Учащимся - глубокие и прочные знания

Закончило свою работу районное совещание учителей. Оно продолжалось три дня. Участники январского совещания заслушали и обсудили доклад инспектора районного отдела народного образования тов. Васильева "Об итогах работы школ в первом полугодии и задачах на второе полугодие 1951-52 учебного года" и доклад секретаря райкома ВЛКСМ тов. Павлова "О задачах школы и учителей по улучшению работы пионерской организации в связи с итогами VII пленума ЦК ВЛКСМ".

В первой половине этого учебного года несколько повысилась успеваемость учащихся. Высокой успеваемости добились учителя Кулиской, Мокшинской, Плесковской, Нурменской, Кранцовской и некоторых других школ. Улучшили свою работу Ново-Изборская н Печорская средние, Митковицкая и Кошельская семилетние школы. Преподаватель математики Ново-Изборской средней школы тов. Миронов, преподаватели физики и химии т. т. Афанасьев и Орденов (Печоры) добились хорошей успеваемости учащихся по преподаваемым ими предметам.

Однако в работе школ имеется еще много серьезных недостатков. До сих пор 65 учеников не охвачены всеобучем. Имеется отсев учащихся. Только учителя Лезговской школы не вовлекли в школу 9 ребят. Заведующая школой тов. Гвоздева в течение всего полугодия ничего не сделала к тому, что бы выполнить закон о всеобуче. Не выполнен закон всеобуча по Бельской семилетней и ряду других школ.

- Вопрос о всеобуче,- сказал в своей выступлении директор Печорской средней школы тов. Демидов,- наше кровное дело. Но странно то, что целый ряд сельсоветов и исполком Печорского горсовета депутатов трудящихся не оказывают школам в этой работе необходимой помощи.

О необходимости немедленного выполнения закона о всеобуче говорил и директор Мильцевской семилетней школы тов. Васильев.

В первом полугодии по школам района неуспевает 894 человека. Наиболее низкая успеваемость учащихся в Городищенской, Тайловской, Колпинской, Зимне-Борковской и некоторых других школах. Учителя Будовижской, Головинской школ во второй учебной четверти по сравнению с первой четвертью снизили успеваемость учащихся. По русскому языку неуспевающих учеников насчитывается в районе 539 человек.

Успех борьбы за высокую успеваемость учащихся определяется прежде всего правильной организацией учебно-педагогического процесса в школе. Первостепенное значение в деле повышения качества преподавания языков и всех общественных дисциплин имеет гениальный труд товарища Сталина "Марксизм и вопросы языкознания".

Выступая в прениях, завуч Старо-Изборской семилетней школы тов. Лощаков сказал:- Нас, завучей, интересуют многие вопросы педагогической работы. Но есть среди них и такие, которые особенно волнуют нас. Это - перестройка преподавания русского языка, формы и методы контроля, оказание помощи учителям-предметникам. Как ни странно, но ответа на эти волнующие нас вопросы, а также и помощи мы не получаем. За пять лет моей работы завучем, РОНО пригласило нас только один раз на семинар.

О закреплении знаний учащихся по пройденному материалу, о выработке у детей прилежности и внимания к изучаемому предмету, как об одной из главных форм борьбы учителя за повышение успеваемости, говорил в своем выступлении директор Ново-Изборской средней школы тов. Воскресенский.

Об отсутствии необходимого руководства со стороны РОНО кустовыми методическими объединениями учителей говорили завуч средней школы тов. Павлов и другие работники школ.

Заведующая районным педкабинетом тов. Лыско подвергла критике неудовлетворительную работу Бельского кустового методического объединения (руководителъ тов. Семенова), Печорской базовой школы и некоторых других. К сожалению, тов. Лыско ничего не сказала о том, какие мероприятия будут намечены педкабинетом для ликвидации серьезных недостатков в работе кустовых методических объединений и предметных комиссий.

Большие недостатки в учебно-воспитательной работе имеет Тайловская семилетняя школа. Но директор тов. Бондаренко, вместо признания допущенных ошибок, выступил на совещании с целью оправдать недостатки в работе учителей.

Тов. Бондаренко и некоторые другие работники школ, выступившие в прениях, к сожалению, до сих пор не поняли до конца указания В.И. Ленина, что: "... Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей".

Борьба за глубокие и прочные знания школьников требует улучшения постановки всей учебно-воспитательной работы, повышения качества каждого урока по каждому предмету. Долг советского учителя - неустанно повышать свой идейно-теоретический уровень и педагогическое мастерство. В этом учителям обязаны повседневно помогать работники районного отдела народного образования.

С докладом по второму вопросу выступил секретарь райкома ВЛКСМ тов. Павлов.

Большую роль в улучшении работы школы, в деле коммунистического воспитания учащихся призваны играть комсомольские и пионерские организации. Строя всю свою работу в тесном контакте с учителями, они могут и должны всемерно помогать школе в деле обучения и воспитания учащихся.

- За последнее время,- говорит докладчик,- замечается оживление пионерской работы в большинстве школ. Только за вторую учебную четверть в пионерскую организацию вступило свыше 200 школьников. В Булатновской, Кулиской, Медовской, Моложевской и других школах все пионеры успевают. Разнообразно строится пионерская работа в Печорской базовой школе. Здесь почти все учащиеся пионерского возраста состоят пионерами. Значительно улучшилась работа районного Дома пионеров.

Однако, в пионерской работе имеются еще большие недостатки. В Грабиловской и Будовижской школах не созданы пионерские организации, 12 пионерских дружин не росли. Еще не везде пионерские организации стали помощниками учителей в их работе по обучению и воспитанию детей. 8 процентов пионеров района неуспевают.

В прениях по докладу тов. Павлова выступили заведующая Печорской базовой школой тов. Авдошина, старшая пионервожатая Печорского детского дома № 1 тов. Обнорская, заведующая Затрубской школой тов. Эйт, директор районного дома пионеров тов. Чернышева.

Поделившись опытом организации пионерской работы в школе, тов. Авдошина сделала заслуженный упрек в адрес райкома комсомола, работники которого не оказывают пионерскому активу школы практической помощи, не бывают на сборах пионерских отрядов и звеньев.

О слабой помощи со стороны отдела пионеров райкома комсомола говорила и пионервожатая тов. Обнорская. Большую и разнообразную работу по воспитанию пионеров ведет районный Дом пионеров.

Об этом рассказала на совещании директор дома пионеров тов. Чернышева. В своем выступлении она предъявила районному отделу народного образования и райкому ВЛКСМ требования по улучшению руководства работой Дома пионеров.

- На деле,- говорит она,- получается так, что Дом пионеров варится в собственном соку. Ни в будни, ни в праздничные дни не знают сюда дороги работники РОНО и paйкома комсомола.

По обсужденным вопросам совещание приняло соответствующие постановления. В них говорится, что патриотический долг советских учителей - неустанно вооружать учащихся глубокими, прочными знаниями основ наук, воспитывать их в духе горячей любви к советской Родине, партии Ленина-Сталина, готовить активных строителей коммунизма.

«Печорская правда»
9 января 1952 г.

За воспитание сознательной дисциплины у школьников

Воспитание сознательной дисциплины у школьников - одно из важнейших разделов работы учителя, классного руководителя, пионерских и комсомольских организаций. Сознательная дисциплина в школе является необходимым условием успешного воспитания и обучения школьников.

Большинство наших учащихся сознают необходимость выполнения установленных в школе норм и правил поведения и добровольно без принуждения подчиняются им. Однако в некоторых школах есть ученики, которые нарушают "Правила для учащихся". Ученица 9 класса Печорской средней школы рабочей молодежи не приготовила урок. Учитель совершенно законно поставил ей плохую оценку и объяснил, почему она заслужила эту оценку. Ученица вступила в пререкания, пошла с жалобой к завучу школы. А вот другой пример. В 9-б кл. Печерской средней школы ученик Е. не выполнил домашнего задания, за что получил "2". В ответ на это он начинает грубить учителю, отвлекает класс на 2-3 минуты от работы. Такое вызывающее поведение ученика К. не вызвало возмущения класса, видимо, это не впервые и считается уже нормой. Но хуже всего то, что и в учительской поведение ученика К. считают нормой. В 9-а классе наблюдается опаздывание на уроки, в 7-б на уроках подсказывание и другие проступки. Эти факты говорят о том, что "Правила для учащихся" не дошли до сознания даже тех школьников, которые накануне окончания школы, что в отношении учащихся к учебе и поведению есть еще большие изъяны, а со стороны учителей и руководителей школы налицо самоуспокоенность и отсутствие внимания так называемым "мелочам".

