Добро пожаловать на официальный сайт Печорской гимназии

 
 ВЕРСИЯ
ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 

 Главная

 Сведения об    образовательной    организации



 Педагогический     коллектив

 Учащиеся

 Расписание уроков

 Выпускники

 Медалисты

 Наша жизнь

 Родителям

 Гостевая книга

 Фотоальбом


 Безопасность

 Ссылки

 Электронный     журнал



История: Учителя -> Учитель

Рогачёв Владимир Владимирович

Воспоминания учителя физкультуры

В январе 1964 года, в силу определенных обстоятельств, я переехал на постоянное место жительства из эстонского города Кингисеппа (ныне Куресааре) в город Печоры Псковской области, где мне была предоставлена работа учителя физического воспитания в Печорской средней школе № 1. Прежнего учителя физкультуры, Василенка Леонида Петровича, назначили директором Печорской детско-юношеской спортивной школы. Другой преподаватель школы, Шамаев Владимир (отчества не помню), завербовался "рубать" уголек на острове Шпицберген. Поехал, как говорится, "за длинным рублем". Вот и осталась самая большая в городе школа без учителей физкультуры. За три месяца вынужденного простоя учащиеся отстали по программе, и надо было срочно наверстывать упущенное. Вот такое наследство мне пришлось принять. Было очень трудно, работал на износ. Шутка ли сказать: нагрузка 56 часов в неделю при норме - 18. Приходилось работать по 9-10 часов ежедневно, а в выходные дни, как правило, соревнования. Надо отдать должное моему предшественнику, Василенко Л.П., который во время работы в школе много времени уделял внеклассной работе, что впоследствии сыграло немаловажную роль.

Линейка в ПСШ № 1. В центре - Рогачёв В.В. У знамени - Маркелов С.Н.
Фото из архива Маркелова С.Н.

Ранее Печорский район присоединили к Псковскому, но, очевидно, это нововведение было признано ошибочным, и в марте 1964 года Печорский район начали воссоздавать вновь.

Много учителей из города и села было призвано "под знамена местной администрации". Случилось так, что классного руководителя 11 "А" класса, Леонович Валерию Павловну, назначили заведующей отделом культуры, а классное руководство в "осиротевшем" классе предложили мне. Проверку "на вшивость" класс устроил мне капитальную, но в конце концов меня признали и приняли за своего. Ни до, ни после никогда я не встречал более дружного и сплоченного коллектива. Более половины учащихся класса были спортсменами второго и первого спортивных разрядов по лыжам, легкой атлетике и другим видам спорта. Баскетболисты класса составили ядро сборной команды области не только юношеской, но и взрослой. Шкворов Владимир (окончил школу с золотой медалью) и Мисуркин Вячеслав имели рост по два метра, а их результаты в легкоатлетических видах спорта были рекордами области не один десяток лет. Да, это был класс! Приятно вспомнить!

Как-то в начале марта завуч школы Игорь Павлович Вилюжанин пригласил меня в кабинет (громко сказано: просто стол в закутке учительской раздевалки) и сказал: "Владимир Владимирович, пришло письмо откуда-то из Литвы, из средней школы № 1 города Паланги. По-моему, это касается вас". В письме было приглашение приехать на фестиваль дружбы школ четырех городов четырех республик. Из Эстонии - 1 средняя школа г. Рапла, из Латвии - 1 средняя школа г. Лимбажи, из Литвы - 1 средняя школа г. Паланги и от Российской Федерации - Печорская средняя школа № 1. К письму также прилагалась программа фестиваля с 12 по 14 мая 1964 года. Программа включала в себя спортивные соревнования, конкурс художественной самодеятельности, экскурсии по городу, в Ниду (Куршская коса), "посиделки" по обмену опытом и многое другое.

Предложение показалось мне заманчивым, и на очередном классном собрании я ознакомил учащихся класса с содержанием письма. Обсуждение было бурным. Высказывались за и против, но большинству учащихся перспектива поездки на фестиваль пришлась по душе. Оставалось решить целый ряд организационных вопросов и получить "добро" на поездку от руководства школы, которое отнеслось к решению ученического коллектива, мягко говоря, неадекватно.

