Жизнь так интересна!

(О.Л. Кружкова - преподаватель истории средней школы № 1)

Только в нашей стране женщина живет полнокровной жизнью, наравне с мужчинами строит светлое здание коммунизма. Помимо того, что мне доверено образование молодого поколения, народ мне выразил большое доверие, избрав депутатом районного Совета. В школе мне поручили руководить кружком текущей политики и ученическим кружком истории искусств. Все это поручения мне по душе, и я стараюсь выполнить их как можно лучше.

Наши учителя материально хорошо обеспечены, что дает возможность ездить на курорты, совершать путешествия по родной стране и за границу. В прошлом году я, например, совершила путешествие в Швейцарию. Эту страну я избрала потому, что в ней долгое время жил и работал В.И. Ленин, потому, что с нею связано много славных исторических событий нашей Родины, как, например, знаменитый швейцарский переход под командованием А.В. Суворова в 1799 году, и ещё потому, что Швейцария - типичная высокоразвитая капиталистическая страна.

Часть пути до Швейцарии нам пришлось проделать на первенце пассажир-ской реактивной авиации - самолёте "ТУ-104".

Посетили мы много городов, в частности города Берн, Женеву, Зермат и другие. Большое впечатление произвёл на нас, туристов, Дворец Наций, где происходило знаменательное событие - совещание глав четырех великих держав. Минувший год, конечно, врезался в мою память на вею жизнь. Хочется только, чтобы будущий год был бы не менее содержательным, плодотворным.

«Печорская правда»
1 января 1958 г.

Праздник счастливого детства

Новогодние елки проходят во всех школах и общественных организациях района.

Интересно и весело прошел вечер встречи Нового года у учащихся восьмых, девятых и десятых классов Печорской средней школы № 1. В районном Доме культуры 30 декабря для них был устроен новогодний бал-карнавал. В каких только костюмах не пришли на него учащиеся!

Под общее одобрение и веселые шутки здесь расхаживал "петух", заслужили приз два "негра". Первый приз выпал воспитаннице детского дома № 1 Рите Матвеевой. Ее костюм изображал искусственный спутник Земли.

Юноши и девушки весело кружились в вихре вальса, задорно исполняли народные танцы. В перерывах между танцами выступали участники художественной самодеятельности.

«Печорская правда»
5 января 1958 г.

Встреча с учащимися школ Эстонской ССР

В минувшую субботу в гости к печорским школьникам приехал коллектив художественной самодеятельности учащихся Вастселиинской средней школы.

Просторный зал Дома пионеров заполнили гости, учителя и учащиеся школ города. Вечер дружбы был открыт докладом "О дружбе и товариществе", который сделала преподаватель средней школы № 1 В. В. Ларионова. В заключение она призвала ребят крепить дружбу между эстонскими и русскими школьниками. После доклада был дан концерт.

Его открыли участники художественной самодеятельности Печорского Дома пионеров. Затем выступили гости. С большой теплотой было встречено выступление вокального квартета юношей и девушек Вастселиинской средней школы. С успехом прошли также выступления В. Пильт и В. Ребанса - исполняемые ими юморески не раз прерывались дружными аплодисментами.

В заключение концерта с интересной художественной программой выступили перед гостями учащиеся Печорской средней школы № 2. Вечер дружбы прошел с большим успехом.

Г. Александров
«Печорская правда»
31 января 1958 г.

Волнующие встречи

По установившейся традиции ежегодно во время студенческих каникул встречаются учащиеся со своими старшими товарищами - бывшими выпускниками родной школы.

...Искрящееся веселье, смех, песни царили в этот вечер в районном Доме культуры. На традиционную встречу сюда собрались учащиеся и бывшие выпускники средней школы № 1. Вечер встречи открывает кратким вступительным словом учительница В. И. Смирнова. Она тепло поздравляет учеников школы и дорогих гостей. С приветственным словом от школьников выступает десятиклассник Алексей Фирсанов.

...Один за другим поднимаются на трибуну бывшие выпускники школы, ныне - учителя, рабочие, студенты.

- Вы не представляете, ребята, как интересна жизнь студенчества. Каждый день приносит нам что-то новое, увлекательное. А студенческая дружба! Какой глубокий смысл имеют эти два слова! - так заключил свое выступление студент Горьковского строительного института Юрий Шонин.

Бывшая выпускница школы Ира Калинина рассказала ребятам о своей работе на стройках города Таллина. Прежде чем поступить в строительный техникум, где сейчас она учится, Ира работала арматурщиком, крановщицей.

Интересным было выступление Бориса Груздева.

- Сейчас я работаю учителем в Митковицкой семилетней школе и учусь заочно в Псковском педагогическом институте. Иной раз бывает не легко. Но в таких случаях ко мне всегда приходит на помощь мой бывший учитель Г.В. Топчий. Словом и делом помогает он мне овладеть профессией педагога.

О своей учебе рассказали ребятам также слушатель Московской военной академии А. Костинов, фармацевт районной аптеки Оля Сусельникова и многие другие. Не забыли о традиционном вечере встречи и те, кого отделяют от Печор сотни километров. На вечере были зачитаны поздравительные телеграммы от бывших выпускников братьев Гусевых из Ленинграда и Тамары Соловьевой из Оренбурга.

После торжественной части состоялся большой концерт художественной самодеятельности.

Л. Кузьмина
«Печорская правда»
9 февраля 1958 г.

На лыжне - юные

В течение последних лет юные физкультурники детского дома № 1 показывают высокие спортивные результаты, выступая на городских и областных соревнованиях, зимой и летом их спортсмены входят в число лучших. В этом не только заслуга преподавателей школы и воспитателей детского дома, но и самих ребят, которые по-настоящему полюбили спорт, он прочно вошел в их жизнь. Зайдите в детский дом рано утром. Разом, по сигналу дежурного просыпаются воспитанники. А через несколько минут во всех группах ребята четко выполняют упражнения утренней физзарядки.

С особой тщательностью готовятся воспитанники к любому спортивному соревнованию. О том, что в воскресный день второго февраля будут проводиться соревнования по лыжам среди школьников старшего возраста, воспитанники узнали задолго до этого дня. Началась активная подготовка. Регулярно проводились тренировки под руководством лучших физкультурников. Нелегко было отобрать кандидатов в первую команду - так много в детском доме равноценных лыжников, a поэтому в неё вошли лучшие из лучших.

Местом традиционных школьных соревнований уже несколько лет являются северные окрестности Печор. Здесь в живописной лесной местности проложена лыжня. В программу воскресных соревнований входили лыжные гонки на 5 километров для девушек и 10 километров для юношей. В состязаниях приняли участие около пятидесяти юных физкультурников. Среди, них было три команды детского дома № 1, команды Печорской, Ново-Изборской, Староизборской средних школ.

Первыми стартовали юноши. С первых метров на дистанции разгорелась упорная борьба за первенство между лыжниками средней школы. В то время, как у юношей уже разгорелась упорная борьба, девушки только что приняли старт. Заметно выделяются своим мастерством девушки из детского дома: Инна Дорош, Тамара Горячева, Галя Федорова. Они энергично преодолевают подъемы, все дальше уходя от своих соперниц. В таком порядке девушки и заняли первые три места, причем результат Инны Дорош - (31 минута 4 секунды) на две с лишним минуты, лучше чем у её подруг.