Причины слабой дисциплины в отдельных школах объясняются прежде всего слабой постановкой воспитательной работы в них и недостаточной требовательностью к учащимся. В связи с этим следует сказать, что отдельные учителя наших школ уже в первом классе определяют, - что тот или иной ученик неспособный и оставляют его без внимания. Это уродует ученика, толкает его на привычку бездельничать. Вредные такого рода теории опровергаются успешной работой учителей Бутырской и Висковской начальных школ, в руках которых оказались группы таких учащихся, переведенных из других школ.

Необходимо, чтобы все учителя, руководители школ и работники народного образования твердо усвоили "основное положение советской педагогики, что сознательная дисциплина учащихся воспитывается всем содержанием работы школы". Умелое преподавание учебных предметов, продуманные внеклассные и внешкольные мероприятия, строгий режим, создание в школе сплоченного детского коллектива, активное участие в деятельности пионерских и школьных комсомольских организаций - все это в конечном счете способствует укреплению в школе сознательной дисциплины.

"Правила для учащихся" являются своеобразным кодексом морали советского школьника, законом его жизни и деятельности, поэтому требуется систематически разъяснять и внедрять в жизнь "Правила для учащихся".

А. Васильев, инспектор РОНО.
«Печорская правда»
14 февраля 1952 г.

Перед экзаменами

В Печорской средней школе усиливается подготовка к весенним переводным и выпускным экзаменам.

На днях на педагогическом совете учителя ознакомились с изменениями, внесенными в текущем году в инструкцию по проведению экзаменов по русскому языку и литературе в 5 и 6 классах и на аттестат зрелости.

Педсовет решил провести классные собрания, посвященные предстоящим экзаменам. Организованы консультации для учащихся.

«Печорская правда»
10 апреля 1952 г.

Наши дети учатся работать и творить

У Жени Ефимова нет родителей, живёт он у бабушки. Растить, учить и воспитывать внука старушке помогает государство. Недавно Женя получил бесплатно из школы новые брюки, свитер и ботинки с галошами. На занятия он приходит хорошо одетый и обутый, здоровый и жизнерадостный, как и все сорок учеников моего класса.

Этот маленький факт говорит о многом. Он говорит об огромной заботе и внимании, которыми окружены дети в нашей стране. Живи Женя Ефимов в капиталистической стране, он влачил бы жалкое существование, об учении не смел бы и мечтать.

Для маленьких граждан наша большая страна не жалеет ничего. У нас осуществляется бесплатное всеобщее семилетнее обучение. В районе нашей школы нет ни одного десятилетнего мальчика или девочки, которые не учились бы у меня в классе.

Для отдыха, развлечения и развития талантов детей у нас строятся дворцы, санатории, организуются летние лагеря. Хорошо отдыхают во время каникул, в свободное время наши ученики в Доме пионеров, открытом в Печорах благодаря заботам о подрастающем поколении со стороны партийных, советских и общественных организаций.

Мы, советские учителя, обязаны не только дать детям знания, мы должны воспитать их горячими патриотами своей Родины, любящими мирный творческий труд и ненавидящими всякое насилие.

Беседуя однажды со своими учениками об участии детей капиталистических стран в борьбе за мир, я привела рассказ из "Пионерской правды" о том, как одна девочка во Франции расклеивала листовки, призывающие французов подписывать воззвание о заключении Пакта Мира между пятью великими державами, и как ее - потом преследовали за это. Ребята с затаенным дыханием слушали рассказ, и он их очень растрогал. Этот случай говорит, как близко к сердцу принимают дети всенародную борьбу за мир. Да и как им не ненавидеть войну? У Жени Дмитриева и Люды Константиновой отцы погибли на фронте, война отняла близких родных у многих других ребят. Все они знают, какие страдания нашему народу, какие разрушения принесли в советскую страну гитлеровские оккупанты.

Американские людоеды не только размахивают факелом войны, они ведут ее против свободолюбивого корейского народа, применяя бесчеловечные методы вплоть до чумных бактерий. В огне войны гибнут десятки тысяч юных жизней. Все честные люди мира с негодованием протестуют против этих злодеяний, встают в ряды активных борцов за мир. Дети тоже требуют мира, он нужен им для радостного детства, для счастливого будущего.

Н. Гришаева, учительница III класса Печорской средней школы.
«Печорская правда»
20 апреля 1952 г.

Советы родителям в связи с подготовкой учащихся к экзаменам

В школах начался самый ответственный период учебного года: подготовка к переводным и выпускным экзаменам.

В период подготовки к экзаменам от учащихся требуется особенная настойчивость и прилежание. В этом заключается большое воспитательное значение экзаменов.

Учителя работают сейчас напряжённей, чем обычно. Особенное внимание они уделяют повторению пройденного учебного материала, проводят дополнительные занятия с отстающими, стараются сделать все, чтобы школьники пришли на экзамены с прочными, глубокими знаниями.

Большую помощь в подготовке к экзаменам могут оказать школе родители. Они должны сейчас внимательнее следить за своими детьми - учениками, которым предстоит сдавать экзамены.

Необходимо прежде всего позаботиться о создании наиболее лучших условий для домашних занятий, не отвлекать от них школьника, не мешать ему готовиться к экзаменам. Неплохо, по возможности, предоставить для этого отдельную комнату, в крайнем случае, обязательно - отдельный стол.

Очень важное значение в период подготовки к экзаменам имеет соблюдение школьником режима дня. Точно в определенное время он должен вставать с постели, точно в определенные часы заниматься, отдыхать, ложиться спать. Для учеников, которые, не имеют режима дня, нужно немедленно установить его и обеспечить строгое соблюдение. В тех случаях, когда режим дня у школьника имеется и он соблюдается, нельзя сейчас вносить в него какие-либо изменения - это может привести к отрицательным результатам.

Серьезное внимание нужно обратить на отдых школьников. Сейчас ребят тянет на улицу, к играм на воздухе. Конечно, отдыхать детям нужно главным образом на воздухе, но в этом должна соблюдаться мера. Не надо допускать, чтобы ученики, заигравшись, забывали о заданиях учителя на дом, чтобы они играли до усталости. Нельзя школьникам в период подготовки к экзаменам играть в футбол и другие сильно утомляющие игры. Отдыхать лучше всего, прогуливаясь на улице.

Утренняя физическая зарядка, обтирание тела холодной водой закаляют человека, укрепляют нервную систему, усиливают жизнедеятельность организма. Физзарядку и обтирание, по показаниям врача, надо рекомендовать всем школьникам. Об этом также надо позаботиться родителям.

Особый совет родителям, дети которых отстают по одному или нескольким предметам. Нельзя, как говорят, падать духом. Некоторые отстающие ученики заранее решают, что экзаменов им все равно не сдать, не стоит поэтому и трудиться. Такое настроение безнадежности у ребят нередко поддерживают и родители. Это неправильно. Еще есть время, чтобы отстающий ученик, проявив упорство сам, с помощью учителя и родителей подтянулся, наверстал упущенное и пришел к экзаменам с необходимыми знаниями.

Экзамены в жизни школьника - большое событие. Подготовка к ним должна соответствовать их значению. В семье на этот период должна быть создана атмосфера всеобщего интереса к экзаменам. Школьник должен чувствовать, что об экзаменах заботится не только он сам, но и отец, и мать, и вся семья.

Н. Гришаева, учительница Печорской средней школы.
«Печорская правда»
30 апреля 1952 г.

О подготовке и сдаче экзаменов на аттестат зрелости

В жизни учеников десятых классов средних школ наступает ответственный период - сдача экзаменов на аттестат зрелости. Само название этих экзаменов говорит за то, что от оканчивающих среднюю школу потребуется не только знание фактического материала, но и зрелость мысли, самостоятельность суждений, уменье связывать практику с жизнью, теорию с практикой. И это естественно, ибо средняя школа подготовляет молодежь к самостоятельной жизни и труду.

Уже теперь в период подготовки к экзаменам от учеников требуется напряженная работа по восстановлению в памяти программного материала прошлых лет учебы и осмысливанию его.

В этот напряженный период учащиеся нуждаются в особом внимании со стороны взрослых и в их помощи. Учительский коллектив, партийные, комсомольские организации должны оказывать всестороннюю помощь сдающим экзамены. Особое внимание к учащимся должно быть и со стороны их родителей.

Школа помогает подготовить их детей к трудовой жизни, дает им определенные знания. Семейная обстановка, в которой находятся учащиеся, должна способствовать их отличной учебе и успешной сдаче экзаменов. Не нужно родителям в этот период загружать детей домашней работой по хозяйству. Необходимо создавать все условия для выполнения домашних заданий и подготовки к экзаменам. Держать связь со школой, знать как учатся дети, создавать в семье атмосферу заинтересованности учебой детей, и этим повысить их ответственность за успешное окончание средней школы. Радоваться вместе с детьми их успехам и помогать им в преодолении трудностей.

Тесная взаимосвязь родителей со школой может помочь ученикам успешно окончить среднюю школу и получить аттестат зрелости, который откроет им двери высших учебных заведений.