Директор школы, Федор Иванович Демидов, сказал прямо, что денег на поездку у школы нет и не будет, но если кто-либо спонсирует поездку, чинить препятствий не станет. Завуч, Игорь Павлович, занял выжидательную позицию. Педколлектив школы разделился, но большинство учителей было склонно думать, что из этого мероприятия ничего хорошего не выйдет. И лишь немногие поддержали нас и помогли советом и участием в подготовке команды к фестивалю. Панюшкина Раиса Андреевна и Бежаницкая (Филиппова) Евгения Григорьевна помогали в подготовке художественной самодеятельности. Учителя трудового обучения проводили беседы по правилам этикета. Много времени уделялось общению учащихся между собой. Из разговора была полностью исключена "ненормативная" лексика. Ежедневные спортивные тренировки, занятия, предусмотренные программой фестиваля, до предела сократили время отдыха и сна. Но оставались две основных, главных проблемы, без решения которых вся вышеописанная подготовка сводилась бы к нулю. Это где достать деньги на поездку и на чем ехать? До начала фестиваля оставалось полтора месяца.

Предложения по решению первого вопроса исходили от учащихся. На заседании школьного комитета комсомола решили зарабатывать деньги сами. Здание начальной школы не имело центрального отопления и отапливалось дровами. Также интернат при школе имел печное отопление. Мы предложили свои услуги по колке и укладке дров руководству школы и получили на это "добро". Был организован грандиозный воскресник, в котором приняли участие все классы школы (начиная с 5-го). К девяти утра со своим инструментом учащиеся пришли на работу, а к двенадцати часам все дрова были расколоты и уложены в штабеля. На этом мероприятии было заработано около трехсот рублей. На кого-то из учителей был открыт счет в Сбербанке (на кого, не помню), на который были положены заработанные деньги. Были также созданы бригады из школьников, которые в выходные дни кололи дрова у местного населения (1 рубль 40 копеек за 1 кубометр). Но этого было мало. Необходима была такая работа, которая могла бы сразу снять вопрос финансирования поездки. Деньги были нужны на приобретение сувениров и питание учащихся во время поездки.

И такая работа была найдена. Помог нам в этом глава нашего ведомства в тот момент, зав. РОНО Григорий Иванович Щегольков. Районный узел связи в тот момент проводил телефонизацию растущего пригородного рабочего посёлка Майский.

Требовалось прокопать траншею шириною в тридцать и глубиною в девяносто сантиметров и длиною более километра для укладки телефонного кабеля. Григорий Иванович предложил заведующей узлом связи Бурцевой Зинаиде Ивановне обратиться в нашу школу. Мы ухватились за это предложение и в очередное воскресенье вышли всей школой на выполнение этой задачи. Весь путь прокладки кабеля был разбит на участки для каждого класса. Каждый учащийся (а их в воскреснике было более пятисот человек) получил конкретное задание.

В течение трёх часов канава была прорыта. В основном копать было несложно, но попадались участки и с тяжелым грунтом, который приходилось долбить ломами. Для этих работ была создана спецбригада из "дюжих" ребят, которые помогали там, где это требовалось. Все работали с воодушевлением, так как видели конкретную цель. Лучшие из лучших могли войти в фестивальную команду Не обошлось и без курьезов. На одном из участков, который проходил около ограды городского кладбища, где работали учащиеся одного из десятых классов (в том году 10-х классов было 3 или 4), было выкопано два скелета. Приезжала милиция и определила, что это захоронение относится к военному времени. Скелеты перезахоронили на территории кладбища, а работы на этом участке были продолжены. Наш труд был оценен в 700 рублей (деньги по тем временам немалые). Таким образом, с задачей номер один мы справились.

Оставался транспорт. Но тут "подсуетилась" дирекция школы, договорилась с местным райпо, которым тогда руководил тов. Райков, на взаимовыгодных условиях. Райпо выделило школе на три дня грузотакси вместе с водителем тов. Новосельцевым, а школа на тот же срок взамен отдала школьную автомашину с водителем Линнасааром Николаем. Таким образом, два самых важных вопроса были решены. Оставалось формирование фестивальной команды.

