47 из них изъявили желание учиться в восьмом классе и успешно его окончили. Надо, однако, признать, что с успеваемостью у нас дело обстоит еще плохо. Правда целый ряд учителей хорошо справляется со своими обязанностями, добились неплохих результатов и отдельные школы. К ним относятся Иваново-Болотинская, Любятовская, Ротовская, Троицкая, Лезговская и другие школы. Средняя же успеваемость по району снизилась почти на процент и составляет 91,5 процента. Снизилась успеваемость во всех средних школах.

Многие учителя повышают свои знания, прошли переподготовку, а успеваемость все же падает. Почему? Да потому, что школы плохо работают с родителями, не знают условий, в которых живут учащиеся.

Тов. Бобров подробно остановился на организации производственного обучения. Хорошо поставлено это дело в Печорской средней школе № 1, в Ново-Изборской средней школе. Большие недостатки в этом вопросе наблюдались в школе-интернате. И недаром учебно-опытный участок там до сих пор называют подсобным хозяйством.

В заключение доклада тов. Бобров остановился на воспитательной работе, на работе пионерских и комсомольских организаций, рассказал о задачах учителей в новом учебном году.

Директор Печорской школы № 1 тов. Демидов выступил с содокладом по вопросу о претворении в жизнь новой единой программы воспитательной работы в школе.

...

Преподаватель математики средней школы № 1 тов. Бардина сказала:

- В настоящее время в печати вскрываются причины провалов учащихся при поступлении в высшие учебные заведения. В этом вина, конечно, наша. Учащиеся, получая знания в школах, не могут применить их на практике.

Затем тов. Бардина рассказала о том, как учителя математики, физики и других предметов увязывают свои предметы с практическими занятиями, как приучают учащихся к самостоятельным работам, развивают у них инициативу.

...

Преподавательница английского языка средней школы № 1 тов. Герасимова сказала:

- Сейчас требуется от учащихся читать на иностранном языке выразительно, переводить без словаря, свободно говорить в объеме пройденных слов. Но количество часов на этот предмет осталось прежним. Значит, мы, учителя, должны так построить свою работу, чтобы суметь вложиться в отведенное время и дать учащимся максимум знаний. Однако отношение к преподаванию этого предмета со стороны администрации неправильное. В школах существуют кабинеты химии, физики, биологии. А вот кабинетов иностранных языков нет. А они очень нужны. Во многих школах страны такие кабинеты есть. Мы могли бы установить в нем проигрыватель с записью на иностранном языке, вывесить портреты иностранных классиков, практиковаться в разговорной речи. Плохо обстоит дело со снабжением иностранной литературой для домашнего чтения.

...

На совещании лучшим учителям района были вручены награды. Значком "Отличник народного просвещения" награждены преподавательница истории Ольга Львовна Кружкова, учительница младших классов Анна Васильевна Новикова, преподаватель математики школы-интерната Николай Семёнович Миронов, Почётной грамотой Министерства просвещения - преподавательница английского языка Валентина Ивановна Герасимова.

Многим учителям объявлена благодарность.

«Печорская правда»
30 августа 1961 г.

Занятия начались организованно

31 августа в средней школе № 1 было как бы репетицией перед началом занятий.

Все в этот день здесь было как первого сентября. Состоялась традиционная торжественная линейка, на которой старшеклассники приветствовали малышей, директор школы тов. Демидов, поздравив учащихся с началом учебного года, ознакомил их с правилами внутреннего распорядка, призвал их хорошо учиться, быть примерными в поведении.

Когда закончилась линейка, ребят повели в классы, рассадили по партам, познакомили их с расписанием уроков, объяснили, в какие часы начнутся занятия первого сентября.

И вот настал этот день. Рано, за полчаса, а некоторые и за час, пришли ребята в школу. Особенно, как видно, не спалось тем, кто переступал порог школы впервые, то есть первоклассникам. Их не смутило ни туманное утро, ни то, что надо рано вставать.

Раздался звонок. Ребята сразу же сели за парты, ведь им еще накануне показали класс, парту. Уроки начались. В этот день в среднюю школу пришли все за исключением тех, кто был болен.

То, что в школе "прорепетировали" начало занятий еще накануне, позволило первого сентября приступить к урокам без промедления.

«Печорская правда»
3 сентября 1961 г.

Лекция для строителей

На днях непосредственно на строительном объекте средней школы (Вокзальная улица) была прочитана лекция "Берлинская проблема".

Лекцию для строителей прочитал член Общества по распространению политических и научных знаний Б. К. Калиновский.

«Печорская правда»
15 сентября 1961 г.