В. Павлов, завуч Печорской средней школы.
«Печорская правда»
9 мая 1952 г.

Физическое воспитание молодёжи

Закончился 1951-52 учебный год. В Печорской средней школе подведены итоги успеваемости учащихся по физкультуре. Учащиеся 8-11 классов имеют стопроцентную успеваемость. Многие сдали нормы "Готов к труду и обороне". Юным спортсменам Юрию Михайлову, Борису Варушину, Теи Ванкер, Людмиле Быковой присвоен третий спортивный разряд, Станиславу Панкратову, Олегу Смирнову - второй разряд.

Сейчас команда физкультурников школы готовится к районной школьной спартакиаде, которая состоится 15 июня.

М. Романов, преподаватель физической культуры.
«Печорская правда»
18 мая 1952 г.

Общегородской пионерский утренник

В торжественной обстановке прошёл 18 мая городской пионерский утренник, посвященный тридцатилетию пионерской организации.

12 часов дня. У здания Печорской средней школы стройными рядами выстроились пионерские дружины города. Отсюда под музыку духового оркестра празднично оформленная колонна пионеров прошла по главным улицам города к районному Дому культуры. Торжественное шествие открыли пионерские дружины детских домов. Юные демонстранты несли красные знамена, на которых золотом вышит пионерский девиз: "К борьбе за дело Ленина-Сталина будь готов!", обрамленные цветами портреты вождей В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Просторный зал Дома культуры заполнила жизнерадостная пионерия. В глубине сцены, на фоне кумачевого полотнища бюст В. И. Ленина.

Вступительной речью секретаря райкома комсомола тов. Павлова открылся утренник пионеров города.

Доклад о 30-летии пионерской организации имени В. И. Ленина сделал секретарь райкома ВКП(б) тов. Прокофьев В. Я.

За свое 30-летие,- говорит докладчик,- пионерская организация выросла в девятнадцатимиллионный отряд юных ленинцев, свято хранящих торжественную клятву верности заветам Ильича, данную ими в 1924 году.

Тов. Прокофьев называет славные имена пионеров-героев, которых вырастили пионерская организация и комсомол. Среди них: Павлик Морозов, смелые разведчики Володя Дубинин и Валя Котик, всем известные имена Зои Космодемьянской и Лизы Чайкиной, Саши Чекалинa и Олега Кошевого и многих, многих других.

Докладчик рассказал об успехах в учебе пионеров школ города. - Со 100-процентной успеваемостью,- говорит он,- отмечают 30-летие пионерской организации имени В. И. Ленина четвертый, пятый и седьмой пионерские отряды семилетней школы № 4, а также целый ряд пионерских отрядов других школ.

Пионеров горячо приветствуют представители исполкома районного Совета депутатов грудящихся, района и школ, представители от родителей. С ответным словом выступают пионеры Рита Мокшакова, Григорьева и другие.

В заключение пионерского сбора состоялся большой концерт художественной самодеятельности, который, по существу, превратился в смотр детских талантов.

Т. Юдина, старшая пионервожатая базовой школы.
«Печорская правда»
21 мая 1952 г.

Учителя повышают свой теоретический уровень

Советская интеллигенция верой и правдой служит своему народу, вдохновенно трудится на благо Родины. Она, говорит товарищ Сталин, "вместе с рабочими и крестьянами, в одной упряжке с ними, ведет стройку нового бесклассового социалистического общества".

Чтобы успешнее служить народу, лучше выполнять возложенные на работников умственного труда обязанности, учителя и агрономы, врачи и деятели искусств должны настойчиво совершенствовать свою деловую квалификацию, неустанно повышать свой идейно-политический уровень.

Учителя Печорской средней школы хорошо помнят это важнейшее требование и стараются выполнить его. Все они учатся - одни заочно в институтах, другие, работая над изучением основ марксистско-ленинской теории.

Труды В. И. Ленина и И. В. Сталина изучают 25 учителей школы. Методом учебы является самостоятельная работа. Весь изучаемый материал тщательно конспектируется.

Для оказания помощи друг другу, а также для контроля над работой, первичная парторганизация школы проводит теоретические собеседования. Таких собеседований за период с сентября 1951 года по май текущего года было шесть.

Последнее итоговое собеседование, которое состоялось 19 мая, было посвящено трём классическим работам по марксизму-ленинизму - "Очередные задачи Советской власти" В. И. Ленина, "Марксизм и национальный вопрос" и "Марксизм и вопросы языкознания" И. В. Сталина.

Это собеседование, как и предыдущие, прошло активно, выступили все его участники. Оно показало, что большинство учителей серьезно относится к повышению своих политических знаний, что они оценили большое значение теории, являющейся основой практической работы.

Особо следует отметить учителей О. С. Масленикову и В. И. Герасимову. Их звания изучаемого материала глубоки и прочны.

Существенным недостатком в самостоятельной работе некоторых учителей над изучением основ марксизма-ленинизма является формализм, начетничество. Отдельные товарищи еще не совсем уяснили себе, что в учебе нужна не зубрёжка, а знание основ теории, умение ориентироваться в ней, применять ее положения в повседневной жизни, в практической работе.

Период зимней учебы окончился. Но это не значит, что сейчас можно отложить книги в сторону, забросить работу над повышением своих знаний. Наоборот, учебу надо продолжать и в период летних каникул - к такому выводу пришли учителя средней школы и наметили план самостоятельной работы по изучению основ марксизма-ленинизма на ближайшие три месяца. В свободное от основной работы, в каникулярное время они решили изучать материалы по наиболее трудному разделу марксистско-ленинской теории - диалектический и исторический материализм, в частности, ленинские "Философские тетради", в которых собраны основные мысли Владимир Ильича по диалектике.

Надо полагать, что учителя за летний период еще выше поднимут свой теоретический уровень и благодаря этому в новом учебном году добьются более лучших результатов в своей практической работе по обучению и воспитанию детей.

Н. Воронова.
«Печорская правда»
21 мая 1952 г.

Хорошее начало

9 часов утра. Директор Печорской средней школы Федор Иванович Демидов поздравляет учащихся с началом экзаменов и приглашает их в классы.

Один из классов занимают учащиеся выпускного десятого класса. Здесь каждому предоставлено отдельное рабочее место. Председатель государственной экзаменационной комиссии Ф. И. Демидов вскрывает голубой конверт.

"Какие темы для сочинения?". Этот вопрос волнует всех: и экзаменующихся и членов комиссии.

- Первая тема,- объявляет преподаватель русского языка и литературы М. Ф. Яснова,- "Разоблачение капиталистического мира в творчестве А. М. Горького (роман "Мать", публицистика)".

Вторая тема "Патриотизм творчества Н. В. Гоголя".

И третья - "Комсомол в годы гражданской войны по роману Н. А. Островского "Как закалялась сталь".

На лицах экзаменующихся удовлетворение. Темы знакомые, близкие сердцу каждого.

Отличница учебы Тамара Ширяева свой выбор останавливает на первой теме. Ей хорошо знакомы и другие, но эта тема особенно пришлась по сердцу.

Большинство экзаменующихся на аттестат зрелости взяло для своих сочинений первую и вторую темы.

Комната № 4. Здесь держат экзамен по истории учащиеся 9 класса. Отвечает Николай Иванов. Он рассказывает о борьбе парижских коммунаров с версальцами, о причинах поражения Парижской Коммуны.

Все учащиеся 9 класса выявили на экзаменах глубокие и прочные знания предмета. 16 человек получили отметки "5" и "4" и 19 человек "3". Плохих отметок нет.

Заслуженную оценку "5" получили Николай Иванов, Ангелина Светлова, Сергей Перов и многие другие. Пустеют классы. Экзаменационная комиссия приступила к проверке сочинений.

- Хорошее начало,- не без удовлетворения замечает Мария Федоровна Яснова, откладывая последнюю просмотренную экзаменационную работу десятиклассника.

Из 37 экзаменовавшихся на аттестат зрелости - 22 получили за сочинение отметку "4" и "5", остальные 15 - написали на "три".

На "5" написали сочинение Тамара Ширяева, Валя Туманова, Станислав Панкратов и Валя Абрамова.

Н. Александрова.
«Печорская правда»
23 мая 1952 г.

Первый раз

В жизни каждого человека бывают особенно памятные даты и события. Безошибочно можно сказать, что для учащихся четвертых классов такой датой станет двадцатое мая. В этот день каждый из них пережил необычное событие: сдавал первый раз в жизни школьный экзамен.

...Утро. Учащиеся спешат к школе. Они в праздничных платьях, с букетами цветов в руках. Вот в класс входит ученик Никита Лозовский. Он улыбается - это хороший признак. За ним - Таня Земмель. На лице девочки легкий румянец волнения. Но и она чувствует себя уверенно, и волнует ее не сомнение в своих знаниях, а необычность, торжественность момента.

