Добро пожаловать на официальный сайт Печорской гимназии

 
 ВЕРСИЯ
ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 

 Главная

 Сведения об    образовательной    организации



 Педагогический     коллектив

 Учащиеся

 Расписание уроков

 Выпускники

 Медалисты

 Наша жизнь

 Родителям

 Гостевая книга

 Фотоальбом


 Ссылки

 Электронный     журнал



История: Учителя -> Учитель

Яснова Мария Федоровна

(Первый завуч школы)

"Положение ужасное. Но я сделаю вас грамотными к концу учебного года, если будете выполнять все мои требования", - так заявила учительница литературы нам, восьмому "Г" классу Печорской средней школы, в начале сентября 1952 года после первого диктанта.
Положение было действительно ужасным: три четверти плохих оценок, две оценки хорошие, остальные - удовлетворительные. Удивляться особенно нечему. Сборный класс: городские ребята, из района, из самых отдаленных районов области. Разная подготовка, неодинаковый багаж знаний. Но даже мы были изумлены твердым обещанием учительницы. Ведь что можно сделать за учебный год, если в неделю только один урок русского языка, да и тот уйдет на контрольные сочинения (сдвоенные уроки)?

На первом уроке литературы, после разбора злополучного диктанта, мы выписывали свои ошибки в специальные тетради. Выписывали без традиционных объяснений, почему надо так писать, какое правило существует. Слова располагались столбиком, как печатаются словари. Все слова, занесенные в тетрадь, надо было знать наизусть и ответить без запинки в любое время дня и ночи. И горе тому, кто начинал с избитых, привычных в школьной жизни слов: "У меня было написано…". Громовой голос тотчас перебивал незадачливого: "Забудь, как было написано. Помни, как надо писать!". Это стало нашим девизом. Думаю, что и через 28 лет не забыто.

Идет урок литературы. У доски ученик рассказывает о лирических отступлениях в романе "Евгений Онегин". Вдруг движением руки учительница останавливает ученика, поворачивается к нему. Это означает, что надо прочесть свой словарь, т.е. назвать слова, в которых были допущены ошибки. И обязательно с начала года. У слабых учеников словарь был так велик, что 5 - 6 минут требовалось на его прочтение.

Мы знали свои ошибки, мы их помнили - это так. Но как наша серьезная, строгая, с властным голосом учительница помнила ошибки каждого из нас? Ведь если кто-то что-то забывал, пропускал, она немедленно исправляла, дополняла. Это меня удивляло тогда и до сих пор удивляет. Она приходила в класс с одним только классным журналом, никаких записей с собой не носила…

Талант педагога порой не поддается объяснению, разбору. Это такая сила, которая вызывает почтение, уважение.

Выписывали слова из текстов по порядку сделанных ошибок, так их и заучивали. Иногда непроизвольно складывались странные и нелепые сочетания. Возникали комические сцены. Одна девочка бодро отрапортовала: раненая гримаса не находит места в панталонах. Первое мгновение была тишина, потом класс разразился страшным хохотом. Учительница тоже смеялась и добавила: "Вот ведь не только знать, помнить, а еще и думать надо". И мы запоминали, учили, думали. К концу учебного года неуспевающих по русскому языку в классе не было. И на экзамене - ни одной двойки… Я рассказала лишь о маленькой частице педагогической деятельности Марии Федоровны Ясновой.

Она родилась в Печорах, здесь ее знает каждый. А кому посчастливилось учиться у нее, пройти курс русской литературы, о тех говорить нечего. И знания у них прочные, и Марию Федоровну будут помнить всю жизнь.

Очень часто мы не слышали звонка не только с урока, но и с перемены на следующий урок - мы были с Наташей Ростовой на ее первом балу, мы ночевали с Чичиковым у Коробочки и представляли "змеиный" бой стенных часов, нас завораживали отрывки из "Слова о полку Игореве", Мария Федоровна даже пела нам исповедь князя Игоря "О дайте, дайте мне свободу…", рассказывала об опере. Уверена, что в то время, когда купить полкило хлеба было проблемой, когда пили чай без сахара, а "подушечки" были праздничным угощением, в то время никто из наших учеников не слышал оперы. И узнать про нее на уроке - было необычным, незабывающимся.

Все мои читатели в свое время были учениками, все помнят, какое это долгожданное счастье - звонок, конец урока. А если его не только не ждут, а если он пронзительно звенит, а его не слышат, если все в обаянии рассказа учителя - это ли не сила воздействия, то магическое, о чем мечтает учитель!

Р. Яснецкая, 1980 год.
(По материалам книги "Печоры - порубежный край России". Сборник материалов местных авторов. Сост. Бедовый Н.И. - Псков: Издательство Псковского областного центра народного творчества, 2005 г.)

Фотографии из семейного альбома предоставлены Кузьминой Ниной Георгиевной, внучкой Марии Фёдоровны Ясновой

 
Copyright © 2006-2017 Печорская гимназия. All Right Reserved.