Добро пожаловать на официальный сайт Печорской гимназии

 
 ВЕРСИЯ
ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 

 Главная

 Сведения об    образовательной    организации



 Педагогический     коллектив

 Учащиеся

 Расписание уроков

 Выпускники

 Медалисты

 Наша жизнь

 Родителям

 Гостевая книга

 Фотоальбом



 ЦОС

 Горячее питание

 Ссылки

 Электронный     журнал



История: Учителя -> Учитель

Райкова Лариса Александровна

Имя Ларисы Александровны Райковой, потомственного педагога, ветерана педагогического труда с 35-летним стажем известно многим печерянам, ведь первая учительница незабываема.

Мама Ларисы Александровны - Тамара Карловна Домоновская (урожденная Устав) - учительница начальных классов, отдала школе около 45 лет, двадцать из них - Тайловской.

Отец - Александр Семёнович Домоновский, будучи инженерно-техническим специалистом по строительству дорог и мостов, состоял в то же время членом правления Печорского "Русского просветительского общества", занимался вопросом защиты прав русских на территории Эстонии, частью которой был в то время Печорский район. При его непосредственном участии были построены мосты через реки Белку и Пачковку, участок железнодорожного полотна от станции Петсери до Тарту, подъездная дорога от здания железнодорожного вокзала до центра города.

Достойным продолжателем просветительских традиций своего именитого деда К. Устава стала Лариса Александровна Райкова.

"Зерна, вложенные дедушкой, - говорит она, - не остались без всходов, дали плодотворные результаты". И этому есть конкретные подтверждения: она много лет читала лекции в районном обществе "Знание" на педагогические и другие темы молодым специалистам, вела над ними шефство, учила нелёгкому учительскому труду, будучи в этом смысле "учителем учителей".

В своё время государство отметило заслуги Ларисы Александровны различными наградами: званием "Отличник народного просвещения", Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР, медалью "Ветеран труда" а также множеством областных и районных почётных и поощрительных грамот.

Счастье - растить человека

- Здравствуйте, дети, садитесь, - ласково улыбаясь, говорит учительница.

Идет урок математики во 2 классе Печорской школы № 3.

- Будем считать устно самым удобным способом.

На доске заранее заготовлена работа, она не из простых, но дети успешно справляются с устным счетом. Одни примеры сменяются другими.

Теперь другой профиль для вычислений. Отвлечься ученику невозможно, учительница видит всех и всех умело втягивает в работу.

- А сейчас, дети, я посмотрю, какой ряд будет работать лучше, кого мне можно будет похвалить.

И все заинтересованы, чтобы Лариса Александровна именно их похвалила.

Начинается самостоятельная работа. И опять:

- Откройте тетради, а я послушаю, кто тише откроет.

Похвала учительницы - высшая награда для, ученика.

Урок идет к концу. Надо его завершить.

Чему же мы сегодня научились? А научились второклассники многому: тремя способами вычитать. И из этих трех способов надо было выбрать такой, который приводит к быстрому результату, или, как ответили дети, "чтобы легче, было считать". Сделан еще один шаг в развитии мыслительной деятельности учащегося.

Второклассники ясно поняли, для чего они изучают столько способов счета. Класс работал напряженно, активно, с интересом, ии одна минута не пропала даром.

Кажется просто, не правда ли? Но за кажущейся "простотой" - напряженная работа учителя по подготовке к уроку. Даже сейчас, будучи опытным преподавателем, Лариса Александровна Райкова не позволит себе прийти на уроки без ясного, продуманного до единой минуты плана.

А сколько времени отдается подбору дидактического материала, оформлению наглядных пособий! Сколько перечитано специальной педагогической литературы, чтобы найти более эффективные приемы обучения! Ведь учителю нельзя останавливаться на достигнутом, надо постоянно расширять свои знания, черпать новое: из литературы, из опыта товарищей. Иначе жизнь перегонит его..

Лариса Александровна постоянно пополняет свою личную библиотеку новыми книгами: здесь и собрания сочинений многих писателей, и мемуарная литература, и педагогическая, здесь и детская литература. Детская энциклопедия является настольной книгой Ларисы Александровны. В ней она находит дополнительный материал для бесед с учащимися.

Вот почему ее уроки отличаются не только продуманностью каждого слова, не только доходчивостью, но и яркостью изложения. Они насыщены научными фактами. Все это способствует расширению кругозора учащихся.

С первого класса Лариса Александровна заботится о культуре речи учащихся, об обогащении словарного запаса детей. На ее уроках органически сливаются, обучение и воспитание.

За долгие годы работы в школе много учащихся было у Ларисы Александровны. Много доброго, хорошего вложила она в душу каждого будущего человека, гражданина.

Доброжелательная, отзывчивая, тактичная и в то же время собранная, волевая, требовательная, умеющая видеть каждого ученика - такова Лариса Александровна. В каждом ее слове, в голосе сквозит материнская забота к детям. Такой же привязанностью платят Ларисе Александровне и ее ученики. Вот уже второй год ее выпускники наведываются в класс к своей бывшей учительнице, шефствуют над ее новым поколением.

- Лариса Александровна и для них находит время и душевную теплоту: спросит об успехах, похвалит или сделает замечание.

Именно растить Человека считает Лариса Александровна своим счастьем.

А. Спиридонова, председатель районного отделения педагогического общества
"Печорская правда" 6 октября 1970 г.

Её помнят и любят

12 января у Ларисы Александровны Райковой юбилей. Всю свою трудовую жизнь она посвятила воспитанию и обучению детей, учила их добру, прекрасному, любить родной край, нашу Родину, уважать старших.

В 1951 году Лариса Александровна пришла работать воспитателем в Печорский детский дом, взяла самых маленьких. Долгое время дети не называли её по имени и отчеству, а звали просто "мамочка" и ходили за ней гуськом. Она, действительно, заменила им мать. Сколько тепла, внимания, заботы и терпения отдавала она им каждый день! И они помнят об этом и пишут ей.

С 1962 года Л. А Райкова работает завучем. Но ей хочется быть ближе к детям, и в 1965 году она стала учителем начальных классов в школе № 3. Милая, скромная, отзывчивая, она и здесь стала любимой учительницей.

Все эти годы её уговаривали перейти в школу № 1, и она всё-таки решилась. Среди учителей, родителей и учащихся пользовалась большим уважением и авторитетом. Дети её просто обожали и любили.

Лариса Александровна награждена грамотой роно и облоно, ей присвоено звание "Отличник народного просвещения".

В 1985 году она ушла на заслуженный отдых. Но старается не отходить от общественной жизни, поддерживает связь с бывшими коллегами. Всегда посещает заседания клуба "Старожил", принимая участие в тёплых, дружеских беседах.

Группа учителей-ветеранов
"Печорская правда" 12 января 1999 г.

В сердцах многих учеников Ларисы Александровны до сих пор живёт благодарность к своей первой учительнице.

В ноябре 2002 года Лариса Александровна умерла.

 
Copyright © 2006-2020 Печорская гимназия. All Right Reserved.