Ребята занимают места за у партами. Перед ними листы чистой бумаги, чернильницы, ручки. Первый экзамен - письменная работа по русскому языку.

Учительница Валентина Ивановна Лебедева начинает диктовку. И она заметно волнуется. Ее волнение понятно: через два-три часа будут известны результаты ее долгого кропотливого труда по обучению своих сорока питомцев важнейшему предмету - pycскому языку.

В классе тишина. Она нарушается лишь голосом учительницы да чуть слышным скрипом перьев и шорохом бумаги.

Проходит час. Диктант окончен. Проверяем, как его написали. Ставим оценки. Пятерки, четверки и редко - тройки. Подводим итог.

Ученик Лозовский написал диктант на пятерку. Отличную оценку получила и Таня Земмель и еще семеро учеников. Девятнадцать экзаменующихся выполнили работу на "4" и только 12 - на "3".

Вчера в четвертом классе нашей школы состоялся второй экзамен - устный по русскому языку.

Н. Гришаева, учительница Печорской средней школы
«Печорская правда»
23 мая 1952 г.

Детский утренник

1 июня в Печорском Доме пионеров состоялся утренник, посвященный окончанию учебного года в начальных школах.

Празднично одетыми пришли на утренник учащиеся 1-4 классов школ города и села. Всего свыше 100 человек.

С докладом об итогах учебного года учащихся начальных классов выступила заведующая отделом пионеров райкома комсомола тов. Павлова.

После доклада состоялся концерт учащихся музыкальной школы.

Н. Набокова.
«Печорская правда»
4 июня 1952 г.

Сбылись пророческие слова великого поэта

"Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык..." - писал А. С. Пушкин.

Сбылись пророческие слова поэта. Пушкина знает и горячо любит весь наш народ.

Прекрасно все его творчество. Но особенно нам нравится роман в стихах "Евгений Онегин", в нем бесподобно изображены и русская природа, и русский характер, показана красота русского языка. Недаром великий критик Белинский назвал это гениальное произведение Александра Сергеевича энциклопедией русской жизни.

"Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный..."

Свободный советский народ, освободившийся от угнетения, бережно хранит в своих сердцах имя своего великого предка, восславлявшего свободу в жестокий век.

Это дорогое имя вечно будет жить в наших сердцах.

В. Рыжик, Г. Васильева, учащиеся Печорской средней школы.
«Печорская правда»
6 июня 1952 г.

Праздник песни пионеров и школьников

Прошел учебный год. Закончились экзамены. У школьников советской страны начался летний отдых. В поле, в лесу, в пионерских лагерях, в походах, в играх набираются они сил и здоровья.

Учащиеся школ нашего района отметили окончание учебного года праздником песни, показом своей самодеятельности, творчества.

Праздник песни состоялся в воскресенье 22 июня. Еще накануне в городе стали появляться стайки ребят в праздничной одежде, с красными галстуками - это собирались участники праздника из сельских школ.

...Площадку у Дома пионеров заполнили сотни мальчиков и девочек. Гремит оркестр духовой музыки. Музыканты - учащиеся Печорской средней школы. Подходят новые и новые колонны и группы детей - участников праздника.

Праздник открылся в 12 часов дня в зрительном зале районного Дома культуры. Секретарь райкома ВКП(б) тов. Прокофьев В. Я. предоставляет слово секретарю Псковского областного комитета ВЛКСМ тов. Никитину. Тов. Никитин поздравляет пионеров и школьников с успешным окончанием учебного года, желает им хорошо провести летние каникулы и вручает Почетные грамоты обкома комсомола, отличникам учебы, лучшим вожакам детворы. Почетную грамоту получают Алексей Шипилов (Тайловская семилетняя школа), Николай Перстнев (Декшинская начальная школа), Людмила Хирвонен (Печорская семилетняя школа № 2), Рита Мокшакова (Печорская средняя школа), Екатерина Захарова (детский дом № 2), Алексей Кирсанов (Печорская семилетняя школа № 4), Мария Выйзу (Затрубская начальная школа) и Зина Григорьева (детский дом № 1). Зина Григорьева от имени награжденных горячо благодарит старших товарищей за заботу и внимание.

28 отличников учебы получили подарки и 24 сфотографировались у развернутого районного комсомольского знамени.

Затем начался концерт. Сводный хор в составе больше пятисот пионеров и школьников в сопровождении струнного оркестра Сенского сельсовета исполнил Гимн Советского Союза, "Песню о Сталине", "Пионерские марш", песни "Наш край" и "В защиту мира".

Потом выступили с пением, плясками и декламацией воспитанники Ново-Изборского детского дома и члены самодеятельных кружков районного Дома пионеров.

Интересным было выступление учащихся эстонских школ - Затрубской и Паниковской. Они исполнили ряд песен на родном языке.

Показали свое искусство также воспитанники Старо-Изборского детского дома, учащиеся музыкальной и Ново-Изборской средней школ, выступившие с разнообразными номерами.

В комнате отдыха Дома культуры в этот день была устроена выставка детского творчества. Модели самолетов и вышивки, рисунки юных художников и гербарии, всевозможные поделки и произведения творчества ребят показали, как много среди пионеров и школьников умельцев, как широк круг их интересов, стремлений и наклонностей,

А. Николаев.
«Печорская правда»
25 июня 1952 г.

Аттестат зрелости

Завтра, 26 июня, в торжественной, праздничной обстановке выпускникам Печорской средней школы будут вручены аттестаты зрелости. 38 юношей и девушек получат путёвки в жизнь.

Десять лет учебы, полных большого, напряженного труда, забот и радостей, остались позади. Десять лет! Как долго они тянулись и как быстро промелькнули...

В эти дни выпускники часто вспоминают тот незабываемый момент, когда, будучи еще малышами, они в первый раз переступили порог школы. Было это в суровое время. Отцы и старшие братья отбивали тогда натиск гитлеровских банд, матери и сестры самоотверженным трудом в тылу ковали победу над врагом. Напрягая все свои силы для победоносного завершения Отечественной войны, советский народ ни на минуту не забывал о подрастающем поколении, заботился о школе. В дни войны рядом со сводкой Советского информбюро и сообщениями о всенародной помощи фронту было опубликовано постановление правительства об улучшении условий обучения и воспитания детей трудящихся нашей страны.

Шли годы. Со ступеньки на ступеньку поднимались ребята по лестнице знаний. И вот они, достигнув вершины среднего образования, повторяют сейчас замечательные слова десятиклассницы Кадиевской школы Валерии Дубровой:

"Тебе восемнадцать лет, ты кончаешь среднюю школу. А это значит, что жизнь, жизнь кипучая, богатая, творческая - все впереди. Ты хочешь писать стихи, строить дома, сажать яблони, водить комбайны... И если цветут сады и бесконечной лентой мчатся к великим стройкам коммунизма поезда, если шумят леса и зеленеют нивы,- все это дело рук твоих друзей, твоего народа. И ты скоро встанешь рядом с ними. Это ведь так замечательно - жить на советской земле!.."

Пожалуй никогда человек так не мечтает о своем будущем, как выпускник средней школы, получая аттестат зрелости - документ, дающий ему полное основание работать, учиться дальше.

Наша страна - страна самой передовой культуры, самых образованных людей. С каждым днем растет она, с каждым днем повышает спрос на высокообразованных работников. И поэтому понятно, что большинство окончивших среднюю школу думает продолжать учебу.

Выпускники средней школы Валентина Абрамова и Виктор Карпов, кстати сказать, получившие лучшие отметки на выпускных экзаменах, собираются поступать в Технологический институт, Сергей Шабанов - в Политехнический.

Валентин Обломков облюбовал для себя профессию работника Арктики, он думает окончить Высшее Арктическое училище. Владимир Тарасов хочет посвятить себя морской службе, и решил поступить в высшее морское училище. Не экзотика, не пустая романтика бескрайних арктических и морских просторов влечет этих юношей. Они хотят там трудиться, честно и самоотверженно служить пароду на самых трудных, суровых участках строительства.

Такими же чувствами и думами живут сейчас и все другие сверстники Обломкова и Тарасова.

Завтра выпускники средней школы будут прощаться со своей родной школой, с преподавателями, выведшими их на широкий жизненный путь. Теплые слова благодарности скажут они своим учителям. Учителя пожелают юношам и девушкам дальнейших успехов в учебе, в жизни, в труде.

Пройдут еще годы. Сегодняшние выпускники средней школы станут инженерами, врачами, высокообразованными людьми самых разнообразных профессий. И все они сохранят большие чувства благодарности к Печорской средней школе, к учительнице по литературе Марии Федоровне Ясновой, к историку Василию Александровичу Павлову, преподавателю химии Николаю Платоновичу Румянцеву и другим педагогам за то, что они хорошо учили, хорошо воспитывали.