Больших успехов в нынешнем спортивном сезоне добились юные спортсмены средней школы Борис Томчак и Людмила Ахантьева. Они стали призерами областной спартакиады школьников, успешно выступали во многих других соревнованиях.

На снимке: Б. Томчак и Л. Ахантьева.

«Печорская правда»
22 сентября 1961 г.

Праздник урожая

17 сентября в Доме пионеров состоялся первый районный праздник урожая, в котором приняли участие большинство школ. На нем были подведены итоги работы ученических производственных бригад, юных опытников.

Организованная сельскохозяйственная выставка, ее экспонаты рассказали о плодотворной работе ученических производственных бригад, юных натуралистов школ, Дома пионеров, о их помощи колхозам в производстве сельскохозяйственных продуктов, в выведении новых, более устойчивых и урожайных сортов растений и плодов.

Следует отметить, что почти во всех школах проводятся успешные опыты по выращиванию кукурузы, сахарной свеклы, бобовых культур.

Особенно хорошие результаты имеют Печорская средняя школа № 1 (директор Ф. И. Демидов), Ново-Изборская средняя школа (директор И. В. Лебедев), Киршинская семилетняя школа (директор В. Ф. Иванов), Староизборская восьмилетняя школа (директор Г. В. Топчий). ...

Много хороших дел на счету юных мичуринцев Печорской средней школы № 1. Это они вывели новый морозоустойчивый сорт озимой пшеницы, который завоевал признание на полях нашего района и способен давать высокий урожай. Ими же выведены новые сорта помидор, вишни, слив.

...

Следует отметить, что с каждым годом все больше и больше укрепляется связь обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Школьники активно помогают колхозам в решении больших задач по подъему сельского хозяйства. Только Печорская средняя школа № 1 в этом году вырастила кукурузу в колхозе имени Суворова на площади 10 гектаров. Они уже убрали и засилосовали ее. Школа вырастила 12.000 корней рассады овощных и кормовых культур, передала колхозам для посадки 2.100 килограммов сортового картофеля. Осенью печорские ребята в колхозе имени Суворова убрали 20 гектаров картофеля. Хорошие успехи имеют школьники и в выращивании кроликов. В этом году ими выращено и сдано 1.200 кроликов, за что школа получила первую областную премию.

...

Отрадным является тот факт, что ученические производственные бригады в этом году работали в каждой сельской средней школе. Учащиеся ученических производственных бригад в течение всего сельскохозяйственного года трудились на колхозных и совхозных полях, выращивая высокие урожаи сельскохозяйственных культур, вели опытническую работу на значительных площадях. Итоги работы показывают, что ученическая производственная бригада является правильной формой трудового воспитания учащихся.

Подводя итоги, комиссия по проведению праздника урожая признала, что среди ученических производственных бригад первое место заняла бригада Ново-Изборской средней школы (бригадир Нина Белова). Среди юных мичуринцев первое место уверенно заняли юннаты Печорской средней школы № 1, второе - юннаты Киршинской семилетней школы.

...

Весь наш народ готовится к XXII съезду КПСС. Дальнейшее повышение обучения, вос-питания учащихся, связь с жизнью, участие в производительном труде будет нашим скромным подарком родной Коммунистической партии.

И. Царицын, заведующий роно
«Печорская правда»
24 сентября 1961 г.

В дружной семье

Многие печорские жители помнят, что в этом здании когда-то был детский дом № 2. Потом здесь поселились воспитанники школы-интерната. Теперь для них построено новое благоустроенное общежитие, а этот дом, как бы по наследству, перешёл во владения другой детворы - учащихся школы № 1.

И вот мы в гостях у ребят, занимающихся в комнате продлённого дня. Когда мы пришли сюда, школьники смотрели диафильм. В темноте раздаётся звонкий детский голос, читающий текст сказки Пушкина "О золотом петушке".

Наконец на экране промелькнули последние картинки. В комнате зажигается свет. Осматриваемся. На скамейках сидят притихшие мальчики и девочки, а рядом установлен аппарат, около которого хлопочут двое мальчиков. Это "киномеханики".

- Теперь, дети, надо заняться уроками, - обратилась к ребятам руководительница комнаты продлённого дня Нина Ивановна Красноумова.

Без суеты, спокойно дети вытащили из портфелей книги, тетради и заняли места за столами.

Вот маленькая белокурая девочка раскрыла книгу. Рядом с ней мальчик тщательно выводит буквы. Эти ребятишки первый год постигают науки.

Пока ребята занимались приготовлением уроков, Нина Ивановна рассказала о жизни этого небольшого, но дружного коллектива.