Острой была борьба у юношей. Здесь попеременно лидировали лыжники средней школы № 1. Наконец, к финишу приходят первое участники, стартовавшие на десятикилометровой дистанции. Первое место сумел занять Геннадий Николаев (средняя школа № 1). Его время 56 минут 6 секунд. На втором и третьем местах его товарищи по команде Ф.Шаров и Н. Нефедов.

В командном зачете первое место заняла первая команда детского дома №1. На втором месте спортсмены средней школы № 1 и на третьем - Ново-Изборской средней школы.

«Печорская правда» 1958 г.

Соревнование стрелков

В прошлое воскресенье стрелки города провели соревнования, посвященные 40-й годовщине Советской Армии. В программе соревнований - стрельба из малокалиберной винтовки на дистанцию 50 метров. Состязания носили командный характер. Каждая команда состояла из четырех мужчин и одной женщины.

Неплохо выступала команда Печорской средней школы № 1, занявшая первое место с результатом 426 очков из 500. На втором месте - стрелки ремонтно-строительного прорабского участка, выбившие 411 очков.

В личном зачете первое места занял представитель команды средней школы № 1 Б. Юзвик, который выбил 93 очка из 100. На одно очко от него отстал Кузьмин. На третьем месте - А. Павлов (артель "Кооптруд").

Стрелки, занявшие первые три места выполнили нормы третьего спортивного разряда. Нормы юношеского спортивного разряда выполнили 12 человек.

А. Муткин, инструктор РК ДОСААФ
«Печорская правда»
2 марта 1958 г.

"Религия - враг науки"

Так назывался вечер, проведенный на днях учащимися 9 класса средней школы № 1. Учительница Н.И. Вишневская прочла ребятам доклад "Происхождение и классовая сущность христианства". Затем школьники продекламировали отрывки из произведений классиков русской литературы, в которых остро высмеиваются церковники. Выразительное чтение ребят не раз прерывалось дружным смехом. Еще больший интерес вызвали у ребят опыты по химии. Преподавательницей химии В. К. Мироновой продемонстрированы опыты: получение "крови христовой", "самовоспламенение" свечи и многие другие. Вечер юных атеистов прошел с большим успехом.

Е. Бежаницкая
«Печорская правда»
9 марта 1958 г.

Слово матери

Я мать четырех детей. Самой старшей из них - дочери Таисии недавно исполнилось четырнадцать лет. Трое - Марианна, Валерий и Таисия учатся в шестом классе средней школы №1.

Нелегко воспитывать четырех ребят одинокой матери. Но одинокой все-таки я себя не чувствую. Вниманием и заботой окружены мой ребята. По ходатайству родительского комитета школой были отпущены мне средства на покупку топлива и обуви для ребят. С нового года из фондов всеобуча мне выплачивают денежное пособие.

Но не только материальную помощь оказывает нашей семье школа. К нам часто заходят члены родительского комитета. А в трудную минуту так ценна моральная поддержка и теплое слово друзей! Отрадно сознавать мне и то, что дети мои растут культурными, грамотными людьми. Каждый день зоркий глаз матери может подметить в них что-то новое, хорошее, привитое им в школе.

Некогда училась в школе и я. Но при буржуазной Эстонии отношения между школой и семьей были совсем иные. Только лишь при Советской власти учителя и родители стали настоящими друзьями, которых объединяет одна большая и благородная цель.

А. Маркелова
«Печорская правда»
16 марта 1958 г.

Родители - друзья школы

В родительском комитете нашей школы состоит более 60 человек. Между членами коллектива разграничены обязанности: каждый из родителей принимает участие в работе одной из секций. Их у нас пять: бытовая, учебно-воспитательная, по педагогической пропаганде, по культурно-массовой работе и санитарно-хозяйственная.

Заслуживает внимания работа таких секций, как бытовая и педагогической пропаганды. Так, например, в минувшем году члены бытовой секции посетили более ста семей учащихся. Это большая и сложная работа. Нередко приходилось на месте решать сложные и порой запутанные вопросы воспитания ребенка в семье, что было связано с некоторыми трудностями, однако члены бытовой комиссии с честью справлялись со своими обязанностями. Немалая работа была проделана родительской общественностью по обследованию отдельных семей с целью оказания им материальной помощи из фонда всеобуча. По материалам таких обследований школа помогла многим нуждающимся семьям в приобретении одежды и обуви для учащихся. Только лишь в нынешнем году из фонда всеобуча нуждающимся семьям было выплачено более 450 рублей.

В тесном контакте с бытовой секцией работает секция педагогической пропаганды. При школе организован родительский лекторий. Педагоги регулярно выступают перед родителями на предприятиях и в учреждениях города. Тематика бесед и лекций разнообразна: наряду с лекциями на педагогические темы, в план лектория включены беседы на эстетические и этические темы.

Много сил и стараний приложили члены родительского комитета в деле политехнизации. По инициативе родительскою комитета в школе для девочек старших классов организован кружок домоводства. С нового года он начал работать регулярно. Первые занятия в кружке были посвящены гигиене быта. С лекциями на эту тему выступили хирург Г. В. Улле и врач-онколог К. С. Акимова. Интересными были практические занятия кружковцев на тему "Приготовление холодных блюд и закусок", "Заготовка продуктов впрок". С беседами перед кружковцами выступили опытные специалисты М. Г. Розина и М. П. Андреева. О вкусе и искусстве одеваться девушкам рассказала на очередном занятии кружка Т. А. Печникова.

По договоренности родительского комитета и администрации промкомбината на предприятии был организован кружок вязальщиц. В его работе приняли участие более 30 учениц. Большинство из них успешно закончило занятия и приобрело специальность. После окончания средней школы они остались работать на предприятии. Интересный кружок был организован и для мальчиков.

Пятнадцать юношей занималась в прошлом году в кружке киномехаников, организованном при городском кинотеатре. Многие из них хорошо освоили специальность киномеханика.

Сделано родительским комитетом немало, однако поле деятельности родительской общественности неограниченно. Много важных и насущных задач стоит перед нами. Решить их мы можем и должны, однако для этого необходимо, чтобы учителя школы и, прежде всего, классные руководители принимали более активное участие в работе комитета. В заключение мне хотелось бы поблагодарить от лица всего родительского комитета наших активистов: преподавателя средней школы О. Л. Кружкову, членов родительского комитета М. П. Андрееву, Г. С. Ухалину, 3. Н. Колпакову и А. А. Глушкову. Каждая из них старательно и кропотливо выполняет скромную, но важную работу по воспитанию наших детей.

В. Румянцева, председатель родительского комитета средней школы № 1
«Печорская правда»
16 марта 1958 г.

Ученический дневник

Говоря о воспитании ребенка в семье и школе, не лишним будет упомянуть о той роли, которую играет в этом деле ученический дневник. Дневник - это лицо учащегося, важное средство повседневной связи школы и семьи.

Не только отметками, но и всякими другими записями учителей должны интересоваться родители и по-деловому отвечать на них. Плохо, когда учителя и родители формально просматривают дневник. Порой это толкает самих детей на обман. При внимательном отношении к дневнику, как со стороны школы, так и со стороны семьи он будет играть важную роль в дисциплинировании школьника, воспитании у него организованности и культуры труда.