Дружеское напутствие в связи с получением вами аттестатов зрелости скажем и мы вам, выпускники:

- Любите труд, всегда стремитесь к знаниям, будьте правдивыми, смелыми, твердыми. Честно и самоотверженно служите Родине, приумножайте ее могущество и славу.

И. Воронова
«Печорская правда»
25 июня 1952 г.

На оздоровительной площадке

Лето. Все мы любим его, теплое, зеленое, обильное плодами земли.

Особенно хорошо, привольно летом детям, школьникам. Целыми днями они на воздухе - то играют на дворе, то купаются и загорают на речке, то гуляют в поле, в лесу.

Часто об этой чудесной поре вспоминали ребята в школе - и осенью, когда у крыльца с утра до вечера моросил мелкий надоедливый дождик, а в лесу толстым слоем лежали холодные желтые листья; и зимой, когда за окнами лютовал мороз, и речка была твердой и белой от стужи и снега; и весной, когда под лучами ласкового солнца таял снежный покров земли, и по улицам бежали мутные ручьи.

И вот она, эта чудесная пора, пришла. Лето! Мы узнаем тебя не только по яркому солнцу и зеленым ветвям. Лето у нас имеет еще и другие приметы: красный флаг на высокой лагерной мачте, дым пионерского костра в вечерней тишине, чистый голос горна на утренней заре, звонкие песни во дворе школы, превратившейся в оздоровительную площадку.

В свое время зазеленели леса, заалела на пригорках земляника. А все остальное, что принесло лето советским ребятам, сделала для них страна. Большая, сильная страна, могучий народ горячо любит своих детей - самое дорогое, что у него есть. Советский народ не жалеет для своих детей ничего и больше всего хочет, чтобы они росли сильными и здоровыми, веселыми и готовыми ко всякому труду на пользу своей Родины...

В Печорах, на Прудовой улице, в тенистом палисаднике стоит красивый двухэтажный дом. Это - одно из зданий средней школы. Сейчас оно, как зимой, оглашается звонкими голосами детей. В его просторных, светлых и чистых классных комнатах расположилась городская оздоровительная площадка.

53 ученика городских школ отдыхают здесь, набираются сил и здоровья.

Толя Бузько, загорелый, веселый - отличник, лучший ученик моего класса, со своим товарищем-одноклассником Геней Сидоровым, перебивая друг друга, рассказывают, как хорошо они проводят время на оздоровительной площадке, как много нового, интересного узнают благодаря организованному отдыху.

- Мы ходили экскурсией в Выморск на электростанцию, узнали, как вырабатывается ток... Такая маленькая машина - генератор, а какая сила в ней! Ходили также на железную дорогу. Там нам показали паровоз, рассказали, как он устроен, как действует. Интересно...

- В кино были,- перебивая Толю, спешит поделиться своими впечатлениями о пребывании на площадке Геня.- Картину "Конек-горбунок " смотрели. Всем ребятам понравилась... Часто ходим на речку купаться, загорать. В поле гуляем… Хорошо проводим время.

Ребята рассказывают, как хорошо они питаются.

- Кушаем четыре раза в день…

Утром, после физзарядки, отдыхающие завтракают. Потом начинается день, полный увлекательных игр, прогулок, экскурсий. Каждый может выбрать занятие по вкусу: хочешь играй в шашки или шахматы, любишь подвижную игру - играй в городки или волейбол. Нравиться отдыхать за книгой - в твоем распоряжении целая библиотечка-передвижка, укомплектованная лучшими произведениями для детей такими как "Павлик Морозов ", "Дети горчичного рая " и т. д.

Ребята будут отдыхать на оздоровительной площадке 30 дней. Последний день будет отмечен вечером самодеятельности. К нему готовятся многие мальчики и девочки. Они тщательно разучивают и репетируют песни, пляски, стихотворения и другие разнообразные номера. Хочется, чтобы последний день пребывания на площадке стал особенно памятным из всех тридцати, проведенных в веселом, дружном коллективе...

Лето сейчас и во Франции и Японии, в Италии и Америке. И там сейчас качаются зеленые деревья, согретые теплыми лучами солнца. Дети трудящихся стран капитала, как и наши советские дети, любят солнце и лето. Но трудно им радоваться лету, если они голодны, а отец и мать хмуры и озабочены из-за того, что у них нет работы. Разве может быть веселой десятилетняя японская девочка, если она, выбиваясь из сил, наравне со взрослыми работает на фабрике. Могут ли улыбаться корейские дети, если, над их головами постоянно гудят американские самолеты, прилетевшие сюда, чтобы разбомбить их жилища, оставить юных корейцев сиротами.

Солнце одинаково светит для всех детей. Но радоваться ему могут пока лишь дети нашей страны и стран народной демократии.

Н. Гришаева, учительница Печорской средней школы.
«Печорская правда»
16 июля 1952 г.

К итогам учебного года в школах района

B 1951-52 ученном году школы нашего paйона работали в лучших условиях, чем в предшествующие годы. К началу занятий все школы, за исключением Лисейской семилетней, были отремонтированы и получили недостающую мебель и другое хозяйственное оборудование. За год школами района были получены учебно-наглядные пособии на 40 тысяч рублей. Для пополнения школьных библиотек было приобретено литературы на 15 тысяч рублей. Все школы были обеспечены учебниками и письменными принадлежностями. При семилетних и средних школах работали интернаты.

Педагогический персонал школ был пополнен квалифицированным учителями, окончившими педагогические училища, учительские и педагогические институты. Кроме того, 26 учителей начальных классов и 15 учителей-предметников до начала учебного года прошли переподготовку.

Школам была обеспечена возможность в полной мере выполнить поставленные перед ними партией и правительством задачи: привлечь в школу всех детей, подлежащих обязательному обучению, организовать и провести обучение по каждому предмету так, чтобы учащиеся получили полноценные знания и воспитывались бы как на уроках, так и во внеклассное время, горячо любящими свою Родину патриотами, инициативными, не боящимися трудностей будущими строителями коммунизма.

Однако надо сказать, что не все школы и учителя района оказались на высоте положенпя при решении указанных задач. Не были привлечены в школы по неуважительным причинам: 3 человека в 1-4 классы и 72 человека в 5-7. Все мы должны быть обеспокоены таким ненормальным явлением и в новом учебном году не допустить его повторения.

Если сравнить общую успеваемость за истекший учебный год с прежними годами, то получается такая картина: в 1949-50 учебном году успеваемость была 82,5 процента, в 1950-51 году - 83,4 процента, в 1951-52 году - 85 процентов. Рост незначительный.

Из 6233 учащихся оставлено на второй год 392 человека, т.е. 10 классов должны будут содержаться повторно. Кроме того, перевод 542 учащихся отложен до осени. Возможно, что часть из них не выдержит осенних экзаменов и пополнит ряды второгодников.

Если взять отдельные школы, то картина результатов годовой paботы получается очень пестрая, В районе 61 школа всеобуча (начальных 41, семилетних -18 и средних -2). Из начальных школ только 3 окончили учебный год с полной успеваемостью. 6 школ дали успеваемость выше 95 процентов. В 7 начальных школах успеваемость ниже средней районной.

Из года в год дает плохие результаты Шартовская начальная школа (заведующая Мерзина Е. В.) и учительница начальных классов Зимне-Борковской семилетней школы Ильина Г. И. Тов. Ильина, несмотря на указания и помощь, не стремилась овладеть методикой отдельных предметов, не готовилась к занятиям, вообще легкомысленно относилась к работе, и в результате пришла к тому, что из 35 учащихся 4-го класса 24 получили осенние экзамены и оставлены на второй год. Случай совершенно необычайный.

Из семилетних школ закончили с наиболее высокой успеваемостью: Городищенская - 93,5 процента (директор Ординов Е. А.), Митковицкая - 91,5 процента (директор Курбатов М. С.) и Кошельская - 91 процент (директор Ояперв Э.К.). Наиболее низкую успеваемость дали Мильцевская школа - 75,8 процента (директор Прохорова А. М.) и Зимне-Борковская - 73,3 процента (директор Быстров Е. П.).

Средние школы закончили учебный год с такими результатами: Ново-Изборская (директор Воскресенский М.Л.) - 85,9 процента и Печорская (директор Демидов Ф. И.) - 85,2 процента. Из окончивших Ново-Изборскую среднюю школу один получил серебряную медаль, Печорскую - 2.

По отдельным классам больше всего неуспевающих дали: пятые классы (успеваемость 77,8 процента), восьмые - (80,3 процента) и четвертые - (80,2 процента).

В неудовлетворительных итогах работы школ района повинны прежде всего учителя. Но нельзя снять ответственности за недочёты в учебно-воспитательной работе и с руководителей школ. Некоторые из них недостаточно проверяли работу учителей в классах, не направляли деятельность молодых, неопытных учителей, не знакомились с выполнением письменных работ и лабораторных занятий, не заглядывали в классные журналы в целях проверки текущего учета знаний учащихся и посещаемости уроков. На самотек была пущена работа классных руководителей.