Основу формируемой фестивальной команды составили учащиеся 11 "А" класса, на которых ложилась основная нагрузка в спортивных соревнованиях. Это Мисуркин Вячеслав, Шкворов Владимир, Васильев Анатолий, Плинер Юрий, Яникессинг Мати, Симачева Людмила, Иванова Зоя.

В команду вошли также учащиеся 10-х классов: Полосухин Александр, Лейс Гастон, Гусев Владимир, Царева Ирина, Васильева Татьяна. А также те учащиеся, которые получили "бонус" за хорошую работу по подготовке к фестивалю. Да простят меня те, которых я не перечислил. Подвела память. Ведь прошло более сорока лет с того времени. Все участники команды, помимо всего прочего, должны были участвовать в разнообразных конкурсах и художественной самодеятельности. Оставалось три недели. Ежедневные тренировки и репетиции - таков напряжённый ритм того времени.

Вместо двадцать пяти человек в команду было отобрано тридцать два. А имели право на поездку ещё больше. Руководителем делегации назначили меня. Сейчас, взирая на прошлое с позиции настоящего времени, я не могу понять, как я мог ввязаться в такую авантюру, один отважился поехать на грузотакси с таким количеством учащихся неизвестно куда. Это уже потом, на следующие форумы, в качестве "пастухов" на комфортабельных автобусах ездило 4-5 педработников. А тогда я один и тридцать два несовершеннолетних на грузотакси с брезентовым верхом, который мог защитить только от дождя, но не от весеннего ночного холода и пыли.

Перед отъездом делегации я провёл расширенное собрание, на котором присутствовали родители всех делегатов на фестиваль. Мы выслушали много напутствий и морально были готовы к поездке. И вот 11 мая 1964 года на грузотакси с водителем Новосельцевым в 18 часов мы покинули наш родной город Печоры и отправились в неизвестность, в литовский город Палангу. Многие из наших ребят ещё никогда так далеко не ездили. Ехали мы очень долго, в основном без приключений, если не считать того, что ночью где-то заблудились и съели весь продуктовый запас, которым каждого участника поездки снабдили родственники, не догадываясь, что всё их кулинарное мастерство было оценено по достоинству, т. к. всё съедалось сообща из общего котла.

Рано утром, не без труда, нашли 1-ю среднюю школу города Паланги, разбудили руководство школы (в Литве зачастую квартира директора школы располагается в здании самой школы), которое ждало нас значительно позже, согласно программе 1-го дня. Торжественная встреча команд была назначена на 10 часов утра. Мы вновь сели на свой транспорт и выехали за пределы города в лесной массив, где и готовились к торжественной встрече. Было ещё свежо, и на траве лежала роса, но на безоблачном небе уже вовсю сияло солнце, когда мы вторично въехали в город янтаря и морской пены.

В национальных литовских костюмах вдоль аллеи, ведущей к главному входу, были построены все школьники с цветами и транспарантами на русском и всех прибалтийских языках. Учащиеся школьного организационного комитета приветствовали нас на чистейшем русском языке (тогда еще все умели говорить по-русски) и каждому делегату вручали самодельные значки участника, выполненные из балтийского янтаря. Затем нас всех проводили в школьную столовую на завтрак. Надо отдать должное литовцам: они знают толк в еде. Любят вкусно поесть и в большом количестве. Так что наши ребята, особенно девочки, не смогли осилить предложенные блюда. Такие же почести были оказаны и другим участникам фестиваля. К каждой делегации были прикреплены гиды (4-5 человек), которые постоянно следовали с нами и могли дать ответы на любой интересующий нас вопрос.