... Люся и Валя Ахантьевы занимаются в нашей школе первый год. Девочки учатся в шестом классе. В первой учебной четверти они не успевали. Вале трудно давался иностранный язык, а у Лизы были серьёзные пробелы в знании русского языка. При встрече с родителями я договорилась, чтобы они ежедневно внимательно проверяли дневники дочерей. Отец и мать девочек серьезно отнеслись к этому. Если в дневниках появлялись неудовлетворительные оценки, они беседовали с детьми, старались вселить школьникам веру в свои силы, морально поддерживали их. Дома были всегда осведомлены о неудачах, а затем о первых успехах школьниц. Люся и Валя постоянно чувствовали строгий контроль, взыскательное и вместе с тем внимательное отношение к себе со стороны родителей. Сейчас в дневниках школьниц даже "тройки" стали редкими гостями.

О. Бардина, классный руководитель
«Печорская правда»
16 марта 1958 г.

День учителя

Празднование дня учителя стало хорошей традицией. Учителя со всех школ района собрались в минувшую субботу в Дом пионеров, где состоялось празднование этого знаменательного дня.

...Медленно раздвигается занавес - на сцене женский хор художественного коллектива средней школы № 1. Бурными аплодисментами встретили зрители его выступление. Один за другим выступают на сцене художественные коллективы многих школ района. С большой теплотой встретили зрители выступление учителя-пенсионера В. Весского, который прочел стихи собственного сочинения "Думы пенсионера", басню "Математик"" и искрящееся веселым юмором стихотворение "Веселые Печоры".

С большим темпераментом был исполнен на сцене Б. Домашней и З. Наливайко танец "Учительская полька". С одобрением встретили также зрители акробатический этюд в исполнении Р. Гусевой и Л. Семеновой. Их выступления неоднократно прерывались аплодисментами зрителей. Мастерски вела концертную программу конферансье А. Лапунова.

«Печорская правда»
2 апреля 1958 г.

Молодёжь школ, поможем колхозам!

Уже в течение нескольких лет ученики нашей школы выращивают для колхозов района рассаду огородных культур. На нашем учебно-опытном участке имеются парники, из года в год их число увеличивается. Нынче мы решили значительно расширить парниковое хозяйство. Сейчас ученики трудятся на закладке новых парников. Для этой цели вырыто несколько котлованов, во вновь построенных парниках почва удобряется, подготавливается к высадке рассады. Кое-где семена овощей уже высажены, а теперь появились первые зеленые побеги.

Прочная связь установилась между нашей школой и пригородным колхозом имени Мичурина. Колхозники помогли нам удобрить почву, они вывезли на школьный учебно-опытный участок более 10 тонн органических удобрений. В нынешнем году мы решили вырастить для артели имени Мичурина 75 тысяч штук рассады огородных культур и кормовых корнеплодов. Это будет нашим скромным вкладом в дело дальнейшего подъема колхозной экономики.

Мы, учащиеся восьмых классов средней школы № 1, призываем всех школьников района последовать нашему примеру и помочь колхозникам вырастить больше овощей и кормовых культур.

По поручению учеников 8-х классов Печорской средней школы № 1 комсомольцы: Галина Петрова, Борис Егоров, Инна Сельге, Владимир Смородин, Юрий Панов

«Печорская правда»
18 апреля 1958 г.

Каждую субботу группа старшеклассниц средней школы № 1 приходит в швейную мастерскую артели "Кооптруд". Здесь девочки обучаются швейному мастерству. Руководит занятиями опытный мастер Варвара Тимофеевна Нююд.

На снимке: на занятии швейного кружка.

Фото Н. Иванова
«Печорская правда»
18 апреля 1958 г.

Высокая награда

Когда Дарья Михайловна ещё была Дашенькой, хрупкой, смуглой девочкой, когда она ещё сама ходила в коротком форменном платье, слушала ровный и задушевный голос своего учителя, она страстно мечтала вот так же, как и он, раскрывать детям новый, неизведанный мир, вкладывать в их пытливые умы знания, в их восприимчивые сердца благородные чувства.

Шли годы. Но Дашенька не расставалась со своей мечтой и упорно шла к заветной цели.

И вот она переступает порог своего класса. На молодую учительницу устремляются десятки пар пытливых, вопрошающих глаз: карих, серых, голубых. "Милые мои, - подумалось тогда, - мы будем большими друзьями".

Быть не только учителем, но другом, хорошим воспитателем, - именно этого всю жизнь и добивалась Дарья Михайловна.

Немало сил и энергии посвятила она и общественной деятельности. Дарья Михайловна Смотрина вела большую работу среди родителей, выполняла ответственные поручения органов народного образования, партийных и советских организаций, избиралась депутатом местных Советов.

Вот минуло 25 лет учительской деятельности. Не прошла мимо этого события наша Родина. Дарья Михайловна была награждена орденом Трудового Красного Знамени. А разве забудешь тот день, когда она всю свою жизнь связала с жизнью великой партии Ленина. Это было в 1943 году, когда еще на фронтах Отечественной войны шли жаркие сражения за нашу любимую Родину.

Минуло 30 лет работы на поприще народного образования. В это время Дарья Михайловна была больна.

- И вот ко мне пришла огромная радость, которая сразу влила в меня силы, - рассказывает Дарья Михайловна, украдкой смахивая непрошенную слезу. - Прямо ко мне на дом принесли заветную красную коробочку, а в ней... самая высокая, самая почетная награда - орден Ленина.

Дарья Михайловна с волнением показывает и другие награды: значок "Отличник народного просвещения", медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г."

Это Ленин научил так высоко ценить труд советских людей, - говорит Дарья Михайловна, - и недаром самой высокой наградой у нас стал орден, носящий имя нашего любимого вождя.

М. Букина
«Печорская правда»
20 апреля 1958 г.

Школьная выставка

В течение нескольких дней в Печорской средней школе № 1 демонстрировалась выставка ученического творчества. Выставочные экспонаты был представ-лены по разделах: изделия из дерева и металла, художественная вышивка, живопись и графика юных художников, творчество участников фотокружка и радиокружка, рефераты учащихся по физике и истории.

Более тысячи посетителей побывало на выставке. Среди них учащиеся школ города и района, учителя, родители учащихся. Вое посетители высоко оценили представленное на выставке творчество юных художников, радиолюбителей, вышивальщиц.

«Печорская правда»
24 апреля 1958 г.

На школьной строительной площадке

Школьный двор превратился в строительную площадку. Строители усиленными темпами возводят пристройку к средней школе № 1. Рабочие стройки решили закончить все работы к началу учебного года. Это значит, что к 1 сентября нынешнего года печорские школьники получат шесть новых просторных классных комнат.

- Наша стройка - важный и ответственный объект. Это понимает каждый рабочий, - говорит прораб М. М. Печников.

Напряженно работали строители в канун Первомая. Каждому хотелось отметить всенародный праздник успехом в трухе. Бригада плотников под руководством Василия Липовского закончила в предмайские дни трудоемкие работы по наведению кровли здания, столяры М. Ортиков и Ю. Нефедов закончили изготовление оконных переплетов и приступили к их установке.

На днях на строительный объект прибыла бригада штукатуров. Сейчас она уже приступила к отделке фасада здания. Скоро строители начнут установку лестничных маршей, внутреннюю отделку здания.

Уже недалек тот день, когда шумные толпы школьников заполнят новые классы. К этому ответственному дню напряженно готовятся сейчас строители.

В. Иванов
«Печорская правда»
5 мая 1958 г.