Руководители школ не подвергались строгому контролю со стороны школьной инспектуры РОНО. Обычно инспекторы проверяли работу отдельных учителей и лишь в малой степени занимались проверкой работы руководителей школ. А в первую очередь нужно проверять работу заведующих, директоров и завучей школ. Кроме того, инспекторы мало проверяли выполнение своих указаний, и указания оставались лишь занесенными в акт, а улучшения работы за собой не влекли.

Зная ошибки прошлого учебного года, в новом учебном году надо поставить дело так, чтобы они не повторились и чтобы не появились новые ошибки.

Каждый учитель, руководитель школы, работник РОНО должен быть сейчас озабочен тем, чтобы все дети, подлежащие обучению в школах, 1 сентября сели за парту.

Учителям известно, в каких классах и что они должны будут вести в новом учебном году. До начала занятий все учителя имеют полную возможность подготовиться к предстоящей работе.

До начала осенних экзаменов со всеми учащимися, которые будут держать эти экзамены, нужно организовать занятия для подготовки их к переводу в следующие классы.

В начале учебного года РОНО, инспекторы должны в первую очередь заняться теми школами, которые оказались отстающими, оказать помощь молодым учителям и руководителям школ и проверить работу учителей, в работе которых наблюдались значительные недочеты в истекшем учебном году.

В новом учебном году мы должны добиться того, чтобы все обучающиеся в школах дети получили глубокие и прочные знания и навыки.

А. Васильев, инспектор школ РОНО
«Печорская правда»
25 июля 1952 г.

Отдыхают и учатся

На весенних переводных экзаменах па арифметике они "провалились". Педагогический совет школы назначал им на осень переэкзаменовку.

Осенняя переэкзаменовка - это значит: летом, отдыхая, нельзя забывать об учебнике, о тетради.

Оля Л. и Валя К. на весь период летних каникул установили для себя твердый режим: каждый день повторять программный материал, решать примеры, задачи, чтобы осенью сдать экзамен и перейти в следующий, шестой класс. Девочки строго выполняют этот режим...

В Печорской средней школе проводятся дополнительные занятия с учащимися, несдавшими весенние переводные экзамены.

Оля Л., Валя К., Женя М., Володя Д. и другие ученики пятого класса рассказывают, как они проводят лето, отдыхают; гуляют и не забывают о предстоящем экзамене, готовятся к нему. Ребята чувствуют себя уверенно.

- Постараемся, подтянемся- говорит Женя М.

Начинаем очередное занятие. Даю задачу. В классе тишина. Девочки и мальчики углубились в работу.

- Я решил,- подняв руку, заявляет Женя, первым справившийся с задачей.

Правильный ответ, решение задачи говорят о том, что Женя серьезно готовится к экзамену, хочет сдать его.

Такое же желание и у всех ребят, кому назначена переэкзаменовка. Мы - учителя, родители должны помочь им подготовиться к осенним экзаменам, помочь перейти в следующие классы.

Н. Гришаева, учительница Печорской средней школы.
«Печорская правда»
27 июля 1952 г.

Сессия городского Совета о подготовке школ к новому учебному году

Состоялась очередная сессия Печорского городского Совета депутатов трудящихся. С докладами "О ходе подготовки школ к новому учебному году" выступили директор средней школы тов. Демидов и исполняющая обязанности директора семилетней школы № 4 тов. Моисеева.

Докладчики отметили, что в этом году значительно лучше, чем в предыдущие, идет подготовка школ к новому учебному году. Заготовлено и подвезено к школам топливо на весь отопительный сезон. Общественность города оказала большую помощь, активно участвуя в воскресниках помощи школам. Особенно хорошо помогли коллективы автотранспортной конторы, сберегательной кассы, артели "Кооптруд" и другие. На сессии был сделан справедливый упрёк в адрес коллектива pаботников Госбанка, не участвовавшего в воскресниках.

На сессии были отмечены и существенные недостатки. Так, в средней школе произведенный ремстройконторой ремонт признан плохим. В семилетней школе № 4 отсутствует спортивный инвентарь.

По докладам развернулись прения. В своих выступлениях депутаты подвергли резкой критике работу ремстройконторы (начальник тов. Морозов) за низкое качество ремонта школ. Они критиковали также и школьного врача тов. Розенберг за неудовлетворительную постановку медицинского обслуживания школьников.

В адрес Печорторга (управляющий тов. Перетолчин) было сказано, что торг еще ничего не сделал для продажи учащимся одежды, обуви и школьных принадлежностей. Отмечены были и недостатки в работе книжного магазина.

Депутат тов. Авдошина указала в своем выступлении на обязательное выполнение в этом году каждой школой города закона о всеобуче.

Депутат тов. Дубровин отметил, что помещение школы № 2 не соответствует своему назначению: классы тесные и темные. Далее он обратил внимание на то, что в этой школе пять учеников должны держать осенние экзамены. Но, к сожалению, работа с ними не проводится.

Депутаты критиковали исполком горсовета за несвоевременное финансирование школ, что сказывается на подготовке их к новому учебному году.

В прениях по докладам директоров школ выступило пятнадцать человек.

Печорский городской Совет принял решение по обсужденному вопросу. Руководителям школ города предложено быстро устранить отмеченные сессией недостатки по подготовке школ к новому учебному году, установить строгий контроль за подготовкой учащихся к осенним экзаменам и выполнением закона о всеобуче.

«Печорская правда»
27 июля 1952 г.

Перед новым учебным годом

На днях государственная комиссия признала подготовленными к новому учебному году среднюю, четвертую семилетнюю и базовую школы города. К началу занятий в школах проведена большая подготовительная работа.

В средней школе произведен текущий ремонт с побелкой здания. На эту цель израсходовано 7 тысяч рублей. В мастерской по изготовлению учебно-наглядных пособий установлена электростанция для обслуживания учебных кабинетов. На приобретение учебно-наглядных пособий потрачено 6 тысяч рублей. Пополнена литературой школьная библиотека.

Сейчас в школе проводят дополнительные занятия с учениками, получившими осеннюю переэкзаменовку. Экзамены начнутся 20 августа.

Нынче в средней школе будет заниматься 873 человека - почти на сто больше прошлогоднего. Количество классов увеличивается с 25 до 28. Увеличение происходит за счет старших классов.

«Печорская правда»
17 августа 1952 г.

Районное совещание учителей

С 26 по 28 августа в помещении Печорского педучилища проходило районное совещание учителей. Участники совещания обсудили доклады: инспектора районо той. Васильева "Пути повышения качества учебно-воспитательной работы и знаний учащихся" и директора Ново-Изборской средней школы тов. Воскресенского "Об опыте организации внеклассной и внешкольной работы".

В обсуждении докладов приняло участие 22 человека.

Свыше 300 человек внимательно слушали докладчика об итогах минувшего учебного года в школах района и путях повышения качества учебно-воспитательной работы и знаний учащихся.

В 1951-1952 учебном году,- говорит докладчик,- школы нашего района работали в значительно лучших условиях, чем в предыдущие годы. Они были обеспечены всем необходимым для успешной работы. В истекшем учебном году по сравнению с предыдущим учебным годом успеваемость в школах возросла на 5,6 процента. Три начальные школы дали полную успеваемость и шесть школ - выше 95 процентов. С наиболее высокой успеваемостью закончили учебный год Городищенская, Митковицкая и Кошельская семилетние школы. Из средних школ лучшую успеваемость дала Ново-Изборская.

Однако в работе школ имелись крупные недостатки. 75 учеников совершенно не были охвачены учебой. Из 6233 учащихся почти 650 человек оставлено на второй год. С неудовлетворительными результатами закончили учебный год пятые классы, успеваемость которых составила 77,8 процента. Больше всего неуспевали учащиеся по русскому и эстонскому языкам, арифметике.

Неудовлетворительно работала средняя школа рабочей молодежи. Здесь был допущен большой отсев учащихся. Из 131 человека к концу учебного года остался 91 учащийся, из которых 30 человек неуспевали.

Низкая успеваемость учащихся - результат слабой работы учителей и отсутствия повседневного контроля за их работой со стороны руководителей школ. Не все заведующие и директора школ по деловому проверяли работу учителей и оказывали им помощь. Не всегда молодые специалисты встречали поддержку со стороны руководителей и опытных учителей. Совершенно не контролировалась работа классных руководителей.

Докладчик говорит о задачах коренного улучшения качества учебно-воспитательной работы в школах. Он останавливается на задачах перехода от семилетнего образования на всеобщее среднее, политехнизации средней школы и других вопросах народного просвещения, выдвинутых в проекте директив XIX съезда партии.