Программа фестиваля была насыщенной и расписана по часам и минутам по каждому из трех дней. С 12 часов дня началась спортивная программа первого дня. Это баскетбольный турнир (только у юношей). По жребию наша команда провела игру со сверстниками из эстонского города Рапла. Противник ничего не смог противопоставить нашим ребятам. Эстонцы проиграли с трехзначным счетом. Хозяева выиграли у команды из г. Лимбажи. В 15 часов (после обеда) спортсмены из Эстонии победили латышей и завоевали 3-е место. Наши юноши встречались с хозяевами фестиваля, которые являлись чемпионами Литвы. Вообще баскетбол в Литве считается игровым видом спорта номер один. И в этом матче наши ребята были на высоте. И опять выиграли с разгромным счетом. Литовцы очень болезненно восприняли свой проигрыш. Они не могли поверить, что наши баскетболисты учатся в одной школе. Проверили - послали срочную телеграмму в Печорский РОНО, на что получили ответ, что ребята не только учатся в одной школе, но и в одном классе. После этого руководители спортивной организации г. Паланги говорили мне, что даже сборная юношей Литвы не в состоянии тягаться с ""вашими пацанами".

После спортивной программы и полдника, в 18.00 часов, состоялось торжественное шествие участников фестиваля по главной улице Паланги, с оркестром и в национальных костюмах. Только наша команда была в черных костюмах под галстук (юноши) и в школьной форме с белыми передниками (девушки). После шествия во дворе школы был поднят зелено-красно-бело-голубой флаг, символизирующий открытие фестиваля. Все перечисленные цвета входили в национальные флаги участвующих в фестивале республик. После ужина, в 20 часов, - "посиделки" по интересам, пляски и танцы, костер и конкурс художественной самодеятельности. Пришлось уговаривать ребят, которые должны были выступать на следующий день в соревнованиях по легкой атлетике, долго не танцевать, но какое там... Одно утешало, что все оказывались в одинаковых условиях. Обмен сувенирами, адресами, приглашение друг друга в гости. Разве это забудется? Ранним утром все пошли на берег Балтийского моря искать янтарь, который так щедро выносят волны.

Немного следует сказать о сувенирах, которые мы приобрели перед отъездом в Палангу (литературу о Печорах и Псковщине, различные поделки местных кустарей). Нам казалось, что этого достаточно, ведь мы угрохали на них половину заработанных денег. Но, как выяснилось, этого было мало. И когда нам дарили очередной сувенир, а мы не могли ответить тем же, нам было не очень комфортно.

Гуляя по Паланге, по улицам, аллеям и паркам (город весь утопает в зелени), мы обратили внимание на бережное отношение к природе. Даже ларьки и киоски, которых множество в курортных городах, не являются поводом к вырубке деревьев, которые, казалось бы, создают помеху этой торговой точке. Делают очень оригинально, киоск строят вокруг ствола дерева, не нарушая ни экологии, ни красоты. Вот так бы и у нас в России!

Но вернемся к программе второго дня фестиваля. С утра соревнования по легкой атлетике. Сейчас уже не могу сказать, по каким видам спорта соревновались спортсмены, но могу точно сказать, что почти во всех видах мы были первыми. Слава Мисуркин, обладая большой массой (более 100 кг) и высоким ростом, бегал стометровку, специально не тренируясь в этом виде, за 11,2-11,3 секунды. В Паланге он выиграл бег на 100 метров. Стадион в школе Паланги небольшой по размерам, и, тормозя после финиша, Славик по инерции врезался в забор и снес его. Другой пример: Лейс Гастон обладал природной прыгучестью. Он выиграл прыжки в длину, прыгнув почти на метр дальше всех. Спустя много лет я был главным судьей областных соревнований, где сам лично был свидетелем, как Гастон, будучи травмированным, совершал прыжки за 7,5 метров. Одним словом, спортсмены нашей делегации были на голову выше всех остальных.

После обеда была экскурсия в музей янтаря. Сказать, что это красиво, - это значит ничего не сказать. Даже все эпитеты: великолепно, прекрасно и т. д. - меркнут перед красотой имеющихся там экспонатов. Внутри многих камнеобразных образований - организмы и насекомые, попавшие туда многие миллионы лет назад.