Накануне экзаменов

Считанные дни остались до экзаменов, которые являются не только проверкой знаний учащихся, но также итогом всей учебно-воспитательной работы, проделанной педагогическим коллективом школы в течение учебного года.

С начала второго учебного полугодия подготовка к экзаменам стала основным моментом в работе педагогического коллектива нашей школы. Особое внимание было обращено на прочное усвоение учащимися программного материала и повторение его. Методы повторения учебного материала были обсуждены и разработаны на педагогическом совете школы. Наиболее рациональными формами повторения педагогический коллектив признал такие, как обзорная лекция, урок обобщающего повторения, тематическая консультация, практическое и лабораторное занятие, киноурок.

Преподаватели физики, химии, истории и литературы при повторении наиболее сложных тем сделали обзорные лекции. Так, например, по истории в 10-х классах была проведена обзорная лекция по теме "Борьба В. И. Ленина за создание революционной пролетарской партии нового типа в 1894-1904 годах", по литературе такая лекция состоялась по теме "Творчество Л. Н. Толстого", по физике - "Свойства газов" и другие. Как показал опыт, такая форма повторения является наиболее эффективной: обзорная лекция дает возможность охватить обширный учебный материал, сэкономить время, устранить перегрузку учащихся домашними заданиями.

Серьезное внимание на предстоящих экзаменах будет обращено на знание дисциплин политехнического цикла: физики, химии, математики. Поэтому преподаватели этих дисциплин на уроках повторения уделяют большое внимание прочному усвоению основных законов электротехники, механики, теплотехники, оптики, а также умению применить изученные законы в жизни. С этой целью на занятиях проводятся демонстрации опытов, лабораторные работы, решение экспериментальных задач. Практические занятия с учащимися проходят в специально оборудованном физическо-химическом кабинете.

Строгие требование предъявляются к выпускникам средней школы на экзамене по истории. При ответах десятиклассники должны будут проявить глубокие и прочные знания истории родной страны, развития революционного движения рабочего класса в России и капиталистических странах, свободно разбираться в современной международной обстановке. В четвертой учебной четверти в выпускных классах проводится итоговое повторение курса "Истории СССР". Сейчас уроки истории, как правило, проводятся в форме беседы. Преподаватель истории О. Л. Кружкова большое внимание уделяет правильному построению ответа на заданный вопрос, полному использованию при ответе карт и наглядных пособий, умению сделать выводы и заключения.

Как показывает практика учебной работы, одним из наиболее трудных экзаменов для выпускников средней школы является экзамен по литературе. В основном прохождение учебной программы по этой дисциплине уже закончено, в настоящее время уроки по литературе проходят в направлении систематизации и обобщения изученного материала.

Повторение проводится в форме обзорных лекций по творчеству отдельных писателей. На днях десятиклассники будут писать сочинения, по возможности приближённые к условиям экзамена (трудность предложенных тем, строгий регламент работы над сочинением). Такая форма контроля знаний учащихся явится не только проверкой усвоения узловых вопросов курса литературы, но и своеобразной консультативной мерой: в процессе написания сочинения ученики научатся правильно распределять время, сосредоточивать внимание на заданной теме.

В четвертой учебной четверти вся воспитательная работа с учащимися седьмых и десятых классов направлена на успешную сдачу экзаменов. Классные руководители тщательно контролируют учебу школьников, встречаются с их родителями, проводят с ними беседы о том, каким должен быть решим для школьника в период сдачи экзаменов. Много внимания уделяется вопросам подготовки к экзаменам на страницах общешкольной стенной газеты. В ней периодически помещаются такие выступления учащихся, как "Мой режим дня", "Как лучше организовать повторение", "Твой долг, десятиклассник".

Б. Афанасьев, заведующий учебной частью Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
11 мая 1958 г.

Это сделали пионеры

На одном из сборов пионерской дружины ребята нашей школы решили начать соревнование между отрядами за сбор металлолома. Свое слово они сдержали. Сейчас, когда подвели итоги, результат стараний пионеров оказался отрадным - 15 тысяч 300 килограммов ценного сырья для промышленности собрали юные ленинцы нашей школы. Победителями в соревновании оказались пионеры 9 отряда - они собрали более 4 тонн металлолома.

Е. Матросова, пионервожатая средней школы № 1
«Печорская правда»
18 мая 1958 г.

Праздник юных

В воскресенье, 18 мая, пионеры нашего района отмечали 36-летие со дня рождения пионерской организации имени В. И. Ленина. Несмотря на плохую погоду, на Торговую площадь собралось много юных ленинцев для участия в торжественном параде.

Поздравить пионеров со славной годовщиной пришли представители партийных, профсоюзных, комсомольских организаций. С гордостью рапортовали пионеры о своих достижениях. На их счету 57 тонн собранного металлолома, более 6 тонн макулатуры, тысячи посаженных деревьев, цветов, кустарника. Например, пионеры средней школы № 2 заложили фруктовый сад, пионеры других школ города и района разбили клумбы, посадили декоративные деревья и кусты. Полезное дело взяли на себя пионеры школы-интерната. Они решили вырастить и сдать государству 5 свиней. Рассказали ребята и о том, сколько интересных сборов, утренников, походов провели они в этом году.

После торжественной линейки празднично украшенные колонны под звуки горна и дробь барабана направились к Дому культуры. Впереди колонны медленно двигался мотоцикл со знаменосцем и пионерами с голубями в руках, за ними двигалась колонна физкультурников средней школы № 1, которые выполняли гимнастические упражнения.

В 11 часов 30 минут, в Доме культуры начался смотр художественной самодеятельности, в котором приняли участие 17 коллективов. Сколько было исполнено песен, танцев, прочитано стихов в этот день! И юные исполнители неизменно пользовались большим успехом у зрителей.

Из коллективов средних школ первое место было присуждено художественной самодеятельности Печорской средней школы, второе место поделили Ново-Изборская и Печорская школа № 2. По семилетним школам первое место заняла Колпинская, а по начальным - Кулейская школы.

Лучшим коллективам художественной самодеятельности были вручены похвальные листы райкома ВЛКСМ и подарки.

А. Кузьмина
«Печорская правда»
21 мая 1958 г.

Последний звонок

24 мая у десятиклассников Печорской средней школы № 1 был последний урок. Окончилась веселая школьная жизнь, остались позади десять лет учебы. А как жаль расставаться ребятам с любимой школой, со своими учителями, с товарищами! Последний раз они сидели в этот день за своей партой, жили в сплоченном дружном коллективе. И все это теперь осталось позади. А впереди - самая трудная для них пора - экзамены.

В субботу первоклассники пришли поздравить старших товарищей с окончанием учебного года. В это утро десятиклассники в последний раз собрались всем коллективом у здания школы. Директор Ф. И. Демидов поздравил выпускников с окончанием учебного года, пожелал всем хорошо подготовиться к экзаменам, успешно сдать их и получить аттестат зрелости. Он напомнил выпускникам о режиме дня, чтобы они не забывали о нем во время экзаменов.

... И еще много напутствий, пожеланий и поздравлений услышали они от своих родителей, друзей, знакомых и малышей. Судьба десятиклассников волнует сейчас всех, все желают им самого лучшего.

От имени десятиклассников выступила Ира Белокурова Она попрощалась со своей ставшей такой родной, школой с учителями, которые потратили так много сил, чтобы они стали образованными людьми. Она обратилась к маленьким друзьям, попросив их беречь свою школу, не портить школьного имущества, а главное - хорошо учиться.