С докладом об опыте внеклассной и внешкольной работы выступил директор Ново-Изборской средней школы тов. Воскресенский. Он говорил о замечательных перспективах развития народного образования, изложенных в проекте директив по пятому пятилетнему плану, затем подробно рассказал об организации внеклассной и внешкольной работы.

Заведующий учебной частыю средней школы тов. Павлов говорил о серьезных недостатках в работе с родителями.

- Родители,- говорит он не всегда знают, что и как надо сделать для полной подготовки ребенка к занятиям. И как правило в первые дни занятий наблюдается большой процент учащихся, непосещающих школу. Он указывает на недостатки в работе заведующей базовой школы тов. Авдошиной с молодыми специалистами.

Преподаватель Печорской средней школы тов. Розенберг остановился на имеющихся еще серьезных недостатках в перестройке преоподавания русского языка в свете учения товарища Сталина о языке.

Докладчики и выступавшим в прениях подчеркивали большую роль внеклассной работы.

Заведующая районным педкабинетом тов. Лыско говорила о необходимости улучшения работы кустовых методических объединений, о повышении деловой квалификации и идейно-политического уровня учителей.

В заключение совещания выступил секретарь райкома ВКП(б) тов. Ермаков. Он подчеркнул, что деятельности учителей и руководителей школ в новом учебном году должна быть неразрывно связана с задачами, намеченными в проекте директив XIX съезда партии.

«Печорская правда»
31 августа 1952 г.

На партийном собрании

Коммунисты Печорской средней школы № 1 обсудили итоги третьей районной партконференции. С докладом выступила заведующая учебной частью школы, член пленума райкома ВКП(б) тов. Яснова.

И докладчик, и выступавшие в прениях - секретарь парторганизации тов. Берников, учителя т. т. Павлов и Маилов, старшая пионервожатая тов. Каирова - особое внимание уделили повышению роли парторганизации в целом и каждого коммуниста в отдельности в связи с новыми задачами, которые ставятся перед партией проектом директив XIX съезда ВКП(б) по пятому пятилетнему плану и проектом измененного Устава партии.

Партийное собрание приняло развернутое решение, направленное на выполнение этих задач.

«Печорская правда»
3 сентября 1952 г.

За тесную связь школы и семьи

В минувшее воскресенье в Печорской средней школе состоялось родительское собрание. Директор школы тов. Демидов рассказал родителям об итогах 1951-1952 учебного года.

- Итоги прошлого учебного года являются неудовлетворительными,- заявил он.- Число второгодников составило 60 человек.

Анализируя причины значительной неуспеваемости, докладчик говорит, что винить в этом надо, и школу, и родителей. Второгодниками оказались те ученики, которые невнимательно слушали учителя во время урока, не выполняли домашних заданий, вели себя в школе и вне ее недисциплинированно. Учителя, классные руководители, общественность школы недостаточно уделяли внимания этим ученикам, а родители в большинстве случаев совершенно не интересовались как занимались их дети, не заглядывали в школьные дневники, нередко потакали проявлениям недисциплинированности и лени.

Далее тов. Демидов подчеркивает важность установления тесной связи школы и семьи.

- Одной из основных форм этой связи,- говорит он,- являются родительские собрания. Встречаясь на них, учителя и родители коллективно обсуждают вопросы повышения успеваемости и дисциплины, разрешают взаимные претензии. Родительские собрания служат хорошим средством обмена опытом воспитания детей в семье. Однако родительские собрания у нас еще не выполняют полностью своей роли. Главный их недостаток - это низкая явка родителей. Сегодня на собрание мы пригласили 700 человек, а собралось лишь сто. И что важно отметить, хуже всех посещают собрания родители неуспевающих, недисциплинированных учеников.

Родители обязаны повседневно следить за успеваемостью и поведением своего ребенка. Надо настойчиво добиваться строгого выполнения учащимися режима дня. Школьники 4-7 классов первой смены с 4 до 7-8 часов вечера должны готовить домашние задания. Нужно еженедельно контролировать школьный дневник ученика. В дневник записываются успеваемость, поведение и посещаемость занятий. Систематически просматривая эти записи, родители постоянно будут знать как учится их ребенок и принимать необходимые меры.

В заключение директор школы познакомил родителей с решением облисполкома о поведении учащихся на улице и в общественных местах. Это решение направлено на повышение успеваемости и дисциплины школьников.

По докладу тов. Демидова высказались родители т. т. Бузько, Коломеец, Романова и директор Дома пионеров тов. Чернышева.

Тов. Бузько обратил внимание участников собрания на вопросы повышения дисциплины школьников, особенно в неучебное время.

- Постановление облисполкома,- говорит он,- предусматривает административную ответственность родителей за нарушение учащимися общественного порядка. Это нужно учесть и усилить заботу о воспитании детей.

- Мы, члены родительского комитета,- сказала тов. Романова,- в прошлом учебном году посещали семьи неуспевающих учащихся. Интересовались их домашними условиями. Беседовали с родителями. Это давало положительные результаты. В нынешнем году родительский комитет должен работать активней, тогда итоги учебного года будут лучше.

После обсуждения доклада тов. Демидова состоялись родительские собрания по классам, на которых классные руководители ознакомили родителей с успеваемостью и дисциплиной учащихся в текущем учебном году. На этих собраниях были избраны члены школьного родительского комитета

«Печорская правда»
19 сентября 1952 г.

Отчётно-выборные сборы пионеров

Школьники вновь заняты своим главным трудом - учением. Овладевать знаниями им помогают учителя и родители. Любовь к учебе, настойчивость, трудолюбие прививает ребятам пионерская организация.

Пионерская работа в школах началась с отчетно-выборных сборов. Они проводятся под лозунгом: "Чем лучше работает пионерская дружина, отряд, звено, тем лучше учатся пионеры".

Отчетно-выборные сборы в самой большой пионерской дружине нашего района - при Печорской средней школе - начались 5 сентября. Они уже состоялись во всех тридцати звеньях, во всех двенадцати отрядах и сегодня будет проведен отчетно-выборный сбор дружины. 240 пионеров учащихся школы обсудят отчет заместителя председателя совета дружины Нины Дворецкой о работе дружины в прошлом учебном году, дадут новому составу совета наказ, как вести дело дальше. И начнутся трудовые будни с интересными сборами, с кропотливой, упорной борьбой за высокую успеваемость, за примерную дисциплину, за улучшение воспитательной работы.

Хорошо прошел отчетно-выборный сбор в отряде № 2.

Сначала здесь состоялась "линейка". Затем вожатый отряда Геннадий Ешхов рассказал ребятам о значении отчетно-выборного сбора, призвал пионеров активно обсудить отчет председателя совета, внести свои соображения об улучшении работы в дальнейшем. Потом председатель совета Геля Подоба отчиталась за деятельность отряда в истекшем году.

Работу отряд провел большую. Много было содержательных сборов. Вот как назывались некоторые из них: "Уже есть за что, Русь, полюбить тебя", "Граждане СССР имеют право на труд, на отдых, на образование", "Великие стройки коммунизма", "Семья солнца". Совет организовал помощь отстающим в учебе - индивидуальную и через группы взаимопомощи, путем посещения семьи школьника и т. д.

В обсуждении отчета приняли участие почти все пионеры отряда. Они критиковали совет за недостатки, предлагали способы недопущения их в будущем, говорили какие мероприятия надо провести в этом году.

После выборов совета и заключительной беседы вожатого отряд отправился на прогулку в лес. Там провели занимательную игру "Найди флажок".

Пионерская организация средней школы неплохо помогала в учебно-воспитательной работе в прошлом учебном году. Однако делалось далеко не все.

В этом году, воодушевленные приветствием товарища Сталина, пионеры будут учиться и работать лучше.

«Печорская правда»
21 сентября 1952 г.

Районное собрание партийного актива

3 ноября в Доме культуры состоялось собрание актива Печорской районной партийной организации. Собрание заслушало и обсудило доклад секретаря Псковского обкома КПСС делегата XIX съезда партии тов. М. Я. Канунникова об итогах XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза.

...

Секретарь партийной организации Печорской средней школы тов. Берников сказал:

- Коллектив нашей школы горячо приветствует и одобряет решения XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза. С глубоким волнением следили мы за его работой и с огромным нетерпением ждали выступления товарища Сталина. И когда услышали переданную по радио его историческую речь, мы испытали чувство огромного удовлетворения, беспредельной гордости за нашу Родину, за то что нами руководит мудрая, прославленная партия, гениальный вождь товарищ Сталин.

Тов. Берников останавливается на задачах народного образования, поставленных перед ними пятой сталинской пятилеткой. Он говорит, что эти задачи обязывают учителей усилить не только преподавательскую работу, но и воспитательную. Однако одним учителям справиться с этим крайне трудно. Для этого прежде всего требуется помощь самих родителей, общественности. Затем он переходит к рассказу о работе школьной комсомольской организации. Тов. Берников подверг критике райком комсомола за отсутствие помощи с его стороны школьной комсомольской организации.