В последний день фестиваля мы ездили на экскурсию в Ниду, что на Куршской косе. После завтрака на специально заказанных автобусах доехали до Клайпеды, а оттуда на пароме через пролив добрались до Куршской косы. Существует очень красивая легенда о двух влюбленных, юноше и девушке, которых разлучила злая волшебница, и они до сих пор не могут соединиться. И только Куршская коса может соединить их. Может, это и не совсем так. Я забыл фабулу этого эпоса. Но то, что песчаные дюны поют на Куршской косе, когда дует ветер, - это факт. Сам слышал. Представьте такую картину: иссиня-голубое небо, ослепительно яркое солнце (была хорошая погода) и белый чистый кварцевый песок дюн. Зароешься в песок так, что он набьется во все щелочки одежды, потом встанешь, подпрыгнешь... и весь песок, до самой последней песчинки, высыплется наружу.

Вечером в последний день фестиваля был торжественный вечер и бал. Награждали победителей спортивных соревнований и конкурсов. Дарили сувениры. Все танцевали новый модный тогда танец, которому научили нас литовские друзья. Это был финский танец летка-енька. Последние прощальные пожелания, напутствия и расставание на год, до следующей встречи у нас, в Печорах, так как очередной фестиваль должен проходить в России. Со смешанным чувством покидали мы Палангу. Пролетели три дня беззаботного счастливого времени. Снова нас ждали учеба, экзамены, а меня - работа и объяснения с руководством школы. Как я без согласования с руководством школы посмел пригласить прибалтов к нам в Печоры на фестиваль 1965 года. Но я никого не приглашал, а в положении, которое было прислано к нам в Печорскую среднюю школу № 1 в 1962 году, были четко расписаны республики и школы, в которых намечалось проводить фестивали. 1963 год - Рапла, 1964 год - Паланга, 1965 год - Печоры, 1966 год - Лимбажи. И снова по кругу. Но то письмо руководство положило под сукно и никому об этом не сказало.

Приехали мы домой, в Печоры, утром 15 мая. Усталые, грязные, полусонные. Я разрешил ребятам отдохнуть до следующего дня, на что тоже не имел права, и мне также было указано на это. Назревал скандал.

16 мая после уроков по моей просьбе была проведена общешкольная линейка, где наша делегация отчиталась за поездку. Школе были переданы спортивные кубки, призы и сувениры и пожелания команд в 1965 году встретиться на фестивале в Печорах. Последнее не нашло поддержки у коллектива учителей и руководства школы, и, если бы не поддержка заведующего Печорским РОНО Щеголькова Григория Ивановича, трудно предположить, чем это могло кончиться.

Я сам пригласил его на линейку, и он пришел посмотреть и послушать наш отчет. Когда линейка кончилась, руководство школы пригласило весь педколлектив в актовый зал, где продолжилось обсуждение поездки. Так как и на этом заседании присутствовал заведующий РОНО, показательного суда над "паршивой овцой", то бишь надо мной, не получилось. В своем резком выступлении заведующий РОНО заступился за меня и поставил все точки над "и". Обращаясь к педколлективу (он когда-то был учителем нашей школы), сказал, что у многих мозги заплыли жиром, что, конечно, легче жить, не ударив палец о палец, что легче жить, ничего не делая, лишь бы снизу не дуло и сверху не капало. Что приехал молодой инициативный работник, который посмел пошевелить "осиное гнездо", так ему сразу хотят обрубить крылья и поставить на свое место, дескать, не высовывайся. Руководство молчало, молчал и педколлектив. До приема гостей в Печорах оставался год. Но это уже совсем иная история.

P.S. Да, мы были первыми, которые более сорока лет назад нарушили спокойствие рутинной жизни. Сейчас участникам тех событий далеко за пятьдесят. Многие уже на пенсии. А иных уже нет в наших рядах. Умерли Слава Мисуркин и Толик Васильев. Ну а судьбы многих ребят мне не известны. Редко встречаемся. Еще раз прошу меня извинить за то, что не всех участников моего фестиваля перечислил. Многое стерлось из памяти, забываются фамилии, лица, события.

Буду рад, если кто-то откликнется из участников тех событий и напишет свою страницу памяти.

Не прервётся связь времён: материалы Общества краеведов при Печорской районной библиотеке. - Вып.7 - Печоры, 2018

 
Copyright © 2006-2017 Печорская гимназия. All Right Reserved.