В комнате продлённого дня 36 учащихся, с первого по четвёртый класс. Все они разного возраста, с разными интересами. Работа руководителя очень сложна и многогранна. Надо было найти такие методы и формы работы с ними, которые бы позволили объединить этих ребят, приучить их к определённому порядку, организованности, к труду. Ведь в основном сюда пришли такие дети, которые в силу занятости родителей были предоставлены самим себе, а следовательно, отставали в классе. И Нина Ивановна нашла правильный путь.

Прежде всего надо было установить режим. Но какой? В результате поисков, изучения характеров, наклонностей детей, их возрастных особенностей Нина Ивановна пришла к выводу - надо объединить их в две группы, а в группах создать звенья. Распорядок дня для всех должен быть один - в определенные часы обед, отдых, занятия. Но при этом надо сделать так, чтобы отдых был самым разнообразным, интересным и полезным, а самое главное - дать больше самостоятельности ребятам.

Начали с того, что из числа ребят избрали старосту Витю Подкопова, его помощницу Иру Зайцеву, хозяйственника Вову Беляева. Саша Третьяков отвечает за сохранность игр. Люсе Васильевой поручили ухаживать за цветами, Валерик Петров с удовольствием выполняет обязанности массовика, то есть организатора массовых игр, Веролайнен, Печников, Николаева составляют санитарную тройку. Таким образом образовалось ядро активистов, которые, как выразилась Нина Ивановна, являются её правой рукой. Но и другие дети вовлечены во все дела группы. Они дежурят в столовой, групповой, умывальне, гардеробной, принимают участие в уборке помещений.

Часы досуга Нина Ивановна организует так, чтобы они были не только развлечением для ребят, но и приносили им пользу. С этой целью здесь созданы различные кружки: лепки, рукоделия, танцев и пения. Много хорошего уже создали ребята своими руками. Вот сделанные ими из пластилина, шишек, желудей разные птицы, звере, люди, есть такие вещи, которые говорят о художественном вкусе и большой сообразительности ребят.

А сколько интересного и полезного приносят детям прогулки в лес, по городу! Золотой сентябрь! Как богат он красками, плодами. И дети собрали интересный гербарий: "Цветы наших садов и парков".

Дети должны знать, чем сегодня живёт наша страна, какие задачи решает советский народ. И Нина Ивановна в доходчивой и увлекательной форме рассказала им о новом Дворце съездов, кто его строил. А когда начал работу XXII съезд партии, Нина Ивановна поведала своим питомцам, какую великую Программу он принял, сколько счастья принесёт советским людям её осуществление.

- Вот вы подрастёте, - говорит она, - и вам придётся самим строить эту хорошую жизнь для себя. А теперь вы должны прилежно учиться. Ведь без знаний человек не сможет как следует работать.

Нелегко, конечно, найти понятный язык для таких разных по возрасту и характеру ребят. Но Нина Ивановна нашла. И это уже дало свои плоды. Виталик Васильев, Витя Егоров, Вова Беляев плохо учились в школе. А благодаря вдумчивой работе руководителя группы продлённого дня ребята стали лучше учится. Хорошо учатся Надя Леоск, Люся Васильева, а Ира Зайцева дружит только с пятёрками.

Большое и нужное дело выполняет Нина Ивановна Красноумова. И хочется от всей души пожелать дальнейших успехов в ее благородной работе.

М. Букина
«Печорская правда»
15 ноября 1961 г.

Иван Алексеевич Фролов - каменщик. Ему тридцать два года. Из них семь лет он отдал своей любимой профессии.

Сейчас Иван Алексеевич работает на строительстве средней школы. Ежедневно передовой каменщик выполняет нормы выработки на 118-123 процента.

На снимке: И.А Фролов за работой.

«Печорская правда»
22 ноября 1961 г.

Славные дела пионеров

Подведены итоги первой четверти учебного года. Сейчас в рядах нашей дружины насчитывается более 500 пионеров. И все они вносят вклад в пионерскую двухлетку. За два месяца ими собрано 17 тысяч килограммов металлолома, 300 килограммов бумаги, на 30 рублей продано книг.

Обо всем этом они рапортовали на торжественном сборе, посвященном 44-й годовщине Великого Октября. А в литературном монтаже, который написал для наших ребят пенсионер В. А. Весский, они показали свое искусство. Всем понравились выступления Г. Куприна, Т. Петровой, Т. Мироновой, танец "Казачок", исполненный девочками третьего отряда.

Интересным и волнующим был утренник для младшеклассников, на котором ученики первого класса были приняты в октябрята. Пионеры и сами малыши выступили с хорошим концертом.