С ответным словом от малышей выступила первоклассница Таня Миронова. Она заверила своих старших товарищей, что они будут любить свою школу, бережно относиться к ней и будут стараться как можно лучше учиться. И пусть выпускники не волнуются за малышей: свое слово они сдержат. Затем Таня Миронова пожелала десятиклассникам успешно сдать экзамены.

После выступления Тани первоклассники преподнесли выпускникам букетики цветов: нарциссы, ландыши, анютины глазки.

… И вот прозвенел звонок, возвестивший о начале последнего учебного дня. Десятиклассники направились в свои классы.

Пожелаем же и мы им успешно сдать экзамены и получить аттестат зрелости.

Л. Кузьмина
«Печорская правда»
28 мая 1958 г.

Своё слово сдержали

В одном из апрельских номеров нашей газеты комсомольцы-восьмиклассники Печорской средней школы № 1 рассказали о своем решении вырастить для пригородного колхоза имени Мичурина рассаду овощных культур.

Немало труда и стараний вложили в это дело школьники. Первые зеленые ростки они тщательно охраняли от весенних заморозков, строго соблюдали рекомендуемые правила выращивания зеленой рассады. Труд ребят не пропал даром - 40 тысяч штук рассады передали на днях школьники подшефному колхозу. Члены артели тепло поблагодарили своих юных помощников.

Ценный почин печорских школьников подхватили юннаты Старо-Изборской средней школы. Они обязались вырастить для колхоза 10 тысяч штук рассады. Свое слово сдержали.

«Печорская правда»
28 мая 1958 г.

Районная спартакиада школьников

В минувшее воскресенье на городском стадионе состоялась районная спартакиада школьников пяти средних школ города и района, воспитанников школы-интерната. В соревнованиях приняло участие около трехсот юных спортсменов, что свидетельствует о все возрастающей популярности спорта среди молодежи. Весь день на беговых дорожках и спортивных площадках не утихала жаркая борьба. Юные спортсмены упорно боролись за право называться лучшими. Удалось сделать это, конечно, далеко не всем.

Двадцать спортсменов-юношей участвовали в забегах на сто метров. Лучший результат на этой дистанции показал учащийся средней школы № 1 Николай Пляплин. Его время - 13 секунд не удалось превзойти никому. Две победы на спринтерских дистанциях удалось одержать воспитаннице детского дома Тамаре Горячёвой, защищавшей спортивную честь средней школы. Сначала способная лёгкоатлетка первой - со временем 14,4 секунды - финишировала в беге на сто метров. Затем её никому не удалось обогнать в беге на 200 метров. Оба раза второе и третье места на этих дистанциях заняли Инна Дорош (средняя школа №1) и Валентина Ортикова (школа-интернат).

У юношей на дистанции 200 метров уверенную победу одержал Евгений Дмитриев (средняя школа № 1). Показав время 26,4 секунды, он на 0,7 секунды опередил показавшего второй результат дня Евгения Иванова (средняя школа № 1).

В программу соревнований учащихся был включен тройной прыжок. В этом виде легкой атлетики первенствовал Борис Полянский (средняя школа № 1). Его результат - 11 метров 69 сантиметров. В толкании ядра у юношей победу одержал Владимир Боровинский с результатом 10 метров 40 сантиметров, а в прыжках в длину - Виктор Михайлов (оба из средней школы № 1).

У девушек в толкании ядра неплохой результат - 7 метров 90 сантиметров - показала Инна Дорош. Второй в толкании ядра была учащаяся Ново-Изборской средней школы Зинаида Стальнова. Две победы одержал на соревнованиях учащийся средней школы № 1 Борис Полянский. Второй раз он оказался лучшим в прыжках в высоту. Его результат - 150 сантиметров.

Поздно вечером закончились соревнования юных баскетболистов и баскетболисток. Неплохую игру продемонстрировали на турнире спортсмены Ново-Изборской средней школы. Одержав победы над всеми своими противниками, они заслуженно заняли первое место. У девушек первенствовала команда средней школы № 1.

В командном зачете, намного опередив своих соперников, первое место занял коллектив Печорской средней школы № 1.

«Печорская правда»
30 мая 1958 г.

Экзамены в школах начались!

Закончился учебный год. Затих веселый ребячий гомон. Опустели коридоры и классы школы. Напряженная тишина воцарилась в школьном здании. Лишь временами ее нарушали голоса - это приходили на консультацию выпускники школы. Юноши и девушки с волнением ждали первого экзамена. Ещё и ещё раз просматривали они учебники, листали написанные в течение учебного года сочинения. Всё казалось знакомым, понятным, и всё-таки необъяснимое волнение охватывало каждого при мысли о предстоящем экзамене.

И вот, наконец, наступил этот день. Выпускники снова вошли в свои классы. Председатель экзаменационной комиссии директор школы Ф. И. Демидов вскрывает конверт со списком тем экзаменационных сочинений. Преподаватель русского языка и литературы Л. М. Берников записывает на доске темы сочинений: "Начало революционного пути рабочего класса России в изображении Горького (роман "Мать"), "Семья Болконских в романе Л. Н. Толстого "Война и мир", "Мое любимое произведение советской литературы".

Сразу улеглись волнения: ведь предлагаемые сочинении так хорошо знакомы десятиклассникам. В течение учебного года они не раз писали работы на аналогичные темы. Десятиклассницы Надя Яблонская и Таня Байкова не колеблясь избрали первую тему, Витя Михайлов решил писать сочинение по произведению Л. Н. Толстого "Война и мир". Многие выпускники написали сочинения на тему "Моё любимое произведение советской литературы". Владимир Геркин избрал поэму Маяковского "Владимир Ильич Ленин", Тоня Карпова написала сочинение по роману А. Фадеева "Молодая гвардия", Ира Белокурова - по книге Н. Островского "Как закалялась сталь".

Вместе с десятиклассниками Печорской средней школы № 1 в этот день писали сочинения на аттестат зрелости и 22 выпускника Печорской школы рабочей молодежи. Многие из них также избрали третью тему. "Успех" этой темы среди учащихся средней школы № 1 и школы рабочей молодежи говорит о самостоятельном, творческом подходе выпускников этих школ и изучению родной литературы.

«Печорская правда»
1 июня 1958 г.

По родному краю

Интересную экскурсию совершали 29 мая пятиклассники средней школы № 1. Во главе с преподавателем истории О. Л. Кружковой и директором Печорского краеведческого музея М. С. Вильницем юные экскурсанты осмотрели Старо-Изборскую крепость, ознакомились с планировкой и архитектурой древних построек. Из Старого Изборска школьники направились в деревню Малы. Здесь ребят заинтересовали остатки зданий, возведенных в XVI веке. Обратный путь краеведов пролегал через территорию Гнилкинского и Митковицкого сельсоветов. Более 20 километров прошли в тот день школьники. Усталые, но радостные вернулись они домой. Во время экскурсии ребята узнали много интересного и увлекательного из истории родного края.

М. Семёнов
«Печорская правда»
6 июня 1958 г.

Счастливого пути!