...

«Печорская правда»
5 ноября 1952 г.

Пионерский сбор, посвящённый Великому Октябрю

Советская страна встречает тридцатипятилетие Великого Октября. В связи с праздником, как всегда, Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза обратился к народу с Призывами, зовущими на борьбу за новые успехи в коммунистическом строительстве, за претворение в жизнь исторических решений XIX съезда партии, гениальных предначертаний нашего мудрого вождя и учителя товарища И. В. Сталина.

Призывы ЦК КПСС обращены к труженикам всех отраслей хозяйственного и культурного строительства, к людям науки и искусства, к комсомольцам и учащимся.

- Пионеры и школьники! Упорно и настойчиво овладевайте знаниями! Добивайтесь успехов в учении, труде и общественной работе! Готовьтесь стать верными ленинцами, преданными сынами нашей великой Родины!

Этот боевой призыв партии Ленина-Сталина многократно, вдохновенно звучал на сборе пионерской дружины Печорской средней школы, посвященном 34-й годовщине Ленинско-Сталинского комсомола и 35-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Сбор дружины состоялся в воскресенье, в помещении районного Дома пионеров. Он был, как никогда раньше, многолюдным! В гости к юным ленинцам пришли их родители, пионеры из других дружин и отрядов города.

После "линейки" ученица 10-го класса Нина Румянцева рассказала ребятам о большом, славном пути четырежды-орденоносного комсомола. Затем учительница Н. В. Гришаева сделала доклад о З5-й годовщине Великого Октября.

С затаенным вниманием дослушали пионеры повествования о том, как их отцы и старшие братья боролись и добились победы над угнетателями, как было завоевано счастливое и радостное детство для юных граждан советской страны.

Секретарь партийной организации школы, учитель тов. Берников поздравил участников сбора с наступающий праздником. Он говорит о замечательных перспективах, которые открыл перед нашей страной XIX съезд партии, о величественных задачах в деле подъема культурного уровня советского народа,

- У нас,- говорит тов. Берников,- строится очень много новых фабрик и заводов, электростанций и каналов. С каждым годом увеличивается выпуск машин для сельского хозяйства. Растут наука и культура, искусство и техника. Требуется очень много высокообразованных людей, специалистов. Ими должны стать вы, ребята. Для этого надо много и хорошо учиться. Овладевать знаниями нужно так, как к этому призывает вас Коммунистическая партия - упорно и настойчиво.

Председатель совета отряда № 7 Нина Яковлева в своем выступлении рассказала, с какими успехами в учебе, труде и общественной работе пришли пионеры школы к всенародному празднику. От имени всех ребят она заявила, что юные ленинцы с честью оправдают возлагаемые на них надежды.

Сбор дружины закончился большим концертом. Ребята поставили литературный монтаж, посвященный Великому Октябрю, много пели, декламировали, танцевали.

- Очень хорошо прошел сбор, надолго запомнится он,- говорили пионеры, расходясь по домам.

Н. Воронова
«Печорская правда»
5 ноября 1952 г.

Подвели итоги первой четверти

В школах началась вторая учебная четверть.

Позавчера, 14 ноября, педагогический совет Печорской средней школы подвел итоги первой четверти.

Лучшую успеваемость показали учащиеся восьмых и девятых классов по истории (преподаватель Г. В. Топчий). Все 212 учеников закончили четверть с положительными оценками, причем 107 из них изучали предмет только на "4" и "5",

Преподаватель химии Н. П. Румянцев также добился высокой успеваемости. У него из 165 учеников неудовлетворительную оценку получил только один. Большинство учится на "4" и "5".

Лучшую успеваемость в начальных классах имеет учительница второго класса В. И. Лебедева. Учебно-воспитательная работа у нее поставлена образцово - так отметил педагогический совет.

Педагогический совет выявил причины низкой успеваемости отдельных классов и по отдельным предметам, наметил пути улучшения учебно-воспитательной работы. Одним из таких путей является укрепление связей школы с родителями.

«Печорская правда»
16 ноября 1952 г.

Хороший спектакль

Члены драматического кружка Дома пионеров - ученики старших классов Печорской средней школы на сцене Дома культуры показали юным зрителям хороший спектакль - драму Гракова "Молодая гвардия" по одноименному роману А. Фадеева.

Исполнители ролей: Олега Кошевого - Толя Маркелов, Любы Шевцовой - Лия Сокк, Ульяны Громовой - Рая Руцкая, Сергея Тюленина - Володя Корюшкин, Андрея Валько - Витя Морозов, Елены Николаевны - Нина Николаева, Радика Юркина - Коля Новосельцев и другие правдиво показали героическую жизнь и борьбу молодогвардейцев-краснодонцев в период вражеской оккупации, организующую и вдохновляющую на ратные подвиги силу Коммунистической партии.

Спектакль повествует о героях-комсомольцах, участниках Великой Отечественной войны. Перед взором зрителя возникают светлые образы Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Сергея Тюленина, Любы Шевцовой и других - любимых героев советской молодежи.

«Печорская правда»
16 ноября 1952 г.

Больше внимания физическому воспитанию в школе

Физическая культура и спорт являются у нас важным сродством коммунистического воспитания, укрепления здоровья и подготовки советского народа к разностороннему труду и защите Родины.

Директивами XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану предусматривается дальнейшее развитие физической культуры и спорта. Одним из важнейших условий успешного выполнения этой задачи является правильная постановка физического воспитания в школах.

М. И. Калинин, выступая перед молодежью, высоко ставил физическую культуру, считая ее одним из основных предметов школьного воспитания и обучения. "Мы против изнеженности, слабоволия,- говорил он.- Мы стремимся воспитать людей сильных, активных в жизни. И поэтому я считаю, что физкультура должна занять большое место в школе не на словах, а на деле".

В связи с наступлением зимнего спортивного сезона необходимо отметить, что недостатки прошлого года, явившиеся большим тормозом в физическом воспитании молодежи, повторяются и нынче.

Если осень и весна не дают возможности в достаточной степени развернуть физкультурную работу из-за отсутствия помещений для занятий, то зима, наоборот, открывает широкие возможности для этого. Но эти возможности не используются руководителями школ. До сего времени лыжный инвентарь школами не приобретен, в результате - срыв учебных занятий, отсутствие массовости в спорте, невыполнение контрольных заданий по подготовке значкистов БГТО и ГТО. Спрашивается: почему Старо-Изборская семилетняя школа нашла средства на приобретение лыжного инвентаря, а Печорская семилетняя школа № 4 этого не сделала и купила вместо лыж ковровые дорожки и диван?

Программа предусматривает ведение уроков по лыжной подготовке, начиная с 3-го класса, но в школах района это требование не выполняется, некоторые школы проводят занятия по лыжной подготовке лишь с 5-го класса.

Проводимые районные соревнования школьников наглядно подтверждают неудовлетворительную работу школ по физическому воспитанию: команды на соревнования от школ в большинстве случаев не выставляются.

Честь школ района в областных соревнованиях школьников отстаивают учащиеся Печорской средней школы № 1, которые по летним и зимним видам спорта в прошлом году заняли 4-е место. В текущем учебном году средняя школа № 1 приобрела 80 пар лыж с палками. Здесь большинство учащихся являются значкистами БГТО и ГТО. Только в прошедшем учебном году в школе подготовлено значкистов ГТО 2-й ступени 2 человека, 1-й ступени - 13, БТТО - 9, разрядников - 16. Третьеразрядниками по лыжам являются Ванкер Тея, Варушин Борис, Сыдур Алексей, а учащиеся Белянин, Лебедев, Гаврилов, Изборский и многие другие имеют юношеский разряд по лыжному спорту.

Наряду с некоторыми достижениями, школа имеет недостатки, в частности, в организации и проведении внутришкольных соревнований.

Необходимо учителям физического воспитания повысить уровень физкультурной работы, потребовать от руководителей школ обеспечения необходимым инвентарем.

Мы можем и должны на деле поднять физическую работу в школах.

М. Романов, член райкома физкультуры и спорта.
«Печорская правда»
10 декабря 1952 г.

Пленум Печорского районного комитета КПСС

18 декабря проходил пленум Печорского районного комитета Коммунистической партии Советского Союза. Пленум обсудил два вопроса: о ходе выполнения постановления бюро Псковского обкома КПСС "О руководстве Печорского райкома КПСС районной комсомольской организацией", о подготовке механизаторских кадров и работе с ними.

...

Член райкома партии тов. Яснова говорила, что в Печорской средней школе нарушается порядок вовлечения учащихся в комсомол, об отсутствии помощи райкома ВЛКСМ комсомольским работникам и учителям школы.

...

«Печорская правда»
21 декабря 1952 г.