Тружеyики полей любят, когда к ним в гости приезжают дети. И вот наши ребята в Паниковичах. Они прочитали там лекцию для колхозников и показали большой концерт.

Перед открытием XXII съезда партии пионеры нашей школы написали поздравительные открытки и разослали их старым коммунистам города и района.

Пионерский патруль выпустил стенгазету "Щипцы" и вывесил ее в кинотеатре. Начал работа пионерский кинотеатр. Начало ему положили ученики нашей школы.

Но самое главное - это хорошо учиться. И многие ребята порадовали Родину отличной и хорошей учебой. Это Л. Буслаева, Е. Шкворова, Т. Улле, Г. Глушкова и многие другие.

Но не только о хорошем хочется сегодня сказать. У нас есть и недостатки. Есть еще ребята, которые плохо учатся, нетактично ведут себя со старшими. К ним относятся Петровский, Силин, Сарапов.

Ребята! Будьте достойны звания юного ленинца, будьте примером для всех!

Н. Афанасьева, старшая пионервожатая школы № 1.
«Печорская правда»
22 ноября 1961 г.

Работать так, как учит партия

Часто я задумываюсь над вопросом, как лучше построить пионерскую работу в свете тех требований, которые предъявляет моральный кодекс строителя коммунизма. Я знаю, что ум хорошо, два лучше, а десять ещё лучше, поэтому обращаюсь за советом к старшим товарищам - учителям, работникам Дома пионеров. Они подсказывают мне темы сборов, бесед, вечеров, помогают в их организации.

Вся пионерская работа направлена к одной цели - как можно лучше воспитать нашу детвору. В этом отношении и раньше многое делалось. Моральный кодекс строителя коммунизма подсказывает нам новые пути и формы работы.

Сейчас в 7 "б" классе готовится сбор на тему: "Тебе жить при коммунизме". В его подготовке деятельное участие принимает воспитатель этого класса Нина Петровна Боброва.

Будущий строитель коммунизма должен быть мужественным, отважным человеком. Такие черты ребятам прививают на конкретных примерах. В 6 "а" классе готовится сбор "Пионеры космоса". Нa нем будут рассказаны биографии наших космонавтов Юрия Гагарина и Германа Титова, об их огромной работе в период подготовки к полету в космос, о мужестве, проявленном ими во время этого полета.

Основным требованием морального кодекса является трудовое воспитание, привитие ребятам уважения к людям труда. Вот поэтому мы стали практиковать встречу школьников с лучшими производственниками города. Недавно в нашей школе состоялась тёплая встреча с передовиком трикотажной фабрики Таней Ползохновской. Она рассказала, как любит свою профессию, гордится предприятием, на котором работает.

Один за всех, все за одного - этот принцип осуществляется в бригадах коммунистического труда. Стараемся внедрить его и у нас в школе. В 8 "в" классе хорошо учатся Таня Иванова, Галя Юшкина. Они хотят, чтобы весь класс учился также хорошо, и поэтому всегда помогают своим товарищам.

Но надо признать, что в нашей работе еще много недостатков. Мы ещё слабо прививаем детям чувство коллективизма, мало проводим интересных, целеустремленных мероприятий, еще не все пионеры в равной степени участвуют в общественной жизни школы, а главное, наша работа зачастую носит отвлеченный характер, не связана с действительностью.

Все это, конечно, мы постараемся изжить и работать так, как учит партия.

Н. Афанасьева, старшая пионервожатая средней школы № 1
«Печорская правда»
17 декабря 1961 г.

Здравствуй, ёлка!

"Мы белые снежинки
Собралися сюда.
Легки мы, как пушинки,
Холодные всегда", льется мелодичная песня. А вокруг гордой красавицы елки кружатся, порхают "снежинки", прыгают проворные "зайчишки", переваливаются с лапы на лапу косматые "мишки". Все лесные обитатели пришли на новогоднюю елку к малышам Печорской средней школы № 1.

"Волк" грозится съесть "зайца", а хитрая "лиса" подстерегает зазевавшуюся пичужку.

Но вот пришла Снегурочка! "Как вам не стыдно ссориться! - говорит она. - Давайте лучше веселиться". И лесные "звери" берутся за лапы. Начинается веселый хоровод.

Иначе выглядела елка для учащихся шестых и седьмых классов. Тут были другие маскарадные костюмы: "ночь", принцы, герои сказок, украинки, узбечки. Ну конечно, не преминула придти сюда нежная Снегурочка. Ребята пели новогодние песни, читали стихи, танцевали.

Интересно прошел новогодний праздник у старшеклассников. У них состоялся бал-карнавал.

«Печорская правда»
31 декабря 1961 г.