Школьные годы! Как быстро проходят они, эти счастливые дни. Ведь, кажется, совсем недавно сегодняшние выпускники были маленькими, шли в первый класс, так же, как и сейчас, бережно несли букеты цветов для своих учителей. А ведь прошло десятилетие - две пятилетки, за которые неузнаваемо изменилась жизнь нашей Родины: она стала еще краше, богаче, сильнее, стал шире ее размах. И как приятно и радостно вступать в такую жизнь, где ждут твой труд и знания

... Веселые, задорные идут выпускники первой средней школы на свой традиционный выпускной вечер. Они невольно заставляют прохожих любоваться ими, уже не говоря о счастливых родителях, наполненных лаской и любовью.

К семи часам вечера 23 июня зал Дом культуры был заполнен. Здесь юноши и девушки, которые должны получить аттестату зрелости и те, которые получили их в прошлый и предыдущие годы, родители, общественность.

Торжественный педсовет, посвященный тринадцатому выпуску, открывает Борис Михайлович Афанасьев. Величественно звучит Гимн Советского Союза.

- Наша школа готовит учащихся не только к поступлению в высшие учебные заведения, но и помогает им овладеть той или иной специальностью, - говорит в своем кратком докладе Федор Иванович Демидов. - Так, из 104 выпускников - 24 могут работать киномеханиками, 10 выпускников овладели специальностью столяра, четверо могут быть шоферами, 18 - швеями, 8 - вязальщицами. Все эти юноши и девушки имеют прочные знания.

Зачитывается приказ педагогического совета. Один за другим получают выпускники документы об образовании. Пожимая руки своим воспитанникам, Федор Иванович заметно волнуется. Вполне естественно, ведь за все эти годы голубые, серые, карие, черные глаза учеников стали близкими и родными. К столу подходит девушка. Это Зина Григорьева, воспитанница детского дома. Дружными аплодисментами награждают ее товарищи, ведь Зина успешно закончила десятый класс и будет награждена серебряной медалью. Её фамилия, а также фамилии Володи Горкина, Тони Павловой, Алексея Фирсанова будут ежегодно называться на выпускных вечерах, так как они хорошо закончили десятый класс и получат медали.

Аттестаты получены. Сияют лица выпускников. На груди каждого белая розочка, в руках букеты цветов, их преподнесли родители и друзья.

Павел Андреевич Кузьмин - секретарь райкома КПСС и секретарь райкома ВЛКСМ Евгений Алексеевич Ординов тепло поздравляют выпускников с успешным окончанием школы.

- Счастливого пути, дорогие выпускники, народ ждет от вас подвигов в труде и в дальнейшей учебе, - говорит Ординов.

От выпускников выступила Ира Белокурова. Она горячо благодарит нашу родную Коммунистическую партию, давшую возможность получать каждому среднее образование, благодарит учителей за их благородный труд, технический персонал - за своевременные звонки, приучившие школьников к дисциплине.

- Многие из нас пойдут учиться дальше, -говорит Ира, - но большинство будет работать в колхозах, на производстве. Где бы мы ни были, постараемся не подвести нашу родную, милую школу, учителей, родителей.

На трибуне Серёжа Жуков. Высокий, красивый паренек, он волнуется (ведь выступать перед такой большой аудиторией ому не приходилось).

- Я лично решил пойти работать на производство, - эти слова его были встречены бурными аплодисментами товарищей.

Стол президиума покрывается громадными букетами цветов, эти скромные подарки преподнесли вчерашние ученики своим любимым учителям.

Торжественный педсовет окончен. На сцене выпускники, они показывают зрителям свое художественное мастерство, поют и танцуют, читают стихи... А дальше их ждет бал, выпускной бал, который запомнится на всю жизнь.

Счастливого пути, дорогие выпускники!

А. Семёнова
«Печорская правда»
27 июня 1958 г.

Накануне учебного года в школах района

Девять дней осталось до начала занятий в школах. Многие руководители школ, работники сельсоветов проявили большую заботу о подготовке к новому учебному году. Ведь успех учебной и воспитательной работы зависит от хорошей и своевременной подготовки школы к занятиям. Например, ещё в июне в полной готовности к занятиям была Пачковская начальная школа. Большую помощь ей в этом оказала общественность. Правление колхоза имени Александра Невского выделило земельный участок и 9 кубометров леса для забора. Директор кирпичного завода тов. Казаков прислал рабочих, которые срубили этот лес, подвезли к пилораме, распилили его и подвезли к школе. Так же с помощью общественности было отремонтировано школьное здание.

Готовы к новому учебному году Изборская и Ново-Изборская средние, Мильцевская начальная и многие другие школы. В них произведен надлежащий ремонт, пополнены учебные пособия, оборудование производственных мастерских, составлены расписания занятий, учтены дети школьного возраста.

Большую заботу о школах проявили депутаты Печорского сельского Совета. Они тщательно проверили состояние школ, подготовили этот вопрос для обсуждения на заседании исполкома, а затем строго контролировали выполнение принятого решения. В результате деятельности депутатов исполком сельсовета выделил необходимые средства для ремонта школьных зданий, нанял рабочих, организовал доставку топлива. И вот уже к первому июля все пять школ сельсовета были отремонтированы, почти полностью снабжены топливом.

К сожалению, приходится признать, что еще не везде так обстоит дело. Тревожное положение, например, создалось в Ясковской школе, Паниковского сельсовета. Там требовался капитальный ремонт здания. Но сельсовет, да и районный отдел народного образования плохо контролировали подготовку школы к занятиям, вследствие чего эта школа вынуждена начинать учебный год в приспособленном помещении.

К средней школе № 1 сделана пристройка на шесть классных комнат. Казалось бы, это даст возможность разгрузить другие школы города, создать нормальные условия для занятий. Однако расформирование начальной школы № 3 нисколько не меняет положения дел, а наоборот, внесло большую путаницу. Еще ни один родитель учащихся школы № 3 до сих пор не знает, в какую школу должны идти их дети, в какую смену они будут учиться, где и когда им собираться первого сентября, а ведь начало учебного года не за горами.

В очень затруднительное положение поставлены родители. Еще не все дети имеют нужные учебники, а будут они или нет - неизвестно, в магазинах их нет и школа не обеспечила ими. В магазинах очень трудно приобрести тетради, не купишь детям одежду, обувь.

В оставшиеся дни надо приложить все силы к тому, чтобы устранить все недостатки, еще и еще раз проверить все ли сделано для организованного начала учебного года.

Скоро учителя соберутся на свое традиционное августовское совещание. Пусть же оно послужит для них школой опыта, пусть руководители школ, учителя расскажут о том, что им мешало в работе, какие были положительные и отрицательные стороны в ней.

Новый учебный 1958-1959 год должен стать годом больших успехов в учебной и воспитательной работе с нашим подрастающим поколением.

«Печорская правда»
22 августа 1958 г.

Укреплять связь школы с жизнью

(Совещание учителей района)

С 27 по 28 августа в районном Доме культуры проходило традиционное совещание учителей района, которое обсудило доклад заведующего районным отделом народного образования О.А. Боброва "Итоги прошлого учебного года и задачи на новый учебный год", доклады секретаря райкома КПСС П.А. Кузьмина "О воспитательной работе в школах" и секретаря райкома ВЛКСМ Е.А. Ординова "Об улучшении пионерской работы".

О чём говорилось в докладах

Наша страна твердой поступью идет к вершинам человеческого общества - коммунизму.

Для того, чтобы неустанно двигать вперед науку, технику, культуру, без чего немыслим коммунизм, нужны образованные, высококвалифицированные люди. Фундамент знаний закладывается в общеобразовательных школах. Вот почему наша партия и правительство придают такое огромное значение народному образованию. В социалистической стране не должно быть недоучек, малограмотных людей. С этой целью у нас введен закон о всеобуче.

Тов. Бобров в докладе отметил, что в районе не выполняется этот важный закон. В начале прошлого учебного года не посещало школу 228 детей школьного возраста. К концу года неохваченных учебой было 195 человек. Это говорит о том, что руководители школ, учителя мало работают с родителями, не разъясняют им значение семилетнего и среднего образования, вред, который они причиняют своим детям. Не оперативно принимают меры к родителям, не пускающим детей в школу, сельсоветы и административная комиссия райисполкома.

Далее докладчик остановился на успеваемости учащихся. Он отметил, что успеваемость по району повысилась на 2 процента по сравнению с предыдущим годом и составила 90,1 процента. По средним школам лучших результатов добилась Печорская средняя школа № 1, по семилетним - Мильцевская, по начальным - Заболотская, Будовижская и другие. В Мильцевской школе, например, успеваемость составила 95,5 процента, т. е. на 5,5 процента выше, чем она была в 1956-1957 учебном году. Заболотская, Будовижская и некоторые другие школы доби-лись стопроцентной успеваемости.

Однако во многих школах успеваемость еще очень низка. Хуже всех результаты в Колпинской школе (успеваемость немногим более 75 процентов).

Большой процент неуспевающих падает на пятые классы. Это говорит о том, что в начальных школах низко качество преподавания. Характерно то, что уже в первых классах большое количество отстающих учеников, и естественно, что этот брак так и остается до выпуска из школы, то есть до поступления таких учащихся в пятые классы.

Как и в прошлые годы, наибольшее число отстающих - по русскому языку и арифметике.

- Такое положение дел создалось потому, что многие учителя проводят уроки скучно, неинтересно, излагают материал сухо, строго придерживаясь учебников, а руководители школ редко бывают на уроках, мало интересуются качеством преподавания, - сказал докладчик.

Далее он подверг анализу работу отдельных учителей.

Секретарь райкома КПСС тов. Кузьмин в докладе о воспитательной работе в школах, изложил содержание речи тов. Хрущева на XIII съезде ВЛКСМ, остановился на задачах воспитательной работы, вытекающих из этой речи. Он подчеркнул, что в этом вопросе у нас в районе еще много недостатков, особенно их много в политехническом обучении ребят.

Секретарь райкома ВЛКСМ тов. Ординов говорил о необходимости перестройки работы в пионерских организациях, что эту работу надо строить в соответствии с возрастными особенностями пионеров.

После этого началось обсуждение трех докладов. В прениях выступили преподаватель по труду Печорской средней школы № 1 тов. Серебряков, директора Паниковской, Киршинской и Мильцевской семилетних школ тт. Николаев, Хаецкий, Шубин, заведующая библиотекой профсоюза работников начальной и средней щколы тов. Абрамова, заведующий учебной частью Печорской средней школы № 1 тов. Афанасьев, председатель исполкома райсовета тов. Дмитренко и другие.

Из фанерного ящика много не сделаешь

(Из выступления преподавателя по труду Печорской средней школы № 1 тов. Серебрякова)

Двадцатый съезд партии и тов. Хрущёв в речи на XIII съезде ВЛКСМ поставили большую и почётную задачу перед школами - привить детям любовь к труду, подготовить к самостоятельной трудовой жизни.

С этой целью в школах создаются производственные мастерские. Это очень хорошо. Но одних мастерских мало. Прежде всего надо создать условия для нормальной их работы. Программа большая, для того, чтобы ее выполнить, нам надо одного только листового железа больше 60 листов, много фанеры. А вместо этого нам дали жестяные консервные банки, да несколько фанерных ящиков. Из такого "материала" много не сделаешь. Необходимо позаботиться о централизованном снабжении материалом.

Создать межшкольные мастерские

(Из выступления завуча Печорской средней школы № 1тов. Афанасьева)

Газета "Псковская правда" критиковала наш район за большие недостатки в работе школ и особенно за кустарничество в политехническом обучении детей. Нам приходится целиком и полностью согласиться с этой критикой.

Что надо сделать для того, чтобы избежать кустарщины? У нас в Печорах есть мастерские в средней школе № 1, в детском доме, в школе-интернате, в школе № 2. Имеется в них кое-какое оборудование, работают не особенно квалифицированные преподаватели по труду, окончившие краткосрочные курсы. Все это, конечно, не то, что нужно. На зарплату заведующим мастерскими, на преподавателей и на оборудование мы тратим большие деньги, а толку от этого мало.

Я предлагаю построить хорошее здание и создать в нем межшкольную мастерскую, пригласить опытного мастера, двух-трех высококвалифицированных преподавателей. Такое решение вопроса откроет нам большие перспективы и создаст условия для настоящей политехнизации обучения детей.

«Печорская правда»
31 августа 1958 г.

Снова за партой

Как незаметно пролетело веселое шумное лето: словно вчера, начались каникулы, а вот уже и в школу пора.

С каким волнением всегда ждут этот день учащиеся и их родители. Ещё задолго до занятий школьники проявили заботу о том, чтобы купить тетради, учебники, обернуть их, сделать на них красивые надписи. Родители хлопотали о том, чтобы купить для детей новый костюм, обувь.

Наконец, наступил долгожданный, всегда такой волнующий и торжественный день - первое сентября. Если даже не заглянешь в календарь, все равно можно определить это число. С самого раннего утра по улицам города веселыми стайками, парами и одиночками спешили в школу мальчики и девочки. Девочки в форменных платьях, белых передниках, с пышными бантами, мальчики тоже в форменных, а иные в вельветовых костюмах. И на груди очень многих из них алели пионерские галстуки.

Время приближалось к двум часам дня. Около средней школы № 2 собралась шумная, нарядная детвора, родители. На кого ни взглянешь, у всех цветы - море ярких, осенних цветов. В этой школе нынче будут учиться учащиеся третьих и четвертых классов средней школы № 1. Школа, чистая, светлая, гостеприимно распахнула двери.

Выходят учителя. Ребята строятся парами и направляются в классы, рассаживаются по партам.

В четвертом классе, где учительница В. С. Микула, все учащиеся в сборе. Также организованно собрались ученики Н. М. Весской и других учителей.

Раздается звонок. В классах водворяется торжественная тишина. Начинается первый урок.

М. Букина
«Печорская правда»
3 сентября 1958 г.

Школьники выпустили стенгазету в колхозе

Учащиеся 8 "А" класса Печорской средней школы № 1, работая в колхозе "Нива", выпустили юмористическую стенную газету. В номере рассказывается о передовиках колхозного производства, остро критикуются нерадивые колхозники, не вырабатывающие минимум трудодней.

...

М. Романов, преподаватель средней школы № 1
«Печорская правда»
5 октября 1958 г.

С горячим сердцем

Вот сидит, бывало, Вера на уроке, слушает учительницу, смотрит в её ласковые, немного усталые глаза и думает: "Обязательно буду учительницей". И стала ею.

Когда Вера окончила школу, сразу, без малейших колебаний, пошла в педагогическое училище. Правда, ей не удалось попасть на учительское отделение, а пришлось учиться на отделении пионервожатых, но девушка утешала себя мыслью, что со временем добьется своего.

Быстро пролетели годы учёбы. Вот уже получено и назначение на работу старшей пионервожатой в Печорскую среднюю школу. Потекли рабочие будни. Но будни ли? Ведь каждый день приносил столько волнений, был насыщен такими яркими событиями, что надолго сохранился в памяти.

В средней школе в то время была большая пионерская организация, в нее входили десятки мальчиков и девочек. Это значит, что Вере, теперь уже Вере Васильевне, приходилось иметь дело с десятками самых различных характеров. Ох, и трудные же были среди них ребята! Один - галстук не носит, другой - учится плохо, то дойдут слухи, что пионер дома плохо себя ведет.

Захватила работа комсомолку Веру Ларионову. Но мечта стать учительницей не покидала ее.

Наконец-то эта мечта осуществилась! Как неудержимо забилось сердце, когда ей предложили учительскую работу. Первый класс? Ну что ж из этого! Пусть будет так. Зато какое широкое поле для работы.

... Первое сентября. Класс Веры Васильевны заполнили 34 девочки н мальчика. Больше мальчиков. Какие они все были маленькие, наивные, трогательные.

Галя Хабарова. Эта семилетняя девочка была старшей из четырех ребят в семье. Не знала ни одной буквы, как держать себя в школе.

- Встанет, бывало, и скажет: "Ну, я пошла, тетенька!" - вспоминает Вера Васильевна. "Куда?" - спросишь. "А домой". Но зато как было развито чувство товарищества у этой девочки. Ведь она старшая сестренка в семье, а значит, ей приходилось ухаживать за младшими, заботиться о них, играть с ними. Кроме того, Галя была приучена к самостоятельности, к труду.

Вот этими-то качествами и воспользовалась учительница. Она помогала девочке в учебе, занималась с ней отдельно. И вскоре Галя вошла в колею школьной жизни и стала успевающей ученицей. Какая была для нее радость, когда в ее тетради появилась первая четверка, а вскоре и пятерки стали все чаще и чаще красоваться в тетрадях.

Так шаг за шагом, день за днем Вера Васильевна приучала детей к усидчивости, труду, воспитывала у них любовь к знаниям.

Учительница-комсомолка придает большое значение воспитательному процессу. Она стремилась привить малышам элементарные правила поведения, понятие о чести, дружбе и товариществе, уважение к старшим, особенно к своим родителям, внушить им любовь к Родине, к школе: вот какие вопросы были поставлены в основу воспитания. И тут учительница нашла живые и интересные формы работы с детьми.

Приближалось восьмое марта.

В этот день были приглашены все мамы. С какой любовью и вкусом был украшен класс! А какой интересный концерт подготовили ребятишки! После концерта Таня Миронова поздравила мам с праздником, а затем дети приподнесли им подарки: вышивки, красивые рамки для карточек. А какую замечательную рамку выпилил из фанеры Boвa Анохин!

Некоторые ребята приходили в школу в нечищеной обуви, неопрятной одежде, с грязными руками. Следовательно, надо их приучить к аккуратности. Но как это сделать? Вера Васильевна не ограничилась сухой беседой, а придумала доходчивый и увлекательный метод воздействия. Кто не знает замечательного Мойдодыра! Вот его-то и при звала в помощь учительница. Мойдодыр "прислал" письмо ребятам, в котором извещал, что те ребята, которые будут ходить в школу чистыми, получат набор открыток с изображением мыла. В течение недели проверяли руки, шеи, уши. Затем в проверке отпала необходимость, ребята привыкли ходит чистыми. Такой же поход был организован за чистоту одежды, обуви. А затем была поставлена пьеска "Мойдодырм.

... Закончен учебный год. Стопроцентная успеваемость. Таков был итог вдумчивой и творческой работы учительницы.

Наступил новый 1958-59 учебный год. В классе Веры Васильевны Ларионовой теперь уже 40 человек. Он пополнился учениками из расформированной школы № 3. Среди них есть и слабые ребята: Подкопов, Хотинский. Значит, опять упорный труд, опять искание новых методов, подходов к ним.

Мы рассказали об одной стороне работы комсомолки Веры Васильевны Ларионовой. Нельзя умолчать о том, что она является еще и большой общественницей. Секретарь учительской комсомольской организации, член Общества по распространению политических и научных знаний - вот далеко неполный круг ее обязанностей на общественном поприще.

М. Букина
«Печорская правда»
24 октября 1958 г.

В первом классе Печорской средней школы № 1.

«Печорская правда»
7 ноября 1958 г.

Ближе к жизни, к производству

Обсуждаем тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране".

Воспитывать в труде

Мне, как члену родительского комитета, на протяжении ряда лет приходится держать тесную связь со школой и родителями, и поэтому сегодня хочется высказать свои соображения по поводу перестройки системы народного образования.

В школах необходимо учесть особенности женского и мужского труда. Мальчики должны уметь не только подмести пол, принести воду, нарубить дров, полить грядку, они должны также уметь сделать вешалку, отремонтировать стул, электроплитку, электроутюг, запаять кастрюлю и т.д. Этому должны их научить в школе.

Девочек за время учёбы в школе надо обязательно обучать кулинарии, кройке и шитью, начиная с пятого класса. В прошлом году в средней школе № 1 для выпускников был организован кружок "Домоводства". Начало было сделано хорошее, но, разумеется, время не позволяло практически закреплять прочитанные лекции по домоводству. Однако эти занятия характерно показали самостоятельность и интересы девочек из детского дома. Они живо интересовались всем, задавали дополнительные вопросы, чувствовалось, что эти дети умеют самостоятельно обслуживать себя, не то что дети, воспитывающиеся у родителей.

Решая задачу коммунистического воспитания подрастающего поколения, школа, вместе с родителями, должна глубоко продумать, как научить юношу и девушку любить физический труд, трудовую жизнь, чтобы они были самостоятельными во всех отношениях, чтобы после окончания школы смело шли на производство, в колхозы, на стройки.

В. Румянцева, председатель родительского комитета средней школы № 1

Учителя предлагают

Уменьшить наполняемость классов в начальной школе до 30 учащихся. В первых классах следует сократить урок на 10-15 минут.

В. Лебедева

Начинать обучение детей надо с восьмилетнего возраста. Целесообразность этого мероприятия подсказана педагогической практикой. Кроме того, ко времени окончания школы-восьмилетки учащимся будет исполняться 16 лет и они смогут работать на производстве.

Е. Панова, Н. Миронов

Считаю, что административный аппарат школы нужно сохранить в прежнем виде, за исключением должности завхоза. Эту должность следует упразднить и все хозяйственные дела передать в ведение директора школы.

Г. Щегольков

Нужны ли такие школы?

Школы для особо одарённых в науках с детских лет будут культивировать у своих питомцев какую-то исключительность и привилегированность в отношении к остальной, не одарённой особыми талантами, молодёжи и могут даже порождать нездоровые взгляды и дилетантство. Только в упорном, кропотливом, систематическом труде человек постигает все те богатства знаний, которые выработало человечество.

Моё мнение такое: школы для особо одарённых детей не создавать. На втором же этапе обучения для всей молодёжи следует создать такие условия, чтобы она могла получить глубокие и прочные знания, всемерно развить свои дарования и способности. Для этого, мне кажется, на втором этапе обучения неуспевающих учащихся следует отчислять из школы.

Л. Берников, учитель
«Печорская правда»
14 декабря 1958 г.